Комментарии к с. 42-48

ледователи стремились придать песнопениям характер оарешенности от всего земного, мистического созерцания, религиозного экстаза. Вместе с тем песнопения обобщили многовековой опыт развития музыкальной культуры, впитали художественно ценные элементы песенности различ­ных народов. Песнопения исполнялись мужским хором в унисон на слова текстов, заимствованных из Библии; преобладали звуки равной длитель­ности (cantus planus —медленное пение). С усвоением церковной музы­кой многоголосия грегорианское песнопение осталось тематической ос­новой полифонических культовых произведений.

20" ЧупровА.А. Очерки по теории статистики. СПб., 1909, с. 1.

21 Ео ipso (лат.) — тем самым, в силу этого.

22 От лат. singularis — отдельный, одиночный, единственный. «Сингу­лярная причинность», таким образом, это единичная причинно-след­ственная связь между двумя или бульшим числом явлений. В русской социологической литературе термин «сингуляризм» в противоположность «универсализму» впервые стал употреблять П.Б. Струве, заимствовавший его, в свою очередь, из естественно-научных сочинений Гете. Вслед за Струве использовал этот термин и С.Л. Франк. Подробнее см.: Струве П.Б. Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. М., 1997, с. 464-475; Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992, с. 38-42.

23 От лат. disparatus — несовместимый, не имеющий общих свойств или даже наделенный противоречащими свойствами.

24 Post hoc, ergo propter hoc (лат.) — после этого, значит вследствие этого. Логическая ошибка, состоящая в том, что простая последователь­ность двух событий во времени принимается за причинную связь между

ними.

25 Имеется в виду настенная живопись в катакомбах, обнаруженных в Риме, Александрии, Сиракузах, Неаполе и Пече и использовавшихся для погребения христиан и иудеев. В период гонений на христиан в катаком­бах собирались члены общин. В раннехристианском («катакомбном») искусстве якорь символизкрс-Bai надежду, голубь —Св. Дух? у масличная (оливковая) ветвь —радость и мир.

26 Источник выражения — старинная немецкая песик, приписываю­щая поговорку «кто не любит вина, женщин и песен, тот всю свою жизнь — дурак» Мартину Лютеру: «Die Krippe stets voll Putter! Wernicht liebt Wein, Weib und Gesang, Der bleibt ein Narr sein Leben lang, sagt Doctor Martin Luter» [«Стол от харчей да будет тесен! А "кто не любит баб, вина и песен, всю жизнь свою — дурак", — доктор Мартин Лютер говорит нам так»]. Девиз «вино, женщины, песня», неоднократно встречающийся на страницах «Социальной и культурной динамики» и других произведе­ний П.А. Сорокина, является, по его мнению, наиболее характерным (на­равне с горациевым «Carpe diem» — «Лови день!») выражением филосо­фии и умонастроения эпикурейства. Один из возможных источников П.А. Сорокина — книга Р.У. Эмерсона «Представители человечества», в которой цитируются эти слова. В главе «Монтень, или Скептик» Эмер-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: