1. Принятие христианства
Это был длительный и сложный исторический процесс, продолжавшийся несколько столетий. Славяне через своих соседей были знакомы с несколькими монотеистическими религиями – иудаизмом, исламом и христианством. “Повесть временных лет” рассказывает, как князь Владимир выбирал для своей страны религию. К нему приезжали проповедники, киевские послы ездили по разным странам с целью познакомиться с богослужением, вероучением, моралью различных религий. Кроме того, при выборе религии, учитывались и политические интересы страны. Иудаизм, который исповедовали хазары и евреи, славяне отвергли из-за ассоциации с разорительными хазарскими набегами, а также из-за того, что евреи во всех странах Европы считались презираемым народом. Ислам налагал множество ограничений, непривычных для русских людей. Западный вариант христианства также отвергли из-за претензий папы римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке. Оставался восточный вариант христианства – православие.
С ним славяне были знакомы ещё до образования государства. Некоторые из них – воины и купцы, бывавшие в Византии, были крещены. В Киеве существовала значительная группа сторонников расширения торговых связей с Византией, опираясь на которых, христианство приняла княгиня Ольга – бабушка князя Владимира. При ней в Киеве был построен первый христианский храм – церковь Ильи Пророка. Взвесив эти соображения, Владимир остановил выбор на православии.
Владимир решил принять православие таким образом, чтобы при этом не попасть в зависимость от Византии. Вскоре появился удобный случай. Императоры Василий II и Константин обратились к Владимиру с просьбой прислать войско для помощи в подавлении восстания полководца Фоки. Владимир поставил условие – выдать ему в жёны сестру императоров Анну. Императоры, находясь в крайне затруднительном положении, были вынуждены принять это условие. Владимир прислал 6000 воинов для подавления мятежа. Однако византийцы не спешили выполнять своё обещание. Анна была против замужества. Недовольный затягиванием выполнения обещания, Владимир осадил и взял византийский город Корсунь (Херсон). Анна была вынуждена согласиться на брак, но с условием принятия крещения Владимиром. Как бы уступая её просьбе, Владимир согласился. Вместе с князем крестилась и его дружина.
После возвращения в Киев, началоськрещение Руси. Киевляне в основной своей массе положительно приняли новую религию. В Киев был прислан митрополит Михаил и духовенство. За пределами Киева христианство распространялось труднее. Насильственное его насаждение вызвало восстания в Новгороде, Ростове и других городах. Распространение христианства продолжалось до начала XII в. Дольше всех язычество держалось у вятичей, живших на северо-востоке страны, где соседями славян были довольно многочисленные угро-финские племена – меря, весь, мурома, мордва, обладавшие достаточно развитой языческой религией.
Христианство оказало значительное влияние на все стороны жизни страны. Новая вера способствовала укреплению национального и государственного единстваКиевской Руси, помогла народу выстоять в сложных условиях феодальной раздробленности, монголо-татарского нашествия и последующих испытаниях. Благодаря христианству вырос международный авторитет Древнерусского государства. Расширились экономические, культурные, дипломатические отношения с ведущими странами того времени, особенно с Византией. Об этом свидетельствуют торговые договоры и династические браки. Вырос уровень культурного развития Руси. Широко распространялась грамотность. Развивались новые отрасли хозяйства – огородничество, садоводство, различные виды ремёсел – строительство, иконопись, ювелирное и декоративно-прикладное искусство.
2. Русская православная церковь в Киевской Руси
До конца XV в. входила в состав Константинопольского патриархата на правах особой митрополии. Ею управлял митрополит, назначаемый константинопольскимпатриархом. Резиденция митрополита находилась в Киеве. Первым киевским митрополитом был Михаил (988 – 991), родом из Сирии. Внешнее управление позволило русской церкви сохранить единство и не втянуться в политическую борьбу князей. Зависимость митрополита от патриарха была чисто номинальной. Она ограничивалась назначением митрополита и его подсудностью патриарху в случае уклонения в ересь. В вопросах управления русской церковью митрополит был полностью независимым.
Русские князья и духовенство время от времени пытались возвести своего ставленника на престол митрополита. Первый раз это произошло при Ярославе Мудром, который из-за конфликта с Константинополем назначил митрополитом русского священника Иллариона(1051 – 1054), автора “Слова о законе и благодати”, а потом – Ефрема(1055).
Русская церковь делилась на епархии, возглавляемые епископами. При учреждении Киевской митрополии епископства были созданы в Чернигове, Ростове Великом, Владимире Волынском и Белгороде. Впоследствии епископства появились и в других крупных городах. Единственная архиепископская кафедра была создана в Новгороде. Епископы были, в основном, русские, выходцы из русских монастырей. Епископы были в большей степени, чем митрополиты, зависимы от князей и вече.
Низовой единицей церкви был приход, возглавляемый священником при помощи диакона и дьячков (низших храмовых служителей – певцов, чтецов, звонарей, сторожей). Центром приходской жизни являлся храм. Перед храмом собирался общинный сход, в храме работала школа, при храме существовала общинная богадельня – приют для одиноких престарелых людей, малолетних сирот, больных и инвалидов. Уровень образования приходского духовенства был невысок. Не все священники владели грамотой, многие из них вели службу по памяти, не имели богословских знаний. Это явилось одной из причин живучести языческих верований, их смешения с христианским вероучением.
Главный храм какого-либо крупного города назывался собором. Там служил местный архиерей. В этот храм ходил князь. Перед собором собирался вечевой сход и шла торговля. Название собора служило боевым кличем дружины и городского ополчения.
Особой структурой были монастыри. Первые монастыри появились при Ярославе Мудром. В 1037 г. были основаны мужской монастырьсвятого Георгия Победоносцаи женский - святой Ирин ы. Древнейшим дошедшим до нас монастырём является Киево-Печерская Лавра, основанная в 1045 г. монахом Антонием, выходцем из Афонского монастыря в Греции и его учеником Феодосием. Монастыри возникли во всех крупных городах. Обычно они подчинялись местному архиерею, но были и ставропигиальные монастыри, подчинявшиеся киевскому митрополиту и обеспечивавшие выполнение решений митрополита в данной местности.
Церковь обеспечивала идеологическую поддержку государства, проповедуя божественное установление государственной власти и необходимость защиты Родины, как прообраза “царства небесного”. Византийское духовенство принесло на Русь политический опыт, которым щедро делилось с князьями. Митрополит или епископ занимал первое место на заседаниях боярской думы. Своё влияние духовенство использовало для миротворческой деятельности, хотя иногда и благословляли князей на усобицы и раздробленность.
Церкви были переданы важные государственные функции. Архиереям принадлежало право судить всё население Руси по делам, связанным с нарушением веры и благочестия, а также по семейным и наследственным вопросам, принадлежало право проверять правильность мер и весов. Кроме того, в её полном ведении находилось население, живущее на принадлежащих ей землях. Для выполнения этих функций в подчинении у митрополита или епископов существовал штат светских чиновников – тиунов. Благодаря этому церковь способствовала росту общественной морали, честной торговле.
Церковь располагала значительными материальными средствами. Всё население страны было обложено натуральным или денежным налогом в размере 10% доходов, который перечислялся церкви. Для обеспечения сбора этого налога в каждом приходе состоял особый чиновник – десятинник. Церковь собирала судебные пошлины, пошлины за регистрацию мер и весов, ставленнические пошлины с новых храмов и рукоположенных священнослужителей. Важным источником доходов были пожертвования от богатых людей, в основном, земельные наделы.
Важным общественно-политическим делом церквибыло летописание. Первым русским летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Его “Повесть временных лет” послужила основой для других русских летописей. В период феодальной раздробленности единое русское летописание разделилось на изводы, в каждом из них как текущие, так и прошедшие события истолковывались в интересах той или иной княжеской группировки.
Первыми русскими храмами стали храмы святогоВасилия и Десятинная церковь в Киеве, построенные при князе Владимире. Большое храмовое строительство велось при Ярославе Мудром, были построены величественные Софийские соборы в Киеве и Новгороде (в честь Софии – премудрости божьей) и др. В период феодальной раздробленности князья стремились украсить свои города храмами. Особенно известен Андрей Боголюбский, превративший Владимир из небольшого городка в крупнейший город Руси.
Из Византии была заимствована иконопись. Первыми мастерами-иконописцами на Руси были греки, которые учили русских этому искусству. Первым русским мастером-иконописцем считается монах Киево-Печерского монастыря Алимпий. Унаследовав от Византии торжественный, золотистый колорит икон, обратную перспективу, условность в изображении окружающего мира, стремление к исторической точности изображений, русские иконописцы стремились приблизить святых к обычным людям. В условиях феодальной раздробленности сформировалось несколько иконописных школ. Наиболее известными являются Владимирская и Новгородская.
Наряду с иконами почитались изображения креста. Первоначально из Византии был принят греческий крест – четырёхконечный, равносторонний. Однако в XI – XII в. появились и 6-конечные, и 8-конечные кресты. Их изображения встречаются на стенах Софийского собора в Киеве.
На Руси было принято поклонение святым мощам. Князь Владимир после крещения принёс на Русь мощи святого Климента, папы римского, и его ученика Фивы. День памяти Климента стал одним из первых праздников русской церкви. Вскоре, при Владимире, были открыты мощи княгини Ольги, причисленной к лику святых. Её останки были взяты из могилы и перенесены в Десятинную церковь. При Ярославе Мудром были открыты мощи князей Бориса и Глеба. С тех пор открытие и прославление мощей святых угодников стало достаточно частым событием церковной жизни.
От византийской церкви были унаследованы праздники. Главными из них считаются Пасха и двунадесятые праздники, название которых происходит от их числа – 12, в эти дни отмечаются события из жизни Христа и Богоматери: Рождество Христово и Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение Господне, Преображение Господне, Сретение, Успение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим (или Неделя Ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Наряду с ними, были приняты и другие праздники византийской церкви и отдельных городов. От западной церкви был принят день памяти Николая Мирликийского, который стал одним из наиболее почитаемых на Руси святых.
Был принятвизантийский порядок богослужения – суточный круг службы, состоящий из утрени, литургии (или обедни), вечерни; священнические одежды и священные сосуды, необходимые для богослужения.
Входило в обиход церковное пение. Из Греции на Русь пришла древняя нотная система – “крюки”, или “знамена” – значков, указывающие тон, тембр, долготу, громкость звука, которую следует выдерживать при выпевании того или иного слога. Изначально было принято несколько распевов – греческий, болгарский и др. В период феодальной раздробленности возникли особые распевы в каждом крупном городе. Многие из них дошли до наших дней.
Основные межцерковные отношения русская церковь поддерживалас Византией. Отношения с другими православными церквами были значительно слабее. Известно лишь несколько примеров паломничества русских людей (в частности, монаха Даниила при Ярославе Мудром) в Палестину и другие святые места. Более близкие связи соединяли русскую церковь с Болгарией. Оттуда на Русь привозились церковные книги, переведённые на славянский язык, в болгарских монастырях подвизались русские монахи, болгары же приходили в русские монастыри.
Римские папы пытались предложить русской церкви сепаратную унию. Такая попытка имела место при митрополите Иоанне II (1077-1079), к которому обратился папа римский Климент Ш. Митрополит, не вступая в полемику, ответил, что не может решиться на такой шаг без благословения патриарха и митрополитов греческой церкви.
Известно и о проникновении на Русь еретических учений. В 1123 г. болгарский проповедник Димитр проповедовал на Руси ересь богомилов – болгарских еретиков, отрицавших церковное устройство. Он был схвачен, приведён к митрополиту Никите, который допросил его и отправил под надзор в город Оседлец.