История религии - часть истории общества

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его разнообразии, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных исчезнувших и существующих религиях. Исследования в ней ведутся в русле всеобщей истории религии, истории конкретной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. История ре­лигии чрезвычайно трудоемка для анализа, это связано и с отсутствием ис­точников, различием методологических позиций и точек зрtния. Неодина­ковы, в частности, взгляды ученых на такие проблемы: происхождение и ста­дии развития религиозных верований в первобытном обществе; монотеизм, политеизм, время возникновения тех или иных религиозных систем; прин­ципы классификации религии и т. д. В истории религии сложились некото­рые методологические принципы, на основе которых упорядочивался соот­ветствующий исторический, этнографический, археологический, лингвисти­ческий и другие материалы, решались дискуссионные вопросы.

В процессе становления методологии истории религии - можно выделить две тенденции: обобщение методологического опыта историков, археологов, этнографов, лингвистов и т.д., применение философской методологии к кон­кретно-историческим исследованиям. Историки в основном описывали приемы работы над источниками, обобщали имеющиеся исторические факты, привлекая их не только из всеобщей истории, но специальных дисци­плин: источниковедения, историографии и т. д. Философы распространяли общие философские положения на определенные области истории религии. Абсолютизация философского знания порой приводила к отрыву методоло­гии истории религии от исторической науки, которая без связи с философией занималась описательством, простым перечислением фактов. Наиболее пер­спективными оказались подходы, синтезировавшие исторический взгляд с философской методологией. Как отмечал известный историк П. Шантепи де ля Соссе: "Наука о религиях имеет своей задачей изучение религий как в их сущности, так и в их проявлениях. Таким образом, она естественно разделя­ется на философию и историю религий. Эти две части находятся друг с дру­гом в самой тесной связи...".

Главным методологическим требованием в исследованиях по истории религии является ее рассмотрение как части истории общества: 1) необхо­димо доказать объективное существование исследуемого объекта, т. е. той или иной религии или совокупности религиозных представлений; 2) выявить по источникам место, время и условия появления объекта; 3) в соответствии с источниками проследить эволюцию объекта; 4) проанализировать характер взаимодействия объекта с другими социальными и историческими явле­ниями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе; 5) раскрыть причины исчезновения объекта; 6) рассмотреть влияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития.

Экономические, социальные, культурные и прочие перемены приводят к смене одной формы религии другой, более соответствующей вновь сложив­шимся условиям. Одновременно общественное развитие определяет широту распространения религии, например, возникнув в Индии, буддизм проникает в иные страны. Смена социальных условий приводит и к тому, что ряд рели­гий отходит на задний план, хотя многие элементы их верований включаются в более поздние религиозные системы. В ходе исторического взаимодействия различных религий образуются синкретические формы верований и культа. Религия, распространяющаяся в новых районах, трансформируется, приобре­тая местные черты. Примером служит так называемый тибетский буддизм (ламаизм). Он сложился в VII-XIV вв. в Тибете и стал синтезом махаяны, ваджраяны и архаического, добуддийского свода верований народов приги­малайского региона.

Для истории развития религии общим правилом является возникновение определенного комплекса религиозных представлений тогда, когда в нем по­являлась объективная необходимость. Если же религия не соответствует спе­цифике региона, она не закрепляется вообще или существует непродолжи­тельное время, уступая место другой. Так, христианство и иудаизм были приняты некоторыми арабскими племенами на Аравийском полуострове, но затем в VI в. вытеснены исламом.

В истории религии существуют разные способы накопления знаний: эм­пирический, систематический, сравнительно-исторический, эволюционный. Эти подходы связаны и взаимодополняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: