ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
В. Г. Ромек
ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Санкт-Петербург
2003 РЕЧЬ
*
ББК 88.36 Р 70
Ромек В. Г.
Р 70 Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2003. — 175 с. ISBN 5-9268-0116-8
Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой программу тренинга уверенности в себе в общении с близкими людьми — супругами, родственниками, близкими друзьями. После краткого обзора теоретических положений, на которых была основана программа, подробно излагаются практические приемы тренинга поведения.
Упражнения и ролевые игры объединены в законченную последовательность действий, надежно приводящих к результату — развитию чувства собственной ценности и уверенности в межличностных отношениях.
Книга будет интересна для психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников, а также всех, кто стремится развить свои коммуникативные навыки.
© Издательство «Речь», 2002 © В. Г. Ромек, 2002 ISBN 5-9268-0U6-8 © П. В. Борозенец (обложка), 2002
ВВЕДЕНИЕ
Вот уже много лет я провожу группы тренинга уверенности в себе в разных городах России, и неизменно наталкиваюсь на живой интерес и внимание со стороны групп самого разного состава. Молодежь и пенсионеры, военные и торговые агенты говорят мне о том, что следование простым и очевидным схемам делает жизнь, с одной стороны, легче и понятнее, а с другой — насыщеннее и интереснее.
Отчего простые принципы уверенного поведения не используются повсеместно, почему этим принципам не обучают в школе, есть ли проблемы с уверенностью в себе в благополучных странах? Ответы на эти вопросы я пытался найти в своей диссертации, которую три года напряженно писал в Германии, в прекрасном и благополучном баварском городке Эрланген. Действительно, трудно было обнаружить культурные особенности неуверенности (это было темой диссертации), и я очень благодарен доктору Андреа Абеле-Брем за помощь и поддержку в моих исследованиях. Фонд Конрада Аденауэра, который финансировал работу над диссертацией, помог мне познакомиться с практикой тренинга уверенности в Германии и Голландии, Андреа предоставила в мое распоряжение обширную библиотеку феминистской организации, где я нашел много сообщений о тренинге уверенности для женщин. Удивительное дело — вне зависимости от страны, объекта применения и сферы приложения, тренинг уверенности везде предполагал использование одной и той же идеологии, одних и тех же схем.
Проходя обучение поведенческой психотерапии в Центре совершенного поведения ныне покойного доктора Иоганнеса Бренгель-манна, бывшего директора института психиатрии в Мюнхене, я познакомился еще с одной формой тренинга уверенности. Здесь его
4
использовали в качестве одного из самых надежных способов терапии социальных страхов (социофобий). В психиатрической клинике Мюнхена я обнаружил те же неизменные схемы, ту же идеологию.
Проводя затем группы тренинга уверенности в разных городах России: Ростове-на-Дону, Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске, Екатеринбурге, Сургуте и Кисловодске — я убедился в том, что, несмотря на очевидную специфику отдельных поведенческих проявлений уверенности в себе, общие принципы ее, основанные на уважении личных прав, желаний, мнений и свобод человека, вполне применимы и в нашей стране.
В этой книге я хочу затронуть один из аспектов уверенности в себе, а именно уверенность в межличностных отношениях, и предложить вашему вниманию в достаточной мере стандартизированную и проверенную программу тренинга.
Данная книга может быть использована двумя способами. Вы можете просто заимствовать из нее отдельные игры или упражнения. Но эффект в этом случае будет невелик. Представленная в книге программа четко привязана к вполне определенной и хорошо разработанной теории уверенности в себе, достаточно последовательна и устроена так, что каждое последующее упражнение использует прогресс, достигнутый ранее. От темы к теме прослеживается внутренняя логика, нарушать которую нежелательно.
Эта книга — не просто сборник упражнений и ролевых игр: выполнение программы с «любого пункта» вряд ли обеспечит существенный успех, а при определенном стечении обстоятельств может быть даже вредным для ваших клиентов.
Я очень надеюсь, что мои попытки написать целостное руководство по когнитивно-поведенческому тренингу уверенности в межличностных отношениях вы оцените по достоинству, и буду очень рад получить обратную связь от тех, кто будет использовать мою программу.
Владимир Ромек
romek@psychology. ru
https://www. openweb. ru/romek
ТЕОРИЯ
ЧТО ТАКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?
Некоторое время назад в Германии мне пришлось срочно устраивать дочку в немецкий детский садик, чтобы у меня освободилось немного времени для работы над диссертацией. До этого я уже несколько раз пытался пристроить дочку в детский сад в России, и все попытки заканчивались провалом: дочка категорически отказывалась ходить туда, где ею беспрерывно командовали, где ее ругали и насильно заставляли делать то, чего она делать как раз и не хотела. Спустя неделю наших с женой мучений дочка обычно заболевала, неделю сидела дома, затем мы принимались за поиски другого садика.
Я думал, что в Германии у меня тоже ничего не выйдет. Ведь дочка совсем не знает немецкого языка, а другие дети и воспитатели не знают русского. Возможно ли это вообще?
Я поговорил с директором ближайшего к моему дому детского садика. Эта очень милая женщина познакомила меня с воспитателями и сказала, что особых проблем она не видит. В садик ходят дети самых разных национальностей, и они прекрасно ладят друг с другом.
Она проблем не видела. Проблемы видел я и очень волновался. Но волнения оказались напрасными.
Саша моментально привыкла к детям и воспитателям, вставала каждое утро раньше нас с женой и вприпрыжку бежала в садик. Нельзя сказать, что там было больше игрушек или помещения были больше. Детский садик был не из дорогих. Но там было кое-что другое. Там был искренний интерес воспитателей к детям, желание вместе заниматься интересными делами, внимание к проблемам детей и умение помогать в решении этих проблем. Там были человеческие, неформальные, т. е. межличностные, отношения между воспитателями и детьми.
Две милые женщины находили настоящее удовольствие в своей работе. Они вместе с детьми занимались интересными делами, вместе праздновали маленькие праздники и вместе с детьми искали решение возникающих проблем. Им нравилось то, что они делают.
Здесь у воспитателей не было необходимости кричать и командовать, здесь некогда было скучать детям. Воспитатели и дети были интересны друг другу, находили удовольствие в общении друг с другом. Конечно, не всегда это общение было радужным, были и конфликты, и необходимость подчиняться распорядку дня и убирать за собой игрушки. Но хорошие отношения помогали преодолевать эти конфликты, совместное решение проблем укрепляло отношения. И нам действительно трудно было по возвращении в Россию найти садик, в котором бы воспитатели в такой же мере ценили личность ребенка и проявляли интерес к личным чувствам и интересам детей, в котором между профессиональными воспитателями и детьми существовали бы межличностные отношения. Но мы знали теперь, что именно нужно искать.
Этот пример, я надеюсь, поможет вам лучше понять признаки существования межличностных отношений, разобраться в их сути.
Что же в первую очередь характеризует межличностные отношения? Проще всего, наверное, ответить на этот вопрос, сравнив их с отношениями формальными, официальными.
Поскольку так или иначе нам приходится жить среди множества людей, вступать с ними в самые разнообразные отношения, то лишь часть этих отношений приобретает межличностный характер. Довольно часто мы общаемся с совершенно незнакомыми людьми по малозначительным формальным поводам. От такого рода партнеров нам нужно лишь одно — четкое и незамедлительное выполнение их обязанностей.
Попробуем провести это сравнение по нескольким ключевым пунктам.
Партнер. Партнером или партнерами по межличностным отношениям выступает уже знакомый вам человек, вызывающий у вас интерес как личность. Партнером по функциональным отношениям вполне может быть посторонний, случайный человек. Но межличностные отношения редко формируются в одно мгновение. Чаще
7
всего для их формирования требуется определенное, иногда — немалое, время. А это значит — необходимо, чтобы на первых порах встречи с этим человеком происходили более или менее регулярно.
Чаще всего межличностные отношения складываются в семье, студенческой группе, на отдыхе или в санатории — т. е. там, где люди достаточно долгое время проводят вместе и не связаны формальными отношениями. Если содержанием общения становятся чувства и переживания, личные цели и ценности, то это — первый признак формирования межличностных отношений.
Содержание общения. Содержанием межличностных отношений являются чувства, симпатии, антипатии, ценности, т. е. все, что связано с проявлением личности и личных интересов. Но этого мало: межличностные отношения существуют только тогда, когда личные позиции и чувства взаимно интересуют партнеров, когда, помимо желания говорить о своих чувствах, есть еще желание выслушать партнера, интерес к его собственным мнениям и чувствам. Межличностные отношения — это именно взаимоотношения.
Иными словами, содержанием общения выступает взаимный интерес к чувствам, личным особенностям, мнениям и желаниям партнера, готовность говорить о своих собственных чувствах.
Основа. Межличностные отношения базируются на взаимном интересе, симпатиях или антипатиях. Без этого интереса, в ситуации, когда партнер глубоко безразличен, ни о каких межличностных отношениях не может быть и речи. В отсутствии фундамента, основы любая конструкция рано или поздно рушится.