Проблема пиратства: общая характеристика

Проблема пиратства – одна из самых актуальных в современных международных отношениях.

В международном праве пиратство – это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских судов, совершённое в открытом море. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран. Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели.

В российском законодательстве уголовная ответственность за пиратство предусмотрена статьей 227 УК РФ, согласно которой пиратство – это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.

На антипиратской конференции в Дубае в апреле 2011 г. ущерб от пиратства был оценён в 7-12 миллиардов долларов в год.

По данным Международной межгосударственной организации ООН – ИМО (Международная морская организация) – на 2010 г. большая часть нападений имела место в Восточной Африке (Сомали, а также Кения, Мозамбик, Танзания). В настоящее время пиратство наиболее активно у берегов Сомалийского региона Пунтленд.

В основном пираты захватывают корабли ради выкупа. В 2011 г. сомалийские пираты удерживали около 480 моряков и 50 судов в ожидании выкупа. Выкуп за суда увеличивается. В среднем пираты получают выкуп в 4 миллиона долларов США за корабль.

В это же время 1011 пиратов находились в тюрьмах 20 стран, либо будучи осуждёнными, либо ожидая решения суда (по данным ООН).

Пиратство в Сомали началось в 2000 г. Местные жители, составлявшие местную береговую охрану, сразу же после падения правительства Пунтленда стали выходить в море и захватывать рыбацкие суда испанцев, китайцев и тайцев, требуя «штрафы» от 20 до 50 тысяч долларов. После выплаты денег сомалийской диаспоре в любом месте от Лондона до Найроби корабли быстро отпускали. Поначалу пираты поддерживали дисциплину: тех, кто наносил ущерб судам, штрафовали или выгоняли.

В первые годы сомалийское пиратство не выглядело серьёзной проблемой. Однако в 2005 г. береговая охрана Сомали, нанятая для охраны тайского рыболовного корабля «Sirichainava 12», захватила его, требуя 800 тысяч долларов выкупа. Хотя эта попытка не удалась, идея была подхвачена. В 2006 г. было от 10 до 20 атак пиратов. В следующем году количество атак удвоилось, выкуп увеличился до полутора миллионов долларов. Пираты вкладывали полученные деньги в свои корабли и команду. В 2008 г. было насчитано 134 атаки и 32 захвата. Впервые был захвачен нефтяной супертанкер «Sirius Star», что наконец привлекло к себе внимание и военных, и аналитиков, специализирующихся на терроризме.

Среди сомалийских пиратов существует специализация: разведка, группа захвата, охрана на суше, переговорщики.

Не свободен от пиратства и район Малаккского пролива в Юго-Восточной Азии. Хотя совместными усилиями стран АСЕАН в целом эту проблему удалось решить, но отдельные нападения пиратов случаются и по сей день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: