Дон Кихот — Есенин, Дюма — Жуков, Гюго — Достоевский, Гамлет — Драйзер, Горький -Дж. Лондон, Наполеон — Габен, Бальзак — Гексли, Штирлиц — Робеспьер.
В них не хватает откровенности, они надоедают. Конфликтов не много, но очень не хватает эмоций, радости. Люди стараются понять друг друга, но не умеют угадать желаний партнера. И снова этические обвиняют логических в эгоизме, а логические этических — в несерьезности, в легкомыслии.
Филатова
Интертипные отношения
(по Филатовой)
В соционике наиболее плодотворным и многообещающим следует считать анализ и прогнозирование человеческих отношений. Дело в том, что информационная структура сознания каждого из 16-ти психологических типов накладывает очень четкие ограничения на характер его связи с другими типами людей, причем эти ограничения зависят не только от самого субъекта, но и от психологического типа его партнера. Образно говоря, две информационные системы, поставленные рядом, могут или кооперировать, или работать ''в противофазе", подавляя друг друга.
|
|
Как это происходит? Как, согласно соционичсской модели, общаются между собой люди разных психотипов? Рассмотрим конкретный пример: Штирлиц и Дюма.
Информация, передаваемая другому человеку по какой-либо из психический функций, поступает именно на тот его канал, который занят этой функцией. На нашей схеме эта информационная связь иллюстрируется линиями, связывающими "деловую логику" Штирлица в I канале с "деловой логикой" Дюма в III канале. Разумеется, связь идет в направлении от Штирлица к Дюма, а не наоборот, потому что I канал гораздо сильнее. Аналогичная связь идет здесь по "сенсорике ощущений", — теперь уже от I канала Дюма ко II каналу Штирлица. Как же в обоих случаях "приемник" реагирует на информацию "передатчика"? Мощные сигналы, распространяемые Штирлицем с его 1 канала, воспринимаются слабым III каналом Дюма весьма болезненно: это примерно то же самое, как на ногу с больной мозолью наступить тяжелым сапогом. Штирлиц же, со своей стороны, не будет столь болезненно воспринимать информацию с I канала Дюма, поскольку аналогичная функция расположена у него во II, тоже сильном канале.
По другим функциям — этике , и интуиции , — связь, скорее, опосредована, поскольку это — функции разной "вертности". Уже из этого беглого анализа мы можем сделать очень важный вывод: отношения Дюма и Штирлица чреваты однонаправленным негативным действием со стороны Штирлица, что и следует учесть.
Анализируя подобным же образом все возможные комбинации связей по разным каналам между двумя индивидами разных типов; мы получим 16 вариантов интертипных отношении.
|
|
Для примера рассмотрим все эти варианты у сенсорно-этического экстраверта (Наполеон).
1. Дуальное или полное дополнение (Наполеон — Бальзак).
2. Полудуальное (Наполеон — Есенин).
3. Миражные отношения (Наполеон - Габен).
4. Отношения полной противоположности (Наполеон — Дюма).
5. Зеркальные отношения (Наполеон — Драйзер).
6. Конфликтные отношения (Наполеон — Робеспьер).
7. 8. Отношения контроля или ревизии (М. Горький — Наполеон — Достоевский).
9. Тождественные (Наполеон — Наполеон).
10. Родственные (Наполеон — Жуков).
11. Отношения суперэго (Наполеон — Дон Кихот).
12. Деловые отношения (Наполеон -- Гексли).
13. Отношения активации (Наполеон — Джек Лондон).
14. Отношения параллельного квазитождества — (Наполеон — Гюго).
15. 16. Отношения социального заказа (Гамлет — Наполеон — Штирлиц).
Теперь давайте рассмотрим интертипные отношения в том порядке, как они изображены в списке. Здесь следует сделать оговорку: все предложенные модели взаимодействия справедливы лишь при условии, если оба взаимодействующих индивида развиты в одинаковой степени. Это будет означать, что исключена, например, такая ситуация, когда I канал одного действует значительно слабее, чем I канал другого, и т. п. (Сильная разница в уровнях развития вообще выходит за рамки нашего анализа.)