Руководящие указания НАТО по борьбе с терроризмом

(Брюссель, 21 мая 2012 г.)

Владение обстановкой, потенциал и взаимодействие для более безопасного будущего

I. Введение

1. Терроризм представляет прямую угрозу безопасности граждан стран НАТО, международной стабильности и процветанию в более широком плане, и будет оставаться угрозой в обозримом будущем. Террористы продемонстрировали, что способны пересекать международные границы, создавать ячейки, производить рекогносцировку объектов и осуществлять теракты. Угроза усиливается из-за проникновения террористических групп и лиц в стратегически важные для Североатлантического союза районы, включая территорию самих государств-членов, и их последующего распространения. Современная технология увеличивает потенциальное воздействие терактов, осуществляемых с применением обычных и специальных средств, особенно в связи со стремлением террористов приобрести радиологические, химические, биологические и ядерные средства, а также кибернетические возможности. В результате нестабильности или конфликта может сложиться обстановка, способствующая распространению терроризма, в частности за счет укрепления экстремистских идеологий, нетерпимости и фундаментализма.

2. Меры, принятые НАТО в ответ на терроризм, были во многом обусловлены терактами 11 сентября 2001 года, побудившими страны НАТО начать проведение операции «Эктив индевор», принять Военную концепцию защиты от терроризма (MC472) и приступить к осуществлению различных изменений в силах и средствах и на институциональном уровне. За прошедшее десятилетие НАТО добилась значительного прогресса в важных для Североатлантического союза областях, таких как операции, повышение обмена информацией и разработка технологических решений по линии Программы работы по защите от терроризма и программы «Наука ради мира и безопасности».

3. В своей Стратегической концепции страны НАТО вновь подтвердили, что Североатлантический союз должен «осуществлять сдерживание и защиту от новых вызовов в сфере безопасности там, где они угрожают основам безопасности отдельных стран-членов и Североатлантического союза в целом». В связи с этим страны НАТО решили проанализировать подход НАТО к борьбе с терроризмом и усилить политические и военные аспекты вклада НАТО в национальные и международные усилия.

4. С этой целью страны НАТО будут выгодно использовать «сквозные» преимущества, которыми обладает НАТО, и определят дополнительную ценность вклада НАТО в более широкие международные усилия по борьбе с терроризмом, прилагаемые под руководством ООН. Определяя общий подход НАТО к проблеме терроризма, страны-члены организации признают, что основные средства борьбы с терроризмом находятся прежде всего в распоряжении гражданских и судебных властей государств. Страны НАТО признают, что другие международные организации имеют мандаты и потенциалы, которые могли бы усилить работу стран НАТО в области борьбы с терроризмом. НАТО будет делать особый упор на предотвращении терактов и повышении способности к восстановлению нормального функционирования посредством участия в национальных и международных усилиях, стараясь при этом избегать ненужного дублирования и соблюдая принцип взаимодополняемости. Четкое руководство, повышение координации и большая последовательность усилий и мероприятий позволят НАТО более эффективно пользоваться ресурсами.

II. Цель

5. Данные руководящие указания сформулированы для того, чтобы:

Предоставить стратегические указания, разработанные с пониманием риска, для деятельности по борьбе с терроризмом, которая ведется во всем Североатлантическом союзе в рамках выполнения основных задач НАТО по коллективной обороне, кризисному регулированию и обеспечению безопасности на основе сотрудничества.

Обозначить принципы, которых придерживается Североатлантический союз.

Наметить ключевые области, в которых Североатлантический союз будет выдвигать инициативы, способствующие предотвращению терактов и восстановлению нормального функционирования после терактов и делающие упор на повышении осведомленности об угрозе, адекватных силах и средствах для преодоления угрозы и взаимодействии со странами-партнерами и другими международными структурами.

После принятия этих руководящих указаний будет разработан план действий по выполнению.

III. Принципы

6. Соблюдение международного права: НАТО будет и впредь действовать в соответствии с международным правом, принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, международные конвенции и протоколы по борьбе с терроризмом, а также соответствующие Резолюции ООН образуют рамки для всех национальных и многосторонних усилий по борьбе с терроризмом, включая работу, проводимую Североатлантическим союзом.

7. Поддержка, оказываемая НАТО государствам-членам: основную ответственность за защиту своего населения и территории от терроризма несут в первую очередь сами государства-члены НАТО. Сотрудничество через НАТО может усилить работу стран НАТО, направленную на предотвращение, ликвидацию последствий, реагирование и восстановление после терактов. По поступлении запроса НАТО может оказать содействие этим усилиям.

8. Недублирование и взаимодополняемость: НАТО будет способствовать взаимодополняемости и избегать ненужного дублирования усилий, которые уже прилагаются государствами-членами или другими международными организациями. НАТО будет стремиться координировать и максимально использовать свои знания, умения и ресурсы и будет сосредоточивать свое внимание на целевых программах, с помощью которых она может внести вклад и (или) усилить действия стран НАТО и других международных структур, при необходимости.

IV. Ключевые области

9. НАТО как международная организация обладает уникальными средствами и возможностями, которые могут поддержать усилия стран НАТО в борьбе с терроризмом. Как обозначено в цели данных руководящих указаний, НАТО будет более эффективно содействовать предотвращению терроризма и повышать способность к восстановлению нормального функционирования после терактов. Для этого Североатлантический союз будет координировать и консолидировать свои усилия по борьбе с терроризмом и сосредоточится на трех основных направлениях: владение обстановкой, силы и средства и взаимодействие.

10. Владение обстановкой: НАТО обеспечит общую осведомленность стран-членов о террористической угрозе и уязвимых сторонах посредством консультаций, усиленного обмена разведданными, постоянного стратегического анализа и оценок в поддержку работы национальных властей. Это позволит странам НАТО и Североатлантическому союзу эффективно подготовиться и провести возможные действия по ликвидации последствий в рамках предотвращения терактов и реагирования на них. С помощью взаимодействия и стратегического информирования НАТО также будет способствовать общему пониманию ее роли в борьбе с терроризмом как части более широких международных усилий.

11. Силы и средства: НАТО приобрела много ценных знаний и опыта в противодействии асимметричным угрозам и реагировании на терроризм. Хорошо налажена работа НАТО в области безопасности воздушного пространства, противоракетной обороны, безопасности на море, реагировании на РХБЯ, нераспространения оружия массового уничтожения и защиты критически важных объектов инфраструктуры. Североатлантический союз приложит все усилия, чтобы гарантировать наличие адекватных сил и средств для предотвращения, защиты и реагирования на террористические угрозы, взяв за основу уровень устремлений, определенный в политических руководящих указаниях. С этой целью он будет изучать вопрос о разработке потенциала, новаторских технологиях и методах, которые более комплексно и при наличии большей информации решают проблему асимметричных угроз, в частности с помощью Программы работы по защите от терроризма. НАТО также будет стремиться сохранить свой оперативный потенциал и выгодно использовать опыт, приобретенный в ходе операций, в том числе силами специальных операций. Учебная подготовка, образование и учения, основанные на различных сценариях угрозы, будут по-прежнему способствовать повышению оперативной совместимости за счет усвоение уроков и лучшей практики. Эти потенциалы могут также быть предложены странами НАТО в поддержку гражданского чрезвычайного планирования и защиты критически важных объектов инфраструктуры, особенно если это может быть связано с терроризмом, при поступлении запроса.

12. Взаимодействие: Проблема терроризма требует от международного сообщества всеобъемлющего подхода с использованием широкого ряда инструментов. Для укрепления безопасности стран НАТО организация и впредь будет взаимодействовать со странами-партнерами и другими международными структурами в борьбе с терроризмом. Североатлантический союз укрепит свои связи и сотрудничество со странами-партнерами, а также международными и региональными организациями, в частности ООН, ЕС и ОБСЕ, в соответствии с Планом действий по комплексному подходу, способствуя общему пониманию террористической угрозы и максимальному использованию потенциала каждого, кто принимает участие в глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. НАТО углубит консультации и обеспечит более систематический подход к практическому сотрудничеству со странами-партнерам3 с использованием существующих механизмов, в том числе научного сотрудничества по технологическому новаторству в целях укрепления безопасности4. Особый упор будет сделан на повышении осведомленности, укреплении потенциала, гражданском чрезвычайном планировании и кризисном регулировании в ответ на конкретные потребности стран-партнеров и с учетом интересов стран НАТО. Это повысит готовность и защищенность стран-партнеров, а также поможет им выявить уязвимые стороны и пробелы и более эффективно самостоятельно вести борьбу с терроризмом. Учебная подготовка, образование и поддержка в укреплении потенциала в сфере борьбы с терроризмом будут соответствовать задачам и приоритетам политики партнерских отношений НАТО.

V. Ответные меры НАТО

13. Североатлантический совет будет руководить усилиями НАТО по борьбе с терроризмом и выполнением данных руководящих указаний. Специальная рабочая группа по терроризму будет ежегодно отчитываться о реализации данных руководящих указаний.

14. НАТО сохранит гибкость относительно того, как бороться с терроризмом, играя ведущую или вспомогательную роль, как потребуется. Силы и средства стран НАТО являются важнейшей составляющей потенциального реагирования на терроризм. Решения о коллективной обороне и впредь будет принимать Североатлантический совет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: