Работа двигателя

На тракторе Т-130 установлен четырехцилиндровый, четырехтактный дизельный двигатель Д-160 с турбонаддувом.

Рабочий цикл четырехтактных двигателей совершается за два оборота коленчатого вала. За это время коленчатый вал получает усилие от поршня только при одном полуобороте, соответствующем рабочему ходу поршня. Три других полуоборота продолжаются по инерции, и коленчатый вал с помощью маховика перемещает поршень при всех вспомогательных тактах (выпуске, впуске и сжатии). Вследствие этого коленчатый вал одноцилиндрового двигателя вращается неравномерно: при рабочем ходе — ускоренно, а при вспомогательных тактах — замедленно. Кроме того, одноцилиндровый двигатель обычно имеет небольшую мощность и повышенную вибрацию. Поэтому на современных тракторах и автомобилях устанавливают многоцилиндровые двигатели.

Чтобы многоцилиндровый двигатель работал равномерно, такты расширения должны следовать через равные углы поворота коленчатого вала (т. е. через равные промежутки времени). Для определения этого угла продолжительность цикла, выраженную в градусах поворота коленчатого вала, делят на число цилиндров. Например, в четырехцилиндровом четырехтактном двигателе такт расширения (рабочий ход) происходит через 180° (720: 4) по отношению к предыдущему, т. е. через половину оборота коленчатого вала. Другие такты этого двигателя чередуются также через 180°. Поэтому шатунные шейки коленчатого вала у четырехцилиндровых двигателей расположены под углом 180° одна к другой, т. е. лежат в одной плоскости. Шатунные шейки первого и четвертого цилиндров направлены в одну сторону, а шатунные шейки второго и третьего цилиндров — в противоположную сторону. Такая форма коленчатого вала обеспечивает равномерное чередование рабочих ходов и хорошую уравновешенность двигателя, так как все поршни одновременно приходят в крайнее положение (два поршня вниз и два вверх — рис. 4).

Рис. 4. Схема и порядок работы четырехцилиндрового двигателя.

Полуобороты коленчатого вала Цилиндры
       
I такт 0 180° рабочий ход выпуск сжатие впуск
II такт 180-360° выпуск впуск рабочий ход сжатие
III такт 360-540°   сжатие выпуск рабочий ход
IV такт 540-720° сжатие рабочий ход впуск выпуск

Полуобороты коленчатого вала Углы поворота коленчатого вала Цилиндры  
                 
Первый 0... 90 Рабочий ход Коней впуска Сжатие Конец выпуска Впуск Сжатие Конец сжатия Рабочий ход Впуск Выпуск Конец раб хода Выпуск  
90... 180  
Рабочий ход  
Второй 180... 270 Выпуск Рабочий ход Сжатие Впуск  
270... 360 Рабочий ход Сжатие Выпуск Впуск  
Третий 360... 450 Впуск Выпуск Рабочий ход Сжатие  
450... 540 Выпуск Рабочий ход Впуск Сжатие  
Четвертый 540... 630 Сжатие Впуск Выпуск Рабочий ход  
630... 720 Впуск Выпуск Сжатие Рабочий ход  

Последовательность чередования одноименных тактов в цилиндрах называют порядком работы двигателя. Порядок работы четырехцилиндровых отечественных тракторных двигателей 1-3-4-2. Это означает, что после рабочего хода в первом цилиндре следующий рабочий ход происходит в третьем, затем в четвертом и, наконец, во втором цилиндре [3, с. 139].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: