double arrow

Глава 8. Ограничение доступа к информации

В России довольно развито законодательство о защите информа­ции. Основные положения были впервые сформулированы в указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на ин­формацию» 1993 года, провозгласившем принципы информацион­ной открытости. Все эти принципы составляют концептуальную ос­нову федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года.

К информации с ограниченным доступом запрещено относить:

· законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного са­моуправления, организаций, общественных объединений, а также права и свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

· документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитар­но-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

· документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использова­нии бюджетных средств и других государственных и местных ре­сурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

· документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архи­вов, информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, организа­ций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Перечисленные выше сведения не могут относиться ни к госу­дарственной тайне, ни к служебной, ни к какой-либо иной. Однако это не исключает возможности отнесения этих сведений к служеб­ной тайне. Много споров возникает вокруг такого примера: можно ли считать секретной информацию об аварии на атомной подводной лодке, в результате которой произошло радиационное заражение ок­ружающей среды. С одной стороны, такая информация должна быть признана секретной, поскольку содержит сведения о ядерных энер­гетических и специальных физических установках оборонного зна­чения (п. 1. ст. 5 закона РФ «О государственной тайне»). С другой стороны, она не может быть засекречена, поскольку содержит све­дения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.

Всякое ограничение права человека на информацию должно быть соразмерно конституционно признаваемым целям такого огра­ничения. Отсюда следует, что «в тех случаях, когда конституцион­ные нормы позволяют законодателю установить ограничения закреп­ляемых ими прав, он не может использовать такие способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключили бы его судебную защиту».

Особую категорию составляют персональные данные, то есть сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» относит эти сведения к категории конфиденциальной информации. В соот­ветствии с Конституцией он запрещает сбор, хранение, исполь­зование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, поточных, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебно­го решения. В то же время закон вводит обязательное лицензирова­ние деятельности негосударственных организаций и частных лиц по обработке и предоставлению пользователям персональных данных. Очевидно, что на профессиональную работу журналистов это не распространяется.

Другая категория конфиденциальной информации — коммерче­ская тайна. Понятие коммерческой тайны имеет принципиальное значение. Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ, к этой категории относится информация, одновременно отвечающая следующим условиям: 1) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к ней нет сво­бодного доступа на законном основании; 3) ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Одним из таких актов является постановление правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 года № 35.

В случае разглашения коммерческой тайны п. 2 ст. 139 ГК РФ предусматривает возложение обязанности возместить причиненные убытки на лиц, незаконными методами получивших информацию. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе конт­ракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Следовательно, если журналист не нарушил за­кон, получая информацию, то за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, он ответственности не несет.

Правда, надо помнить о том, что законы, включая Гражданский кодекс, в вопросах охраны тайны не делают различия между журна­листом и любым другим юридическим лицом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: