Вопросы к экзамену (8 семестр)

1. Английская журналистика 1-й пол. XX в.

2. Французская журналистика 1-й пол. XX в.

3. Журналистика Германии 1-й пол. XX в.

4. Американская журналистика 1-й пол. XX в.

5. Периодическая печать и другие СМИ Великобритании во 2-й пол. ХХ в.

6. Периодическая печать и другие СМИ США во 2-й пол. ХХ в

7. Периодическая печать и другие СМИ во Франции во 2-й пол. ХХ в..

8. Периодическая печать и другие СМИ в Германии во 2-й пол. ХХ в.

9. СМИ Италии, Испании, Скандинавских стран во 2 пол. ХХ в.

10. История СМИ стран Азии, Латинской Америки и Африки: общая характеристика

11. Зарубежные информационные агентства: история и современность

12. Развитие телевещания во 2-й пол. ХХ в.

13. Развитие радиовещания во 2-й пол. ХХ в.

14. Регулирование деятельности СМИ в странах Западной Европы и США

15. Экономика зарубежных СМИ

16. Зарубежные СМИ в системе демократических институтов

17. Новые информационные технологии (СМИ в Интернете), формы, методы и приемы

18. информационного воздействия на аудиторию

19. Основные тенденции развития современной журналистики

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература:

1. Английская публицистическая проза начала ХVIII в. М., 1987.

2. Античные риторики. М., 1978.

3. Андрунас Е.Ч. Социально-политическая инфраструктура СМИ США. ВМУ, 1989, № 6.

  1. Аникеев В.Е. История французской прессы (1830-1945). - М., 1999.

5. Аптекер Г. Американская революция 1763-83 гг. Т.1. М., 1962.

6. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1972.

7. Видясова Л.М. Современная французская печать. М., 1963.

8. История зарубежной коммунистической и рабочей печати 1917-45 гг. Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1981.

9. Малаховский А.К. Очерки истории журналистики США второй половины ХIХ в. М., 1997.

10. Мкртчан А.А. История журналистики США ХVIII - ХIХ вв. Пособие по курсу. М., 1995.

11. Орлов Ю.Я. Печать РРГ. М., 1970.

12. Попов Ю.В. Публицисты Великой Французской революции. М., 1989.

13. Учёнова В.В. У истоков публицистики. М., 1989.

14. Шарончикова Л.В. Печать Франции (80-90-ые). М., 1945.

  1. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
  2. Бейда А. Краткая история рекламы // Америка. - М., 1991. - № 419.
  3. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. - 3-е изд., доп. и испр. – М. - Ростов н/Д: МарТ, 2003. – 432 с.
  4. Биск И.Я. Пресса Веймарской Германии (1919-1933 гг.). – Иваново: Изд-во Ивановск. ун-та, 1995. – 232 с.
  5. Борухович В. Демосфен. - М., 1985.
  6. Борухович В. Ораторское искусство Древней Греции. // Ораторы Греции. - М., 1985.
  7. Вавилов А.А. Средства массовой информации Саудовской Аравии: традиции и современность // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналисти-ка. – 1999. - №6. – С. 81-93.
  8. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Аспект-пресс, 2003. - 335 с.
  9. Видясова Л.М. Современная французская печать. – М., 1963.
  10. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. - М., 1988.
  11. Власов А.И. Политические манипуляции: История и практика СМИ США. - М.: Международные отношения, 1982.
  12. Волковский Н.Л. История информационных войн: В 2-х частях. – СПб: Полигон, 2003.
  13. Вороненкова Г.Ф. Путь длиной в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (исторические предпосылки, особен-ности становления и эволюция, типологические характеристики, струк-тура, состояние на рубеже тысячелетий). - М.: Языки русской культуры, 1999. - 640 с.
  14. Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран. - СПб., 2000.
  15. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.
  16. Дератани Н.Ф. и др. История римской литературы. - М., 1954.
  17. Ермошин Н., Сучков И. Республика Индия. Печать, радио, телевидение. – М., 1971.
  18. Желтяков А.Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции. – М., 1972.
  19. Живейнов Н.И. Капиталистическая пресса США. - М., 1956.
  20. Живейнов Н.И. Современная пресса Канады. – М., 1959.
  21. Журналистика в буржуазном обществе. - Под ред. Я.Засурского. - М.: Мысль, 1976.
  22. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 271 с.
  23. Золотухина Л.Н. Периодическая печать Франции // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. - 1986. - №5.
  24. Ибрагимов А.Х. Печать Турции. – М., 1965.
  25. Иванян Э.А. От Дж.Вашингтона до Дж.Буша. Белый дом и пресса. - М., 1993.
  26. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. - М., 1994.
  27. История всемирной литературы: В 9 т. - Т.1. - М., 1983; Т.2. - М., 1984.
  28. История печати: Антология. - Т. 1, 2. - М.: Аспект-пресс, 2001.
  29. Кацпржак Е.И. История книги. - М., 1964.
  30. Кельник В.В. Печать Польши. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. - 100 с.
  31. Котенок Р.Я. Телевидение ФРГ в двух измерениях. – М., 1978.
  32. Коцарев Н.К. Печать, радио и телевидение ОАР. – М, 1969.
  33. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.Г. Ораторское искусство в Древнем Риме. - М., 1976.
  34. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии: Политическая мысль английского Просвещения (1689-1714). - М., 1994.
  35. Лазарев А.М., Полякова Н.А., Смирнов Б.В. Япония. Печать, радио, телевидение. - М., 1974.
  36. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие. - Краснодар, 1996.
  37. Майн Х. Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 1978. - №3.
  38. Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Анг-лии и России. - СПб., 1906.
  39. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. - 448 с.
  40. Мкртчян А.А. История журналистики США ХVIII-XIX вв.: Пособие по курсу - М., 1995.
  41. Малаховский А.К. Очерки истории журналистики США второй поло-вины XIX века: Журналистика «позолоченного века». - М., 1997.
  42. Орлов Ю.Я. Печать ФРГ (Периодические издания западногерманских газетно-журнальных концернов и политических партий. 1949-1969). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.
  43. От кремня до кремния: пер. с итал. / Под ред. Дж. Джованнини. - М.: Радио и связь, 1991.
  44. Периодическая печать на Западе: Сб. статей. - СПб., 1904.
  45. Печать Парижской Коммуны 1871 года. - Л., 1974.
  46. Попов Ю.В. Печать Франции периода Консульства и Империи. - М., 1984.
  47. Попов Ю.В. Публицистика Великой французской революции. Камиль Демулен – журналист: Учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 56 с.
  48. Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. - М., 1989.
  49. Привалова Е.А. Литературные судьбы макрейкеров: от «разгребателей грязи» к пропаганде «Pax Americana» // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. - 2004. - № 4. – С.58-70.
  50. Саламон Л. Всеобщая история прессы. - СПб., 1909.
  51. Сергеев Г.И. От дибао к «Женьмень жибао». Путь в 1200 лет. История средств массовой коммуникации Китая. – М., 1989.
  52. Соколов В.С. Периодическая печать Франции. - СПб., 1998.
  53. Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобрита-нии: Учеб. пособие. - СПб., 2000.
  54. Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Италии: Учеб. пособие. - СПб., 1997.
  55. Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных газет. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 136 с.
  56. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. - М., 1989.
  57. Удальцова З.В. Византийская культура. - М., 1988.
  58. Уперов В.В. Реклама: ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы // Гермес. Торговля и реклама. - СПб., 1994.
  59. Ученова В.В. У истоков публицистики. - М., 1989.
  60. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
  61. Феофанов С.А. США: реклама и общество. - М., 1974.
  62. Шарончикова Л.В. Буржуазные средства массовой информации Франции: Учеб.-метод. Пособие. - М., 1988.
  63. Шарончикова Л.В. Печать Франции (1980-90-е гг). - М., 1995.
  64. Якимович Т.К. Французский реалистический очерк 1830-1848. - М., 1963.
  65. Эйнсли Р. Пресса в Африке. – М., 1971.
  66. Якименко Н.Л. Американская журналистика и издательское дело // Ис-тория литературы США. - Т. 1 - М., 1997.
  67. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: пер. с англ. / Под ред. Я.Засурского. - М.: Мысль, 1980.

Дополнительная литература:

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1997.
  2. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. - М., 1981.
  3. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Античная поэтика. - М., 1991.
  4. Аверинцев С.С. Латинская литература IV-VII вв. Смена парадигм и устойчивость традиций // Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. - М., 1998.
  5. Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки. – М., 1989.
  6. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. - М., 1991.
  7. Андрунас Е.Ч. Социально-политическая инфраструктура СМИ США // Вестник Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 1989. - №6.
  8. Аникст А.А. Даниэль Дефо. - М., 1957.
  9. Багдикян Б. Монополия средств информации: пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья Г.Вайнштейна. - М.: Прогресс, 1987. - 320 с.
  10. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. - М., 1991.
  11. Бицили П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.
  12. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. - М., 1981.
  13. Вартанова Е.Л. Газета и ЭВМ. Некоторые аспекты взаимоотношений между компьютерной техникой и буржуазной печатью // Вестник Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 1988. - №2.
  14. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации – их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси, 1989.
  15. Вачнадзе Г.Н. Печать V Республики (1958-1968). – М., 1969.
  16. Виндельбанд В. Платон. - Киев, 1993.
  17. Власов Ю.М. Основные черты буржуазной журналистики: Лекции / М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  18. Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей (информационные материалы прессы на службе буржуазной пропаганды). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  19. Власов Ю.М. Средства массовой коммуникации и современное буржуазное государство - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  20. Войтасик Л. Психология политической пропаганды: пер. с польск. / Предисл. и общ. ред. Ю.Шерковина. - М.: Прогресс, 1981.
  21. Вороненкова Г.Ф. Бисмарк и печать // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. - 1998. - №3. – С.79-92.
  22. Вороненкова Г.Ф. Этапы зарождения периодической печати в Германии и ее становление (до конца XVIII века) // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. - 1998. - №1. – С.73-92.
  23. Гарбри И. Лютер. - М., 2000.
  24. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. - М., 1991.
  25. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М., 1995.
  26. Гаспаров М.Л. Поэзия и проза – поэтика и риторика // Гаспаров М. Л. Избранные труды. - В 3 т. - Т. 1. О поэтах. - М., 1997.
  27. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1994.
  28. Гольдберг Н.М. Томас Пейн. - М., 1969.
  29. Грабарь-Пассек М.Е. Марк Туллий Цицерон // Цицерон М.Т. Речи. - В 2 т. - М., 1993. - Т. 1.
  30. Грималь П. Цицерон. - М., 1991.
  31. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
  32. Дубашинский И.А. Памфлеты Свифта. - Рига, 1968.
  33. Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. - М., 1989.
  34. Засурский Я.Н. Научно-техническая революция и журналистика // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. - 1971. - №4.
  35. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - 2-е изд. - СПб., 1995.
  36. Зубов В. П. Аристотель. - М., 1963.
  37. Иванов Г.Ф. Франклин. - М., 1972.
  38. История греческой литературы: В 3 т. – М.-Л., 1955. - Т. 2.
  39. История римской литературы: В 2 т. - М., 1959.
  40. Кайзер Ж. Господство рекламы: пер. с франц. // Зарубежная печать: Сб. статей. - Под ред. Я.Н.Засурского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. - С.194-207.
  41. Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. - М., 1988.
  42. Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство: Пособие по спецкурсу. - М., 1980.
  43. Колесник С.Г. Маккартизм и телевидение США // Вестник МГУ. Сер.10 Журналистика. - 1976. - №4.
  44. Коренева М.М. Сочинения новоанглийских пуритан. Миссия и историческая реальность // История литературы США. - Т. 1. - М., 1997.
  45. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. – 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002.
  46. Кузнецова Т.И. Речи в «Истории от основания города» Тита Ливия // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. - М., 1989.
  47. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории, идеи, разновидности, образцы, техника, бизнес. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Политиздат, 1985.
  48. Курбатов Г.Л. Риторика // Культура Византии. - Т. 1. - М., 1984.
  49. Лавандовский Л. Первый среди равных. - М., 1986.
  50. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М., 1969.
  51. Макеев С. Несколько жизней мистера Фо: [О судьбе Д.Дефо] // Совершенно секретно. - 2004. - №7. - Июль. - С.35-37.
  52. Маковельский А.О. Софисты. - Вып. 1. - Баку, 1940.
  53. Манфред А. Марат. - М., 1962.
  54. Манфред А. Три портрета (Руссо, Мирабо, Робеспьер). - М., 1978.
  55. Маринович Л.Г., Кошеленко Г.А. Предисловие // Лисий. Речи. - М., 1994.
  56. Матвеев В.А. Империя Флит-стрит. - М., 1964.
  57. Меликова-Толстая С. Античные теории художественной речи // Античные теории языка и стиля. Антология текстов. - Л., 1996.
  58. Мельников Д., Черная Л. Преступник №1, нацистский режим и его фюрер. - М., 1981.
  59. Миллер Т.А. К истории литературной критики классической Греции V-IV вв. до н.э. // Древнегреческая литературная критика. - М., 1975.
  60. Миллер Т.А. От поэзии к прозе. Риторическая проза Горгия и Исократа // Античная поэтика. - М., 1991.
  61. Муравьев В. Джонатан Свифт. - М., 1968.
  62. Мшецян М.В. Современное состояние средств массовой информации франкоязычных стран Африки // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 1975. - №5. - С.68-76.
  63. На службе монополий / Под ред. Я.Н.Засурского. - М., 1977.
  64. Орлов Ю.Я. Антисемитизм как основополагающий компонент мифа «почвы, крови и расы» // Вестник МГУ. Сер.10 Журналистика. - 1994. - №3.
  65. Орлов Ю.Я. Журналистская теория и журналистское образование в нацистской Германии // Вестник Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 1992. - №1, 2; М., 1992.
  66. Орлов Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР / Под ред. Я.Н.Засурского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 176 с.
  67. Осипова Э.Ф. Революционная публицистика. Ораторское искусство // История литературы США. - Т. 1. - М., 1997.
  68. Паренти М. Демократия для немногих: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.
  69. Писарев Д.И. Очерки по истории печати во Франции. // Писарев Д.И. Полн. собр. соч.: В 6 т. - СПб., 1894. - Т. 2.
  70. Попов Ю.В. Газета «Революсьон де Пари» Элизе Лустало. // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. - 1976. - № 5. – С.71-81.
  71. Попов Ю.В. Теофраст Ренодо – основатель французской журналистики // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. - 1978. - № 4. – С.37-52.
  72. Радциг С.И. Демосфен – оратор и политический деятель // Демосфен. Речи. - М., 1954.
  73. Рак В.Д. Сатирико-нравоучительные журналы Аддисона и Стиля и литературная полемика их времени. - М., 1964.
  74. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. (Антология текстов.) - М., 1990.
  75. Ржевская Е. Геббельс. Портрет на фоне дневника. - М., 1994; Новый мир. - 1993. - №1-3.
  76. Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. - М., 1964.
  77. Самуилов С.М. Президентские кризисы: общее и особенное // США: экономика, политика, идеология. - 1989. - №4.
  78. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. - М., 1980.
  79. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М., 1998.
  80. Соболевский С.И. Лисий и его речи // Лисий. Речи. - М., 1994.
  81. Соколов В.С. Печать Народного фронта и прогрессивная французская литература. – Л., 1969.
  82. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. - М., 1964.
  83. Стрижижовский Л.Ж. Стреляет пресса Шпрингера. - М.: Политиздат, 1978. - 80 с.
  84. Техника дезинформации и обмана. - Под ред. Я.Засурского. - М.: Мысль, 1978.
  85. Трубицина И.В. Английская журналистика XVII века – от рукописных листков к печатной газете. // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 1978. - № 2.
  86. Трубицина И.В. Памфлетная публицистика английской буржуазной революции XVII века (проблемы, доктрины, авторы) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 1978. - № 4. – С.53-69.
  87. Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» римской республики (II в. до н.э.). - М., 1986.
  88. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. - М., 1969.
  89. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.
  90. Утченко С.Л. Цицерон и его время. - М., 1973.
  91. Фрейберг Л.А. Попова Т.В. Византийская литература IV-VI вв. // Па-мятники византийской литературы IV-IX вв. - М., 1968.
  92. Фурсенко А.А. Американская буржуазная революция XVIII века. - М.-Л., 1960.
  93. Цицерон. 2000 лет со времени смерти: Сб. статей. - М., 1956.
  94. Чанышев А.Н. Аристотель. - М., 1981.
  95. Черная Л. Коричневые диктаторы. - М., 1991.
  96. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной “массовой культуры”. - М.: Искусство, 1988.
  97. Энтин В.Л. СМИ в политической системе современного капитализма. - М.: Наука, 1988.
  98. Якимович Т.К. Сатирическая пресса французской республиканской демократии 1830-1835 годов. - Киев, 1961.

6.2. Перечень необходимого оборудования для ведения учебного процесса

7. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (краткий конспект лекций – см. тематич.план)

Текст лекции на тему: «Первые газеты в странах Европы и США»

1609 год считается годом рождения европейской периодики. Первые газеты в Германии, образцы которых донесла до нас история, выходили в Страсбурге и Аугсбурге в 1609 году, а появились они, судя по содержанию сохранившихся номеров, несколько ранее (в одной их номеров страсбургской газеты указывается, что в 1609 году она будет издаваться «по примеру прошлых лет»). Газета, выходившая в Страсбурге, называлась «Ведомость» (Relatio) и рассказывала она о всех выдающихся и достопримечательных событиях, совершавшихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Молдавии и Турции за нынешний 1609 год. Все сведения отпечатаны в таком виде, в каком были доставлены». Издавал стразбургский еженедельник типограф Иоганн Каролюс.В том же году в Аугсбурге появилась другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте.

В течение нескольких последующих лет подобные еженедельные издания распространились по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник начал издаваться в Базеле, в 1615 г. к Базелю присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617-м – в Берлине, в 1618-м в Амстердаме, в 1620-м - в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне.

Номера составлялись исключительно из корреспонденций их различных участков Европы и дальних земель, которые размещались на полосе совершенно произвольно, без всякой связи. Корреспонденции представляли собой простое изложение фактов без какого-либо анализа или комментария. Авторская позиция проявлялась в исключительно редких случаях. Сухой язык газет Германии 17 столетия, их аполитичность объясняется, с одной стороны, строгой цензурой и, с другой – традицией вести политические дискуссии с помощью памфлетов. Индифферентность первых немецких газет – следствие их функциональной ограниченности, что вполне объяснимо в период становления. Газета не обрела ещё своё истинное лицо. Даже внешне она напоминала книгу, формат страниц равнялся четверти листа. Но в отличие от книг качество печати было более низким. Огромное количество ошибок и опечаток можно объяснить поспешностью, которая требовалась от издателей. Бумага была, как правило, невысокого качества.Первые газеты выходили еженедельно. Ежедневная пресса появилась несколько позже.

Несмотря на отмеченные недостатки, газеты довольно быстро завоевали популярность и получили широкое распространение. В 1616 году Иоганн Мейер приступил к изданию «Еженедельных ведомостей» в Гамбурге. В 1630 году у него появился конкурент, почтмейстер Клейнгауз, хозяин гамбургских «Почтовых известий». В1640 году к ним добавилась «Новая еженедельная Гамбургская газета». И, наконец, в 1673 году была основана самая удачная и популярная гамбургская газета «Курьер», основатель которой Фома фон Виринген сумел использовать опыт не только немецкой журналистики, но и французских, и английских «интеллигентских листков».

Интенсивно развивалось газетное дело и в Лейпциге. В начале века оно находилось в руках шведов. Но после 1650 года шведо-фильские газеты исчезли и стала развиваться независимая печать. В 1659 году книготорговец Рицци получил от саксонского правительства концессию на издание газеты, которая стала выходить с 1 января 1660 года. Это была одна из первых немецких политизированных газет. Кстати, первая ежедневная газета в Европе появилась также в Лейпциге в 1650 году.

К концу 17 столетия газета завоевала Германию. В её пользе и необходимости уже не сомневались. Более того, просвещенные люди подчеркивали особое значение газеты. В 1697 году в Гамбурге вышла книга «О пользе газетного чтения», автор которой писал: «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами, тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное, должен уметь применять его на деле». Но дальнейшее развитие журналистики в Германии было приостановлено на долгое время в силу причин экономического и социально-политического порядка. Немецкие газеты долго оставались информационно-коммерческими. Идеологическую, пропагандистскую функцию журналистика в Германии по-настоящему стала выполнять только с приходом в неё К.Маркса и Ф.Энгельса. А английская и французская печать, возникшая несколько позже, обогнала её в 18 столетии и по темпам развития, и по уровню содержания, и по качеству подготовки представителей этой профессии.

Журналистика в Англии началась так же, как и в Германии, с рукописных ведомостей. Но пришли они на остров несколько позже и по происхождению своему были немецкими или голландскими, т.е. это были переводы на английский язык европейских листков новостей, составленных Альдами, Фугерами или какими-то менее известными собирателями и распространителями информации. Печатный станок прибыл в Англию из Германии. Первый английский печатник Уильям Кэкстон учился своему ремеслу в Кёльне в 60-е годы 15 столетия. Там же он купил печатный станок. В Германии Кэкстон стал заниматься размножением рукописных книг и переводами. В 1476 году он вернулся в Англию и основал в Вестминстере типографию.

К концу 16 столетия рукописные листки новостей, называвшиеся в Англии «News», были вытеснены печатными изданиями «Ballada of the News» («Баллады новостей»), их можно считать непосредственными предшественниками английских газет. К сожалению, нельзя увидеть ни один из этих первых печатных сборников новостей, они не сохранились. Но названия некоторых «баллад новостей» говорили о том, что они походят на немецкие «ведомости» и «ярмарочные издания» – «Новости из Фландрии», «Новости из Германии и Голландии», «Ужасные новости из западных частей Англии о пожаре Тивертона» и т.д. К этой же категории изданий относится «Английский Меркурий» («Mercurius Britanicus»), насколько номеров которого сохранились (здесь следует оговориться, что подлинность их вызывает сомнение у историков). «Меркурий выходил в 60-е годы 16 столетия. Он оповещал англичан о событиях внешней и внутренней жизни, в частности, в одном из номеров его сообщается о движении испанской «Непобедимой Армады». В дальнейшем слово «Меркурий» постоянно используется в названиях периодических изданий в Англии.

В начале 17 столетия в Англии появляются печатные издания периодического характера. Одно из них называлось «Еженедельные новости из…» («Weekly News from…»). Оно издавалось в Лондоне Н.Борном и Т.Арчем. Вообще 20-е – 30-е годы 17 века знаменуются активным развитием печатного издательского дела в стране, в том числе и появлением большого количества разного рода «News», выходивших с неустойчивой периодичностью. Государство ставит книгопечатание и журналистику под строгий контроль, превращает этот бизнес в свою монополию. Лицензию на право заниматься производством книг, брошюр, памфлетов и новостей можно было получить из рук монарха. Известны имена некоторых издателей той поры, имевших такое право – Натаниэль Баттер, Б.Доунез, Н.Нейвери. Их продукция, как и продукция немецких печатников 16 столетия, во всех своих вариантах напоминала более всего книгу, поэтому в истории предшественники газет часто именуются «книгами новостей». Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что это были журналы с обложкой, небольшого формата объёмом в 6 – 25 страниц. Нужно сказать, что политическая ситуация в Англии и Франции в 1620-х гг. препятствовала развитию независимой периодической печати. Поэтому первые Английские и Французские газеты появились в свободной от цензурных запретов Голландии. В 1620 г. в Амстердаме публиковались еженедельные газеты, тираж которых быстро расходился в Англии и Франции. Эти издания имели коммерческий успех. Период доминирования голландских газет в Англии длился не долго.

В 40-е годы периодичность английских «Меркуриев» (это слово становится практически синонимом слова «вестник») стабилизируется. Известный издатель 17 столетия М.Нидхем издавал в период с 1643 по 1646 г. еженедельник «Британский вестник» («Mercurius Britanicus»). С1650 по 1660 годы тот же Нидхем издавал «Политический вестник» («Mercurius politicus»). Это издание примечательно тем, что в нем уже помещалась реклама (например, реклама чая).

К типу «Меркуриев» можно отнести и еженедельник («Journai»), издававшийся от имени генерала Ферфакса, и издание Моббота «Moderate».

К середине 60-х годов начинает выходить «Оксфордская газета» (Oxford Gazette»). Она появлялась 2 раза в неделю и по внешнему виду была уже настоящей газетой, во всяком случае версталась как газета (здесь впервые появляется система колонок). Эта газета печаталась в Оксфорде, а затем перепечатывалась в Лондоне для широкой публики. Несколько позже она была переименована в «Лондонскую газету». Любопытно, что газета переводилась на французский язык, т.е. имела международный вариант.

Как и все первые газеты, она отличается информативным характером и сухостью языка. В Англии эпохи буржуазной революции, так же, как в Германии времен Реформации, средством ведения политической дискуссии были памфлеты, а не газеты. Памфлетная публицистика стала одним из важнейших факторов, сформировавших журналистику, но о памфлетах подробнее сказано в лекции, посвященной журналистике эпохи первых буржуазных революций.

Со времени выхода первых «Меркуриев» до появления первой ежедневной газеты в Англии прошло почти столетие. Это был век бурного экономического и социального развития страны.

Развивалась не только английская промышленность и торговля, развивалась английская культура и общественная мысль, ставшие сферой активного приложения сил и способностей широких масс. Эта активность нашла своё отражение в журналистике, развившейся в течение ста лет из примитивных листков «News» до совершенного механизма сбора и распространения информации. Первая ежедневная газета «Daily Courant» вышла в Лондоне В1702 году. Далее английская журналистика пошла по пути бурного развития газетной индустрии, и сегодня одной из характернейших её черт является большое количество так называемых «массовых» газет с миллионными тиражами.

Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью. Один из историков печати 19 - начала 20 века Людвиг Саламон сравнивает французскую печать с «вечно колеблющейся поверхностью моря», отмечая её большую «подвижность». Он пишет, что французская печать значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную, картину мировой жизни в данный момент. Благодаря этим свойствам национального гения французская печать быстрее и легче немецкой и английской прошла первые ступени своего развития. Уже первый французский листок шел дальше простого сообщения известий и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Периодические издания появились во Франции несколько позже, чем в Германии или Италии, но ежедневная жизнь интересовала ещё первых французских хроникеров. Элементы журналистики присутствовали и в «Газете парижского буржуа» (1409 – 1444 гг.), и в «Скандальной хронике» Жана де Труайе (1461 – 1483 гг.), и в «Газете парижского буржуа» времен Франциска – 1 (1515 – 1536 гг.).

Изобретение печатного станка Гутенбергом не осталось незамеченным во Франции. С 1470 года ректор Сорбонны Гийом Фише и приор Жан Эйниен были увлечены идеей создания типографии при университете. Первая продукция французского печатного станка появилась в 1475 году. Печатались поначалу, как и везде, книги. И хотя к концу столетия в этой стране уже насчитывалось около 50 типографий, имена первых печатников и издателей неизвестны, поскольку на первых порах их деятельность не контролировалась властями. В 16 столетии издательский бизнес полностью попал под контроль монархов. Имена всех владельцев типографий были известны, так как заниматься этим ремеслом можно было только с королевского позволения. Французские историки печати сообщают, что в 1547 году в Париже было 116 печатников, в Руане – 70, в Лионе – 42, в Тулузе – 7. Из парижских издателей более известными были Карон, Андре, Корозе, Нивер, Варен, из лионских – Римар, Бренузе, Ломм.

Что же печаталось в этих типографиях? Чаще всего это были различные хроники:

1 – хроники придворной жизни. Они были посвящены описанию военных походов, заключению брачных союзов, похоронам и крестинам и т.п. Большое хождение в конце 15 столетия имели хроники или бюллетени, посвященные британской войне и смерти короля Карла – 8. В этих бюллетенях сообщались факты не только из жизни французского двора, но и всех европейских королевских фамилий;

2 – бюллетени дипломатических отношений. Это, прежде всего, послания и тексты договоров, например, договор между Людовиком – 11 и Максимилианом Австрийским;

3 – хроники религиозного содержания. Это многочисленные обращения, проповеди, ответы, наводнявшие Европу периода религиозных войн. В качестве примера можно привести послание французского короля немецким протестантам 1541 года.

Неповторимым национальным явлением французской журналистики были canard. Canard можно назвать французским журналистским фольклором Поначалу они не были самостоятельной формой публикации. В период с 1488 по 1529 годы французские историки выделяют около 200 случайно появлявшихся курьезных рассказов. В период с 1515 по 1529 годы бесчисленное количество их появлялось в «Газете парижского буржуа». В1560 году Пьер Боэсто собрал их в сборник под названием «Необычные истории». В большом количестве они были напечатаны во «Французском Меркурии» 1605 года. Canard как самостоятельная форма публикаций, получившая широкое распространение в 16 – 17 веках, представляли собой брошюры форматом 80 на 125мм. и объемом 8 – 16 страниц. Они печатались на очень плохой бумаге с огромным количеством ошибок и тем не менее были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая невероятные названия, привлекавшие покупателей сенсационностью. Их ругали, обвиняли в лживости, плохом стиле и плебействе, как бродячих актеров, но все хотели прочитать очередную небылицу, которая к тому же иллюстрировалась изображением ужасной змеи, найденной на Кубе, или летящего дракона, которого видели в небе Парижа в 1579 году.

Число canard росло огромными темпами. В период между 1520 и 1550 годами их вышло 18, в следующей четверти 16 века – 39, с1576 по 1600 годы – 110, с 1600 по 1631 годы – 323, а 1618 был рекордным по числу выпущенных canard – 37. Существовали типографии, которые специализировались на выпуске этих небылиц. В Париже это делали Абрахам Согрен, Флери Бурико, Антуан дю Брей, в Лионе – Бенуа Риго.

Диапазон содержания canard очень широк. В жанровом отношении это были рассказы. Из 500 известных рассказов 180 повествуют о необычных фактах, 116 – о несчастных случаях, 109 – о криминальных историях, 95 – о небесных явлениях (очень большое распространение получил рассказ о комете 1618 года).

Помимо canard существовали и другие формы ранней периодики. Это прежде всего религиозные издания. Они получили очень большое распространение во Франции 16 – 17 столетий. Только за пятилетие, с 1589 по 1594 годы, было отпечатано 280 книжек на темы религии, объемом по 8 – 16 – 32 страницы и тиражом от 200 до 500 экземпляров. Некоторые их них, такие как «Щит собрания истинных католиков», достигали 47 страниц в объеме и печатались тиражом около тысячи экземпляров.

Альманахи и календари, во множестве производимые французскими типографиями, уже несли в себе элемент четкой периодичности. Существенное влияние на развитие французской периодики оказали бельгийские и голландские издатели, в особенности Абрахам Верховен, издававший с 1605 года «Последние новости» («Nieuwe Zydinghen»). Газета Верховена, а так же «Галло-бельгийский Меркурий», издававшийся во Франкфурте, послужил примером для издания в 1611 году «Французского Меркурия». В первом номере этого ежегодника рассказывалось о событиях во Франции и за её пределами, начиная с 1605 года. Начал издавать «Французский Меркурий» Жан Ришар, продолжили его дело Этьен Ришар и Сливье Варен.

«Меркурий» оказал серьезное влияние на состояние общественной жизни во Франции, в особенности в бурные времена Регентства. Кардинал Ришелье – первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Придя к власти, тоесть став министром Франции, кардинал Ришелье сделал ежегодник одним из своих орудий. С 1624 по 1631 годы «Французским Меркурием» руководил ставленник Ришелье падре Жозеф, которого современники называли «серым преосвященством». Однако малотиражный «Меркурий», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого необходимо было периодическое издание иного типа.

Таково было состояние французской периодической печати до 1631 года, до появления издания «La Gazette» Теофраста Ренодо. Должность при дворе он получил благодаря протекции падре Жозефа, который и привлек королевского медика Ренодо к работе в «Меркурие». Там талантливого журналиста заметил Ришелье, который предложил ему выпускать новое периодическое издание. Организация подобного издания без поддержки всемогущего кардинала была невозможна. В 1630 г. Ренодо оформил официальное разрешение на владение Адресным бюро и получил монополию на сбор информации по всей территории Франции.

«Теофраст Ренодо – основатель «Ла Газетт», начавший её издавать в 1631 году, положил начало первой газете в нашем смысле этого слова, газете политической, официальной»,- эти слова Ш.Сент-Бева подчеркивают заслуги Ренодо не только перед французской печатью, но и перед всей журналистикой. Он действительно был человеком, перенявшим опыт издательской деятельности многих европейских стран и соединившим его с высокими идеями просвещения и гуманизма. В практической деятельности этот синтез дал газету как средство распространения идей и знаний. «Газетт» является важнейшей эпохой в истории журналистики, её появление знаменовало конец младенчества и детства периодической печати.

Характер журналистики как важнейшей сферы идеологии и особой области социальной активности, начал четко определяться и впервые проявил себя в деятельности Т.Ренодо, которого и следует считать одним из первых профессиональных журналистов. Ренодо принадлежит к числу первых французских просветителей. Это был человек незаурядных способностей в различных областях знания, сочетавшихся с активной социальной позицией. Ещё в ранней юности (в 1606 году) он получил диплом врача. Ему было всего 19 лет, когда, закончив медицинский факультет в Монпелье, он отправился путешествовать по Франции и Европе. Эти странствия и помогли ему увидеть европейскую журналистику, уже родившуюся практически во всех странах, удивительно пеструю, а порой и противоречивую в своих проявлениях, заявлявшую о себе на всех перекрестках, но воспринимавшуюся еще, как воспринимается подросток в семье, - с иронией и надеждой одновременно. Вот этот подросток и стал любимым детищем Ренодо, из которого он вырастил через годы упорной борьбы и работы гений журналистики.

Вернувшись в Париж в 1612 году, Ренодо принялся за изучение хирургии и, как он пишет сам, «стал оказывать помощь беднякам». Занятия медициной становятся частью его просветительской и гуманистской деятельности. В 1624 году Ренодо был назначен на пост начальника государственных благотворительных учреждений. Особую заботу проявлял он об обеспечении голодных, доведенных до крайней нищеты гражданскими войнами ремесленников и крестьян.

Созданное им Адресное бюро, распространявшее информацию о продаже, купле, найме рабочей силы и прочем, обслуживало бедняков бесплатно. Одну из главных своих задач Ренодо видел в том, чтобы богатые помогали бедным. Сам он занимался этим весьма активно. Но помимо Адресного бюро и медицинской практики Ренодо очень интересовался многочисленными печатными листками, наводнявшими Париж и читавшимися с огромным интересом. Идея создания газеты, подобной тем, которые он видел в Европе, давно владела им, но недостаток средств и религиозные войны не позволяли её осуществить. И вот могущественный и всесильный кардинал Ришелье (которого мы уже упоминали» одобрил благотворительную деятельность Ренодо, более того, настойчиво посоветовал расширить её. Кардиналу необходим был печатный листок по типу немецких или голландских. Лучше Ренодо, по его мнению, во Франции никто с этим справиться не мог. Опыт и связи Адресного бюро, а также заслуги врача перед королем и самим кардиналом были лучшей гарантией.

Таким образом, Теофраст Ренодо получил реальную возможность приступить к изданию первой регулярной французской газеты. Тот факт, что задумана она была сразу же как орудие идейной борьбы проповедника абсолютизма Ришелье с его многочисленными врагами (эта борьба велась давно, но полем боя были главным образом памфлеты и упоминавшийся уже ежегодник «Французский Меркурий»), подчеркивает её специфический, целенаправленный характер. Это было качественно новое явление. Безусловно, нельзя отрицать роль Ришелье, с санкции которого, по сути дела, начала издаваться газета. Но если он видел в ней лишь средство уничтожения своих врагов и распространение духа абсолютизма, то Ренодо поднял её на уровень более высокий: он вложил в газету идейное содержание в самом широком смысле этого слова.

Газете было дано название «La Gazette», происходившее от названия листков новостей, которые Ренодо видел в Венеции (те самые, что продавались за мелкую монету, называвшуюся «газетта»). По мнению издателя, такое название было наиболее понятным для широких масс, это подчеркивало общедоступность или, как сказали бы сейчас, массовость издания. Первый номер «Газетт» вышел 30 мая 1631 года. Датируются номера только с 4 июля, когда вышел уже 6-ой номер газеты. Но так как это был еженедельник, то легко установить день выхода первого номера. «Газетт» выходила по пятницам на четырех страницах форматом 23 на 15 см. Позже число страниц увеличилось до 12, а также появились рисунки.

