Анализ сценариев

Трансактный анализ исследует также и персональную предопределенность человека и вытекающую из нее историю жизни, которые задают условные рамки поведения человека. Анализ сценариев – это метод выявления ранних бессознательных решений того, как необходимо прожить жизнь. Другим важным аспектом этой составляющей ТА является изучение пассивного поведения, под которым понимается не столько бездеятельность, сколько уклонение от принятия решения.

В определенной степени рамки поведения и даже жизнедеятельности заданы, сформированы в детстве. Стереотипы поведения, которые навязываются ребенку в семье, в которые, как в "прокрустово ложе", вкладывают ребенка, определяют не только поведение человека, но даже образ его мыслей. Так продолжается до момента их осознания и разрушения стереотипов-игр в пользу •открытого общения и развития личности. В результате обучения, навязывания ребенку игр у него появляются как "активные" стереотипы, так и шаблоны "пассивного поведения".

"Сценарии - это искусственные системы, ограничивающие спонтанные творческие человеческие устремления так же, как игры... Сценарий – это как бы "матовый экран", который многие родители помещают между ребенком и окружающим его миром (и самим собой) и который ребенок, вырастая, оберегает...". Э.Берн.

Сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) соответствующее личное развитие; 3) принятие решений в детском возрасте; 4) "включенность" в какой-то особый метод, несущий успех или неудачу; 5) вызывающую доверие убежденность. Сценарии обычно базируются на ограниченном количестве тем (соответствующим моделям человеческой жизни), которые отражены в мифах, преданиях, волшебных сказках, притчах, новеллах нравоучительного характера (похищение Европы, Красная Шапочка и т.п.). Такая устойчивость тем частично объясняется аналогичностью проблем, с которыми"во все времена сталкивались и сталкиваются дети, и средств, используемых детьми для их разрешения.

Жизненные сценарии в большинстве случаев основываются на Родительском программировании, которое легко усваивается ребенком по трем ключевым причинам: 1) оно придает жизни цель (в противном случае ее пришлось бы отыскать самому); 2) дает ребенку приемлемый (для его родителей) способ структурирования времени; 3) оно указывает ребенку, как поступать и как делать те или иные вещи.

В раннем возрасте ребенок может прийти к выводу: "У меня что-то не в порядке. Я – плохой", а наблюдая за поведением своих родителей, решить: "У них все в порядке. Они – хорошие". Это самостоятельное решение в стремлении ребенка определиться в таких вопросах, как: что такое мир, в котором он живет? Каков он сам? Ответы на подобные вопросы определяют положение ребенка в мире, отношение к этому миру, другими словами – его позиция. Позиция – это интегральная двуаспек-тная установка, формирующаяся на базе отношений к окружающему миру и самому себе. Она есть следствие однажды принятого решения; ее можно изменить, придя к другому решению, но такая смена позиции, как правило, требует специальных сознательных усилий.

С точки зрения трансактного анализа, развитие человека проходит несколько этапов. Первый этап начинается с момента зачатия (клеточное рождение) и заканчивается биологическим рождением (0-9 мес.). В этот период на развитие ребенка оказывает влияние отношение матери к факту зачатия, отношение к самой матери со стороны окружающих и т.п. Неприятные чувства, охватывающие младенца при рождении, являются (согласно 3.Фрейду) прототипом всех последующих состояний тревоги. Второй этап начинается в момент биологического рождения (первый вдох) и оканчивается первым "поглаживанием" ребенка, т.е. прикасанием к нему, заботой о нем. Этот момент соответствует психологическому рождению, символизирующему начало третьего этапа в развитии ребенка. Поглаживания или частые телесные контакты очень важны на этом этапе для выживания младенца. Хорошо известны факты физической смерти в результате прекращения психической деятельности в приютах для подкидышей, где питомцы зачастую лишены поглаживаний в ранний период своего развития.

За первые два года жизни ребенок настолько осваивается в окружающем его мире, что приходит к состоянию уравновешенности. Такое состояние уравновешенности является следствием принятия решения относительно себя и окружающих, т.е. жизненной позиции.

Согласно ТА, в процессе развития происходит сценарное программирование поведения человека, которое в дальнейшем в значительной мере определяет жизненную позицию человека, его отношение к миру в целом.

Простейшие двусторонние позиции – это Ты и Я. Они имеют две модальности – позитивную (кратко обозначим -"+") и негативную (соответственно – " –"). Я "+" означает: "Я – хороший, со мной все хорошо". Я " – " означает: "Со мной нехорошо, у меня не все в порядке". Соответственно, читаются Ты "+" и Ты " – " позиции. Сочетание этих единиц дает четыре двухсторонние позиции.

1. Я " –" – Ты "+". Это универсальная позиция раннего детства. Поскольку у ребенка нет ни опыта, ни подходящих средств для формирования правильного представления о себе, он ориентируется в этом вопросе на мнение окружающих. Человек, который принял указанную жизненную позицию, полагается на милость окружающих, испытывает огромную потребность в поглаживании, в признании (поглаживание – психологический заменитель ранних физических поглаживаний). У него есть надежда, так как есть поглаживания ("Ты – хороший"). Приспособиться жить с такой позицией можно двумя способами: 1) придерживаться жизненного сценария, подтверждающего собственное неблагополучие; 2) выработать антисценарий, который опирается на Родительское "ты будешь хорошим, если...".

В первом случае человек может вьбрать Роль затворника (так как мучительно находиться все время среди благополучных людей), а потребность в поглаживаниях удовлетворять с помощью фантазий. Другая разновидность реализации этого неблагополучного сценария - досаждать окружающим для того, чтоб их ответная реакция (отрицательные поглаживания.) вновь и вновь подтверждали бы его позиции "Я – плохой.

Во втором случае (антисценарий) человек выбирает себе в товарищи людей с сильным Родителем, так как нуждается в большом количестве позитивных поглаживаний. Такой человек полон желаний угодить другому, но подобен альпинисту, который пожизненно приговорен покорять одну вершину за другой, никогда не достигая полного удовлетворения. В этих двух случаях в основе сценария лежит "Я - плохой", а в основе антисценария "Ты – хороший".

Психологически это депрессивная позиция, в социальном плане она означает самоуничижение. В профессиональной жизнедеятельности такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости.

2. Я "–" – Ты "–". К концу первого года ребенок научается ходить. Теперь его уже реже берут на руки, чаще наказывают так как ребенок не хочет стоять на месте, а все время лезет куда не надо". Поглаживания исчезают. При этом даже самому себе он наносит все больше ушибов: карабкаясь по лестнице, сталкиваясь со всевозможными преградами. Если ситуация принимает такой оборот и ребенок чувствует себя покинутым, то он делает вывод: "Я - плохой - Ты - плохой". Принятие такой жизненной позиции приводит к замедлению или даже остановке психического развития Взрослого, так как одно из его основных назначений – зарабатывать поглаживания – не может быть реализовано из-за отсутствия их источника. У человека нет больше надежды, он сдается. Это позиция безнадежности.

Хотя вряд ли найдется кто-нибудь, проживший всю жизнь без поглаживаний, тем не менее, когда позиция сформирована, все происходящее интерпретируется так, чтобы подтвердить ее. Позиция начинает играть предопределяющую роль.

Возможна ситуация, при которой позиция Я «–» – Ты «–» принимается изначально, минуя позицию Я «–» – Ты «+». Это случай крайне замкнутого (аутичного) ребенка, остающегося как бы психически нерожденным. Аутизм – это ответ незрелого организма на недостаточное (в количественном и качественном плане) поглаживание со стороны окружающего физического и социального мира. Он может быть обусловлен также высоким порогом чувствительности ребенка, через который не "проходят" слабые поглаживания.

3. Я "+" - Ты " – ". Если родители (или окружающие) вначале воспринимались как благополучные, а потом длительное время обращаются с ребенком грубо, то он может переключиться на третью позицию – "Я – хороший – Ты – плохой". Когда ребенка бьют или регулярно оскорбляют, хотя до этого позитивно поглаживали, он пытается заниматься самопоглаживанием. "Зализывая раны" (физические или психические), ребенок постепенно в себя, испытывая утешение, источником которого является он сам. Он как бы утверждается в мысли: "Вы приносите боль, Вы – плохие! Мне хорошо с самим собой, Я – хороший".

Человек, занимающий такую позицию, страдает от недостатка поглаживаний, которые хороши лишь в той степени, что и поглаживающий. Но во всем мире нет ни одного хорошего человека, поэтому положительных поглаживаний не бывает. Он может окружить себя целой свитой подхалимов, которые восхваляют его, снабжая поглаживаниями, но он чувствует, что это все – ненастоящее.

Настоящие поглаживания могут исходить только от него самого (в этом он "убедится" еще в раннем детстве).

Эта позиция подходит для ситуации, когда необходимо избавиться от кого-то. Это позиция превосходства. В большинстве случаев такая позиция характерна для посредственных личностей.

4. Я "+" – Ты "+". Эта жизненная позиция качественно отличается от первых трех, которые формируются на бессознательном уровне в раннем детстве. Вначале, как отмечалось выше, принимается позиция "Я – плохой – Ты – хороший", сохраняющаяся у многих людей на всю жизнь. У тех, кому особенно не повезло, указанная позиция трансформируется в позицию: "Я – плохой – Ты – плохой" или "Я – хороший – Ты – плохой". Обычно на третьем году жизни какая-либо из этих трех позиций закрепляется. Эти позиции основаны на данных, заимствованных от Родителя или Ребенка, другими словами – на впечатлениях и эмоциях без учета объективной внешней информации.

Позиция "Я – хороший – Ты – хороший" принимается на сознательном уровне. В ней отражены более значительные сведения человека о себе и о других (чем в случае первых трех позиций), а также потенциальные возможности человека, о существовании которых говорит нам философия и религия.

"Первые три позиции основаны на чувствах. Четвертая позиция есть результат размышлений, веры и желания действовать. Первые проистекают из стремления понять: почему? Четвертая содержит побуждающее начало: а почему бы и нет?... Мы не можем оказаться в новой позиции случайно. Это волевое решение, которое мы принимаем. Это подобно обращению в новую веру". Э.Берн.

Самой распространенной позицией является "Я – плохой – Ты – хороший", что в равной мере относится и к тем, кто добился "успеха в жизни", и к тем, кто не добился "ничего". При этом обычное средство облегчить чувство неблагополучия – психологические игры. Такие игры, частично разрешая старые проблемы, порождают новые и одновременно закрепляют ощущение неблагополучия.

"Хорошесть" и благополучие достигаются только благодаря осознанию трудностей детства, лежащих в основе первых трех позиций, и того, как каждодневное поведение способствует закреплению выбранной позиции. Позиция "Я – хороший – Ты – хороший" эффективна потому, что человек, принявший ее, не предполагает получения мгновенной радости и утешения.

Эта позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и социальное окружение. При такой позиции партнеров общение протекает взаимно оптимально.

Таким образом, имеются четыре базовые позиции: 1) Я "+" - Ты "+" (успех); 2) Я "+" - Ты "-" (превосходство); 3) Я " - " - Ты "+" (депрессивность); 4) Я " - " - Ты " -" (безнадежность).

В процессе общения проявляются и другие варианты многосторонних позиций (например, трехсторонних), анализ и коррекция которых позволяют оптимизировать процессы межличностного взаимодействия.

В заключение приведем практические выводы, которые следуют из трансактного анализа:

— каждый человек воспринимает и реагирует на поступающую информацию по трем каналам: Д, Р и В;

— эмоциональный канал (Д) – самый быстродействующий. Реакция по каналу знаний (В) требует волевого и физического усилия;

— параллельно направленные взаимные обмены информацией почти всегда свидетельствует о гармоничности контакта;

— пересекающиеся трансакции приводят к напряженности;

— ответная реакция зависит от исходного сигнала. Скрытые трансакции, смысл которых не улавливается собеседником, ведут к беспредметному общению, которое может закончиться конфликтом.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Берн Э. Секс в человеческой любви. М. 1990.

2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПБ. 1991.

3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПБ. 1992.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л. 1992. Дайджест.

5. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М. 1993.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995. Дайджест.


ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ

КОНЦЕПЦИЯ

ЛИЧНОСТИ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: