Сборка типовых соединений. Сборка узлов с подшипниками качения

Монтаж шариковых подшипников выполняют равномерным приложением усилия по периметру насаживаемого кольца, но не к свободному кольцу или сепаратору.

Если подшипник служит опорой для вращающегося вала, то внутреннее кольцо должно устанавливаться на него с натягом, чтобы исключить проворачивание на шейке и ее интенсивное изнашивание. Если же вращается корпус, то по этой же причине с натягом устанавливается наружное кольцо подшипника. Посадку подшипника на вал и в корпус выбирают в зависимости от условий и режимов работы узла.

Сборка узла вал — подшипник осуществляется в следующей последовательности: подшипник промывается в 6%-ном растворе масла в бензине, нагревается в масле в течение 10—20 мин и напрессовывается на вал.

Температура нагрева зависит от натяга и диаметра посадочной поверхности и определяется из условия, что температурные деформации кольца подшипника должны быть больше величины натяга.

Посадку подшипника с натягом следует выполнять при помощи пресса или приспособления, обеспечивающего плавный, безударный нажим.

Посадочные места корпуса и вала для уменьшения трения следует покрыть тонким слоем смазки. Если на конце вала имеется резьба, то при появлении трех-четырех ее витков навинчивают специальную гайку и дальнейшую напрессовку кольца осуществляют, завинчивая ее. После остывания подшипника гайку следует подтянуть окончательно.

При запрессовке подшипника по наружному диаметру деталь предварительно подогревают струей горячего воздуха или погружают (если позволяют габариты) в горячее масло. Возможно также охлаждение подшипника до температуры -75 °С в термостате с сухим льдом.

После установки подшипника на вал проверяют радиальный и осевой зазоры с помощью индикаторного приспособления, а также легкость вращения свободного кольца подшипника.

Монтаж конических роликовых подшипников отличается тем, что раздельно выполняют сборку внутреннего кольца (с роликами и сепаратором) с шейкой вала и наружного кольца с корпусом, а радиальный зазор или натяг в подшипнике обеспечивают регулировкой.

Сборка с предварительным натягом. Предварительный натяг образуется при нагружении радиально-упорного подшипника в осевом направлении.

В результате нагружения тела и дорожки качения упруго деформируются, благодаря чему увеличивается площадь их контакта и повышается жесткость подшипника — его способность сопротивляться деформациям под действием рабочей нагрузки.

Создание предварительного натяга является ответственной операцией при сборке подшипниковых узлов. В радиально-упорных шарикоподшипниках предварительный натяг обеспечивается посредством осевого смещения наружного кольца относительно внутреннего, для чего применяют предварительноесошлифовывание торцов колец подшипников, используют втулки различной длины между наружными и внутренними кольцами или прокладки, пружины, обеспечивающие заданную осевую силу предварительного натяга. Эти способы применяются при регулировании натяга как в жестких, так и плавающих опорах.

Схемы регулировки подшипников. Для обеспечения возможности регулировки зазора или натяга шариковые и роликовые радиально-упорные подшипники обычно устанавливают попарно. Практически изменение относительного положения колец подшипников возможно перемещением как наружных, так и внутренних колец. Регулировка подшипников при перемещении наружных колец обычно достигается сменой прокладок, а при перемещении внутренних колец — с помощью гайки.

Регулировка радиальных подшипников. В радиальных подшипниках с посадочной конической поверхностью требуемые зазор или натяг между кольцами и телами качения создаются за счет деформации (расширения) внутреннего кольца подшипника при напрессовке на коническую шейку вала. Это позволяет компенсировать пластическую деформацию дорожек и тел качения, возникшую в процессе зксплуатации подшипника и восстанавливать его жесткость.

Срок службы шарикоподшипников значительно зависит от попадания в них грязи и пыли. Поэтому при сборке подшипниковых узлов большое внимание должно быть уделено качеству монтажа защитных устройств (манжетных, щелевых, лабиринтных, комбинированных и др.).

Смонтированные подшипники качения необходимо проверить на шум, температуру нагрева, легкость вращения и по другим, установленным технической документацией характеристикам и при наличии недопустимых отклонений соответствующих параметров выявить и устранить вызывающие их дефекты.

После установки и регулировки подшипников в узле производят его обкатку, в процессе которой может быть выявлен ряд дефектов, связанных с состоянием подшипников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: