4.1 Реакции химически активных газов
Процессы расширения газов в значительной степени зависят от температуры и химического состава этих газов. С этой точки зрения все газы можно разделить на две группы: реагирующие (активные) и не реагирующие (пассивные).
Активный газ — это газ, в котором при расширении происходят те или иные химические реакции; пассивный — расширяющийся без сопровождения химическими реакциями.
Обычно, химические реакции, происходящие в газах при их расширении, отрицательно влияют на параметры термодинамического процесса и двигательной установки в целом. К таким реакциям относятся диссоциация, конденсация и ионизация.
Так как диссоциация (процесс разложения молекулярных соединений на составляющие элементы) протекает с поглощением большого количества тепла, то это приводит к снижению температуры потока, то есть уменьшению его общей энергетики, а, следовательно, к ухудшению основных параметров двигателя.
При расширении газового потока происходит снижение его температуры, а, следовательно, возможно явление конденсации — частичный переход рабочего тела из газообразного состояния в жидкое. Это отрицательно влияет на характеристики двигательной установки, уменьшая совершаемую газом полезную работу.
|
|
Наглядное представление возникновения потерь от конденсации показано на рабочей диаграмме, рис. 4.1.
|
Рис.4.1
Ионизация — процесс отрыва электронов с внешних орбит электронейтральных атомов. Возникает при больших скоростях газового потока и обтекании им тел. Ионизация вызывает появление на выходе из сопла электрозаряженных частиц, вследствие чего наблюдается снижение тяги из-за взаимоотталкивания одноимённо заряженных ионов рабочего тела. Кроме того, в процессе эксплуатации корпус летательного аппарата приобретает высокий электрический потенциал, что может вызвать электрический разряд между корпусом этого ЛА и другими электронейтральными или противоположно заряженными телами. При этом могут образоваться мощные кратковременные дуговые разряды, порой приводящие к серьёзным последствиям. Даже просто нахождение корпуса ЛА под высоким электрическим потенциалом уже может быть небезопасно для экипажа и приборов. Поэтому в случае процесса ионизации необходимо применять специальные устройства — нейтрализаторы, которые усложняют конструкцию двигателя и увеличивают его массу.
4.2. Аэродинамический нагрев в полете
Все процессы, происходящие в активных газах, могут наблюдаться и при аэродинамическом нагреве поверхности летательного аппарата.
|
|
Кроме того, следует добавить, что при ламинарном слое сопротивление трения значительно меньше, чем при турбулентном. Уменьшение трения в ламинарном пограничном слое уменьшает теплоотдачу, а, следовательно, и температуру поверхности. Поэтому обеспечение ламинарной структуры пограничного слоя является одним из эффективных средств тепловой защиты конструкции летательного аппарата.
Переход ламинарного пограничного слоя в турбулентный зависит от числа Рейнольдса и на плоской пластине с нулевым углом атаки при дозвуковых скоростях полета (М<1) происходит при Re =4,65•103. Опыт показывает, что при сверхзвуковых скоростях полета и особенно при теплоотводе от пограничного слоя турбулизация пограничного слоя происходит при более высоких числах Рейнольдса.
При гиперзвуковых скоростях (М>5) у поверхности летательного аппарата развиваются некоторые механические, физические и физико-химические явления, которые изменяют физические параметры воздуха и могут являться эндотермическими или экзотермическими реакциями.
К числу таких явлений относится диссоциация, рекомбинация и ионизация воздуха. Кроме того, вследствие увеличения толщины вытеснения пограничного слоя при гиперзвуковых скоростях (М>10) на теплообмен начинает заметно влиять увеличивающееся при этом давление потока у поверхности тела.
При диссоциациивоздуха, вызываемой высокой его температурой, молекулы кислорода 02 и азота N 2 разлагаются на атомы, при этом поглощается значительное количество тепла. Например, на высоте 50 км при скорости полета М = 20 температура заторможенного идеального газа, не подверженного диссоциации, должна быть 17500°К, а для реального газа, с учетом поглощения энергии на диссоциацию, будет только 6500°К. Полная диссоциация для кислорода наступает при 6000°К, а для азота при 10000°К.
Так как температура поверхности стенки при гиперзвуковых скоростях будет всегда ниже температуры заторможенного воздуха, то у стенки может возникнуть обратный процесс — рекомбинации атомарных газов.При этом будет выделяться тепловая энергия.
Опыты показывают, что скорость естественной рекомбинации (без катализаторов) очень низка, но обтекаемая газом стенка играет роль катализатора, и при попадании атомов на стенку скорость рекомбинации во много раз возрастает. При этом у металлических стенок скорость рекомбинации значительно выше, чем у неметаллических.
При гиперзвуковых скоростях, вследствие высокой температуры, кроме диссоциации, возникает ионизация атомов и молекул воздуха.Однако, даже при скоростях потока М 20 ионизируется всего ~1% воздуха и такая степень ионизации почти не влияет на теплообмен.
Область движения летательных аппаратов с космическими или околокосмическими скоростями на больших высотах, где вследствие большого разрежения воздуха средняя длина свободного пробега (до взаимного столкновения) молекул становится больше размеров тела, называется зоной свободно - молекулярного потока. В области свободно - молекулярного потока пограничный слой отсутствует и для исследования процесса теплопередачи теория пограничного слоя не применима. Отношение средней длины свободного пробега молекул к линейному размеру тела называется числом Кнудсена (Кп). Область свободно-молекулярного потокахарактеризуется следующим значением числа Кнудсена:
В свободно-молекулярном потоке ударные волны отсутствуют, однако в результате соударений молекул с поверхностью возможны их диссоциация и ионизация, причем вследствие большой длины свободного пробега молекул в потоке перед движущимся телом возникает обширная ионизированная зона.
|
|
Для диапазона чисел Кнудсена 0,01< Кп <0,1 поток имеет пограничный слой, но этот слой скользит вдоль поверхности, т. е. у этого слоя скорость газа у поверхности не равна нулю. Наличие скачка скорости в пограничном слое потока со скольжением вызывает также температурный скачок.Поэтому коэффициент теплоотдачи при потоке со скольжениемполучается несколько ниже, чем по формулам для непрерывного потока.
Торможение газового потока может происходить как вдоль канала, например, вследствие изменения формы канала, так и в направлении нормали к поверхности стенки канала, вследствие внутреннего трения газа около стенок, скорость потока становится равной нулю. При движении газа с большой скоростью теплота, выделяющаяся вследствие трения, приводит к существенному повышению температуры газа пограничном слое. В результате вблизи тела устанавлиется распределение температур, изображенное на рис. 4.2. В частности, при отсутствии теплообмена с телом градиент температуры на его поверхности равен нулю, и теплообмен происходит только в пограничном слое.
Температура поверхности стенки, которая устанавливается при отсутствии теплообмена между стенкой и газом, превышает температуру Т газа вдали от стенки и называется температурой восстановления или температурой адиабатической стенки.
Рис. 4.2.
Изменение температуры в пограничном слое: 1—при отсутствии теплообмена; 2 — при отсутствии теплообмена между стенкой и газом; 3 — при нагревании газа; 4 — при охлаждении газа.
Величина , называется коэффициентом восстановления температуры.
Значение коэффициента восстановления зависит в основном от структуры пограничного слоя и от физических свойств газа, определяемых критерием Прандтля. Приближенно для инженерных расчетов можно принять:
- для ламинарного пограничного слоя ;
- для турбулентного пограничного слоя ;
где физические величины в критерии Прандтля должны соответствовать следующей определяющей температуре ,
где Тп — температура поверхности стенки.
|
|
Введение температуры Т0 вызывается большой разницей в температурах и, соответственно, в физических свойствах газа по толщине пограничного слоя.
Из рис. 4.2 следует, что при наличии теплообмена между движущимся газом и стенкой направление теплового потока зависит от того, является ли действительная температура Tn стенки выше или ниже адиабатической температуры Tr стенки. Отвод тепла от газа в ряде случаев (например, при входе космического корабля в атмосферу) может осуществляться при температуре Tn стенки, превышающей среднюю температуру Т газа в потоке.
В случае течения газа со сверхзвуковой скоростью задачу приходится решать во всей конкретной сложности, т. е. с учетом влияния теплоты трения на коэффициент теплоотдачи и с учетом величины температуры восстановления .
Для сверхзвуковых потоков в настоящее время имеются приближенные решения, которые получены только для случая обтекания плоской пластины под нулевым углом атаки, и то без учета давления вдоль пластины, вызываемого наличием пограничного слоя с нарастающей толщиной.