Коммуникативистика - наука, изучающая гуманитарные аспекты развития информационных средств и систем, характер, формы и результаты их воздействия на общественную жизнь мира

+

Интернет до последнего времени оставался одновременно элитарным и маргинальным явлением. Но поскольку нас интересует ближайшее будущее глобальной информационной системы, игнорировать существование киберпространства невозможно.

Источником части статей и обзоров остаются традиционные органы информации (такие, как газеты, информационные агенства и телеканалы), но среди ссылок можно встретить и альтернативные, в том числе и сетевые публикации.

Многие издания публикуют на своих сайтах больше информации и статей, чем в бумажных версиях изданий, часто предлагая дополнительную информацию к опубликованным материалам и ссылки на близкие по тематике сайты в сети. Например, журнал "New scientist" в номере за 21 февраля 1998 г. советует обратиться за продолжением темы номера к специальной странице в сети (адрес журнала в сети - www.newscientist.com).

В ранних сайтах можно выделить два преобладающих типа: специализированные любительские или персональные сайты и странички сетевых обозрений различных авторов, занимавшихся исследованием сети и ежедневной публикации обзоров показавшихся им интересными сайтов. Жанр обозрений Интернета особенно интересен, так как дает представление об одной из новых социальных функций журналистов в недалеком будущем.

Для традиционных изданий проникновение в сеть стало вопросом выживания. Даже "следующее поколение потенциальных потребителей прессы и ТВ социализируется сегодня через сеть и именно в Интернете узнает о существовании тех или иных каналов информации" (И. Засурский). В результате формируются привычки и привязанности, которые окажут решающее влияние на их выбор в будущем. Если кому-то не удается закрепиться на новом рынке, заинтересовать своей продукцией пользователей сети, то шансы на выживание в борьбе с конкурентами у такого издания невелики.

+ из диссера https://www.dissercat.com/content/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-v-sovremennom-gazetnom-diskurse-otkliki-na-terroristiche

Положения, выносимые на защиту

1. Понимая под целью СМИ такую форму реализации мотива сознательной деятельности адресанта, которая характеризуется предвосхищением в сознании адресата результата деятельности автора текста, считаем, что для периодических изданий, описывающих теракт и события после него, определяющей целью является воздействие.

2. Адресатом текстов о террористическом акте является охарактеризованный массовый читатель. Информационный прессинг со стороны СМИ программирует мнения.

3. Коммуникативные стратегии, используемые при описании теракта и событий после него, могут быть разделены на основные (в процессе коммуникативного взаимодействия последние являются наиболее значимыми с точки зрения иерархии мотивов и целей) и вспомогательные (способствуют эффективной организации диалогового взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата).

4. Каждая коммуникативная стратегия в тексте реализуется посредством целого спектра коммуникативных тактик; некоторые тактики могут использоваться в рамках различных коммуникативных стратегий. Конкретные ходы и приемы позволяют воплотить авторскую точку зрения.

5. Креолизованные тексты играют особую роль при реализации определенных коммуникативный стратегий и тактик - они нагнетают атмосферу ужаса, запугивают читателя.

Выводы

1. Проанализировав тексты о терактах и событиях после него, мы убедились, что вспомогательные стратегии способствуют эффективной организации диалогового взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата.

2. Стратегия пробуждения сочувствия по отношению к заложникам имеет цель - развитие в читателе чувства жалости, сострадания по отношению к заложникам, мотив - формирование в читателе эмпатии. Цель данной стратегии реализуется посредством нагнетания отрицательных эмоций: автор намеренно сгущает краски, создавая в сознании читателя страшную картину прошлого. Используя натуралистическую деталь, журналист рисует образы измученных заложников, при помощи креолизованных текстов иллюстрирует ситуацию. Выбирая жанр прямого репортажа, оказывается в «одной плоскости с заложником»: позволяет читателю «собственными глазами» увидеть ужас происходящего. Данная стратегия реализуется в текстах не всех периодических изданий, а только тех, которые предпочитают представлять теракт как шоу. Главный принцип данной стратегии: вынести личное горе и боль заложников и их семей на всеобщее обозрение. Данная стратегия, безусловно, способствует поднятию рейтинга издания, но балансирует на грани журналистской профессиональной этики.

3. Стратегия формирования национального духа имеет цель не просто сформировать у читателей национальный дух, но и способствовать воспитанию граждан-патриотов, готовых бороться за государственные интересы. Мотив стратегии - сплочение нации для борьбы с общим врагом - терроризмом. Стратегия формирования национального духа построена на применении аргументов «к человеку». Данную стратегию в текстах реализуют абсолютно все рассматриваемые периодические издания и добиваются своей цели - пробуждения патриотических настроений - при помощи нагнетания эмоций и формирования в сознании читателя образа врага (терроризма) и героя-спасителя (Президента РФ). Преподнося теракт как «голливудский фильм-апокалипсис», авторы внушают читателю идею «хэппи-энда», который, по их мнению, безусловно, ждет Россию, если она объединится перед лицом врага и поможет лидеру. Идиллическая картинка, создаваемая при помощи восторженного тона автора, внушает читателю чувство гордости за страну, которая сможет победить терроризм.

4. Цель коммуникативной стратегии нейтрализации шокового состояния - успокоить читателя, убедить его в том, что повтор теракта невозможен. Данная стратегия добивается вывода населения из депрессивного состояния, предотвращает массовые волнения на почве паники. Все тексты, реализующие данную стратегию, носят, скорее, «рецептурный» характер: специалисты в различных областях дают советы читателям, как противостоять депрессивному настроению, как действовать в случае теракта и т.п. Общая позитивно-оптимистическая тональность публикаций вселяет в читателя уверенность в том, что «все под контролем». Адресат начинает верить в светлое будущее. Журналист путем сравнения сложившейся террористической ситуации в разных странах убеждает читателя в том, что «у нас лучше, чем у других». Часто публикации напоминают аутотренинг, где автор постоянно повторяет, что «все будет хорошо», внушая тем самым читателю уверенность в завтрашнем дне.

5. Стратегия стимулирования рассуждения направлена на пробуждение читателя-аналитика. Мотив стратегии кроется в желании активизировать гражданскую позицию читателя, принудить его к участию в жизни страны. Публикации, реализующие данную стратегию, по композиции напоминают доказательство теоремы. Автор, ведя за собой умного читателя, представляет ему факты, демонстрирует, используя логику, их взаимосвязь, приходит к определенным выводам, а иногда оставляет это право читателю. Журналист создает образ будущего и представляет читателю несколько вариантов развития событий, порой намеренно сгущая краски или идеализируя образы некоторых политиков. В текстах, реализующий данную стратегию, большую роль играет оппозиция «свои»-«чужие», которая помогает поляризовать участников событий. Журналист не только знакомит читателя с мнениями авторитетных людей, автор сталкивает их позиции и предлагает читателю самому определить, кто же из них прав. Иногда публикация напоминает расследование дела, но «сыщиком» в них является тандем автора и читателя: используя дедуктивные и индуктивные методы, журналист «раскрывает дело». Часто данные статьи носят скандальный характер, т.к. иногда рассуждения автора становятся чересчур «вольными» (особенно это касается материалов «Комсомольской правды»). Ведя диалог с читателем, автор достигает поставленной цели - заставляет читателя осмыслить происходящее в парадигме времени.

Заключение

Активную роль в формировании личного и общественного мнения играют средства массовой информации. Периодические издания, являясь общедоступным источником информации, формируют т.н. «вторую реальность»: человек не имеет прямого доступа к информации, поэтому его мнение о другом лице или событии складывается под воздействием того, КАК газеты преподносят информацию об объекте. Обращение к текстам, транслирующим теракт и события после него, обусловлено высоким прагмалингвистическим потенциалом данных публикаций. СМИ, зачастую нарушая общепринятые этические нормы, оказывают существенное влияние на систему ценностей адресата.

В связи с этим большое значение приобретает целевая установка периодических изданий. Понимая под целью СМИ такую форму реализации мотива сознательной деятельности адресанта, которая характеризуется предвосхищением в сознании адресата результата деятельности автора текста, мы считаем, что для периодических изданий, описывающих теракт и события после него, определяющей целью является воздействие. Основной прагматической целью СМИ является достижение перлокутивного эффекта в следующих его разновидностях: эффект «падающих капель», эффект «новизны», эффект «суггестии», эффект «Рассемона», эффект «мы и они», эффект «маятника», эффект «стереотипизации». Все типы эффектов реализуют широко понимаемую прагматическуюцелеустановку СМИ - в максимальной степени приблизить образ мира, сложившийся в сознании адресанта, к образу мира адресата.

Речевое воздействие реализуется посредством коммуникативных стратегий и тактик. Несмотря на то, что стратегии и тактики являются предметом лингвистических исследований уже не первое десятилетие, до сих пор они представляют открытый список, т.к. отражают все расширяющееся многообразие процессов социального взаимодействия.

Важнейшее звено в схеме коммуникативного акта - охарактеризованный массовый адресат информации (читатель периодического издания). Именно на нем лежит функция интерпретатора, декодирующего текст, - он создает собственную версию события.

Исследование показывает, что авторы публикаций сознательно или интуитивно в текстах, освещающих террористические события, реализовали несколько коммуникативных стратегий, каждая из которых воплощается посредством определенных коммуникативных тактик. Все стратегии с функциональной точки зрения могут быть разделены на основные (в процессе коммуникативного взаимодействия последние являются наиболее значимыми с точки зрения иерархии мотивов и целей) и вспомогательные (способствуют эффективной организации диалогового взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата). Фактором, помогающим отнести ту или иную коммуникативную стратегию к определенному типу, служит количество текстов, реализующих стратегию: основные стратегии имеют значительное количественное превосходство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: