Доходы местных бюджетов


Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. В связи с этим попробуем найти ответ на этот сложнейший вопрос.
Для этого нам необходимо выделить основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления.
Ими являются:
1. Налоги.
2. Неналоговые поступления.
3. Доходы от собственной хозяйственной деятельности.
4. Муниципальный кредит.
Первые две группы доходных источников являются в той или иной степени средствами, которые государство собирает с населения и предприятий. С этой точки зрения их размеры ограничены налогоспособностью населения и предприятий.
Третья и четвертая группа напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться.
Все четыре источника дохода зависят также от состояния законодательства, поскольку именно в нем определяется правоспособность органов местного самоуправления.
В связи с этим в книге "Основы городского хозяйства" Л.А. Велихов отмечает, что состояние городских финансов определяется следующими факторами:
1. Состоянием хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.
2. Ресурсами, расположенными на территории муниципального образования.
3. Объемом прав и полномочий, предоставленных органам местного самоуправления государством.
4. Профессионализмом самих муниципальных служащих.
Теперь необходимо последовательно раскрыть перечисленные виды доходных источников местного бюджета.

Налоги

Для большинства стран мира налоги являются основным доходным источником. По своей природе это
платежи, обладающие следующими свойствами:

· беспричинностью, то есть отсутствием каких либо конкретных услуг за которые они взимаются;

· относительной стабильностью и долговременностью;

· регулярностью платежей.

Его образующими факторами являются:

· налогоспособность правовых субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории;

· существование какого-либо имущества.

Традиционно выделяются следующие виды налогов:

· налоги с граждан;

· реальные (или имущественные) налоги:

· акцизы (налоги на незаслуженный прирост стоимости);

· налоги на потребление.

Поскольку в экономической литературе достаточно полно раскрывается сущность самих налогов, мы считаем, что нет необходимости подробно излагать специфику каждого из видов налогов.
Поэтому прежде всего хотелось бы рассмотреть роль налогов в осуществлении органами местного самоуправления своих полномочий. В связи с этим особенно важно отметить тот факт, что по своей природе налоги как инструмент реализации хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой стороны - как мощный регулятор определенных хозяйственных и общественных отношений. Другими словами, изменение ставки налогообложения может стимулировать или наоборот тормозить определенные процессы, происходящие в обществе. Так, например, опыт введения налога на местную символику показал, что для городов, которые уже известны как туристические центры, он выступает прежде всего в виде доходного источника для пополнения бюджета, а для городов, в которых программы развития туризма только еще начинаются, он крайне нежелателен, поскольку они заинтересованы в своей наиболее широкой рекламе. Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важен не только тот факт, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, а и способность органов местного самоуправления влиять на формирование самой налоговой базы. Это вызывает необходимость проанализировать существующие системы налогообложения с точки зрения разграничения доходов между



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: