Один из аспектов проблемы состояния Донской культуры предполагает сегодня изучение корней этой культуры в пределах Подонья периода VI - II вв. до н.э. Культуру Подонья этого периода целесообразно рассматривать на примере культуры савроматов и ранних сарматов. Археологами и историками установлено, что ранние сарматы и савроматы являются по существу современниками скифов. Следовательно, и тех и других можно рассматривать в контексте культуры эпохи раннего железного века на основе анализа сообщений греческих и римских историков, географов и писателей.
Географическое положение земель, заселенных сарматами и савроматами, в частности, факт пересечения миграционных путей кочевых племен наложило определенный отпечаток на все сферы духовной и материальной культуры народов, живших на территории Нижнего Дона. При изучении рассматриваемого вопроса важно учитывать границы расселения различных племен и их точную локализацию на территории Дона в различные периоды их пребывания. Источниками анализа исторических корней Донской культуры стали письменные свидетельства и археологические исследования. В связи с тем, что археологические раскопки носили неравномерный, эпизодический характер, на сегодняшний день лучше всего изучены памятники эпохи раннего железного века, расположенные в дельте Дона и принадлежащие преимущественно оседлому населению. Памятники культуры кочевников в степной зоне Подонья изучены в меньшей степени.
|
|
В целом можно выделить следующие малоизученные или практически не изученные вопросы состояния культуры различных регионов Подонья.
1. Изучение культуры киммерийцев и времени появления скифов и сарматов на территории Подонья.
2. Этнический состав населения Нижнего Дона в эпоху раннего железного века (скифы, савроматы, сарматы, меоты и др.) и особенности развития их культур.
3. Время появления савроматских племен на Дону и соотношение скифской и савроматской культур на Дону.
4. Выявление специфики савроматской и сарматской культур на Дону и их соотношения в конкретные периоды времени.
5. Анализ состояния материальной культуры савроматов и ранних сарматов на Дону в VI - II вв. до н.э. и характера их расселения в Придонье в этот же период.
Для изучения данной проблемы, наряду с опубликованными, необходимы и такие работы, которые до сих пор не напечатаны. Так, исторические корни Донской культуры в той или иной мере затронуты в исследованиях В.П. Шилова, С.И. Лукьяшко, И.С. Каменецкого, Л.М. Казаковой, С.Н. Братченко и других ученых.
Относительно углубленный анализ ряда работ в области исследования Донской культуры позволяет выделить:
|
|
1. Памятники переходного периода — захоронения, курганы, погребальные комплексы, некоторые находки на левом берегу Кагальника, обнаруженные в 1878 г. у поселка Ивановского, например, — два бронзовых клепанских котла.
2. Памятники савроматского периода, инвентарь которых значительно богаче и выразительнее, чем в комплексах переходного периода. Так, в 1967 г. на западной окраине Ростова-на-Дону в кургане 5 вскрыли погребение, в котором находились в числе других следующие предметы: каменное блюдо, бронзовое зеркало, лепной сосудик со сливом архаичной формы.
3. Раннесарматские памятники Нижнего Дона III - II вв. до н.э., или так называемые памятники Правобережья, например, Беглицкого некрополя. К находкам левобережья принадлежат раннесарматские (прохоровские), относящиеся к так называемой «прохоровской» культуре. К самым ранним памятникам можно отнести группу погребений III - II вв. до н.э. Определенный интерес при изучении донской культуры может представлять уровень производства различных орудий труда раннего железного века. Уже в те далекие времена, о которых здесь идет речь, наши предки на Дону производили изделия из дерева, кожи, кости, камня. На достаточно высоком уровне было ткачество, литье, ковка и другие процессы человеческой деятельности, результатами которой являлись изделия материальной культуры. Наряду с этим в погребениях обнаруживают и керамику, являющуюся определенным показателем экономического и социального уровня развития общества, а в некоторых случаях — признаком этнического различия. Кстати, на керамическое производство заметно влияли и разнообразные традиции кобяковской культуры.
В погребениях кочевников нередко встречается импортная архаическая керамика, чаще всего в виде амфор. Судя по некоторым погребениям в кочевнической среде весьма широкое распространение имела и деревянная посуда, сохранившаяся намного хуже керамической. Одежда, украшения, пряжки и предметы туалета, судя по археологическим раскопкам, у скифов, савроматов, сарматов и других родственных им племен были очень сходными. Количество таких находок на Дону весьма незначительно. Следует подчеркнуть, что весь вещественный материал, найденный в погребениях Придонья, связан с религиозным культом — верой в загробную жизнь.
Состояние культуры в тот или иной период времени определяется в какой-то мере способами изготовления и уровнем производства наступательного и оборонительного оружия, снаряжения боевых коней. Военные походы киммерийцев и скифов в Переднюю Азию, несомненно, послужили толчком к его дальнейшему усовершенствованию.
Наряду со сказанным, материальная культура населения Дона в савроматский период, безусловно, была подвержена влиянию античной цивилизации. Находки так называемых «импортных» изделий представлены главным образом предметами художественного ремесла и разнообразными украшениями.
Конец III в. до н.э. в материальной культуре ознаменовался тем, что у кочевников левобережья Подонья начинают происходить заметные изменения, выразившиеся в появлении новых форм и типов керамики, оружия и других предметов, характерных для памятников прохоровской культуры Нижнего Поволжья. Во II в. до н.э. на левобережье Дона прохоровская культура не только преобладает, но и полностью вытесняет савроматскую культуру предшествующего периода. Это обстоятельство, вероятно, связано с прочным сохранением древних традиций в среде потомков прежнего населения. С конца II в. до н.э. в истории Северного Причерноморья начинается сарматская эпоха.