Тираж её поднимался до 1200 экземпляров. Ежегодно все номера собирались в один том, выходивший под названием «Годовой сборник». В течение 1631 года был выпущен 31 номер «Газетт», которые и были собраны в годовой сборник, посвященный Людовику –8. В предисловии к этому сборнику Ренодо писал о новизне, полезности и трудности осуществления этого предприятия, особо подчеркивая, что в его газете «каждый найдет то, что ему необходимо».

Поначалу в «Газетт» печатались главным образом новости из-за границы, при этом большая часть их бралась из немецких, итальянских и голландских газет, что давало основание для конкурентов и противников Ренодо обвинить его в плагиате. Но постепенно с развитием газеты в ней все больше внимания уделяется внутренней информации, а новости из-за границы уже получаются «из первых рук». Определенная часть информации поступала в газету «сверху» – от кардинала Ришелье и даже от самого короля (существует версия, Людовик – 8 написал несколько статей для «Газетт», опубликованных в ней под псевдонимом). Ренодо открыто заявлял о том, что его газету редактирует и дает ей направление «по своему усмотрению Его Преосвященство». Заниматься изданием газеты, делая это не из коммерческих интересов, а в целях просвещения, было нелегко. От Ренодо требовалась известная гибкость и одновременно мужество. Враги часто обвиняли его в самых разных грехах, называя шпионом кардинала, шарлатаном. Это были конкуренты на поприще печати, противники Ришелье, а затем Мазарини, а также представители медицинского факультета Сорбоны. Один из них писал: «Я признаюсь Вам, что Ваши газеты заставляют меня считать Вас газетчиком, т.е. писателем ложных сочинений». (Там же). Доходов издательская деятельность Ренодо не приносила. Более того, он расходовал на издание «Газетт» свою пенсию в 800 ливров, которой его могли лишить в любой момент, как только заподозрят в нелояльности. Особенно тяжело пришлось издателю «Газетт» после смерти его покровителей Ришелье и Людовика – 8. Отношения с кардиналом Мазарини были весьма сложными. По распоряжению последнего, типография «Газетт» была перенесена в Сен-Жермен, куда пришлось перебраться и Ренодо. Сыновья его издавали уже в Париже, оппозиционную газету «Курьер Франсе».

В 1653 году, измученный постоянными материальными трудностями, связанными с изданием газеты, но не оставивший любимого дела до последних дней, Ренодо умер. Умер нищим, но не сломленным. В некрологе, помещенном в «Газетт», отмечались большие заслуги Ренодо. «Его бескорыстие, - писала «Газетт», - позволяло ему довольствоваться своею славою». Дело Ренодо продолжили его сыновья. «Газетт» оставалась одним из ведущих французских периодических изданий вплоть до Великой Французской революции. С 1мая 1792 года она прекратила свое существование.

«Газетт» оставалась лидером французской прессы долгие годы. Появившиеся в первой половине 18 столетия провинциальные газеты не могли с ней соперничать. Даже первой французской ежедневной газете «Журналь де Пари», возникшей в 1777 году, это было трудно сделать. Только Великая французская революция, поднявшая печать на качественно новый уровень, давшая огромный толчок развитию журналистики, смогла создать прессу более совершенную, чем, в частности, «Газетт».

Развитие журналистики в других европейских странах проходило под воздействием немецкой, английской и французской печати. Несмотря на то, что в таких странах, как Италия и Голландия, первые попытки издания новостей предпринимались раньше, чем в Англии и во Франции, регулярно издающиеся газеты появились здесь позже, и журналистика развивалась медленнее. Это связано с экономическим развитием этих стран, а также с тем обстоятельством, что они долгие годы находились в политической зависимости от иностранных держав. Италия была зависимой слаборазвитой раздробленной страной с высоким уровнем неграмотности населения. Времена расцвета Венеции прошли. Итальянские королевства и княжества находились под пятой могущественной Австрии, подавлявшей не только экономику, но и культуру народов Италии. И тем не менее некоторые попытки издания газет в 17 – 18 столетии здесь предпринимались. Так Ф.Фаторелло называет самой старой итальянской печатной газетой издание, выходившее во Флоренции в 1636 году. В числе первых периодических изданий Италии Л.Саламон называет еженедельник «Greoas», выходивший в Риме в 1716 году и генуэзскую газету Ассарино «Ti Sincero». Появление первых политических газет в Италии относят к концу 18 – началу 19 столетия.

Распространение революционных и освободительных идей в 30-е – 40-е годы 19 века в Европе и развитие журналистики в Италии тесно связано с деятельностью группы «Молодая Италия». Это были газеты, издававшиеся за границей и распространявшиеся нелегально: «Da giovana Italia» (Марсель), «Tribuno» (Лугано), «Italieno» (Париж), «Apostolato popofer» (Лондон). Но реакция уничтожала эти газеты. Настоящее активное развитие журналистика получила только с завоеванием Италией независимости и созданием единой республики со столицей в Риме. До 1870 года в этом городе издавалась только одна газета, орган Ватикана «Osservatore Romano». После 1871 года число газет в Риме и по всей Италии резко возрасло.

Положение журналистики в Венгрии, являвшейся, как и Италия, частью Австро-Венгерской империи, было не лучшим. Первые газеты на территории Венгрии выходили на латинском и немецком языках в начале 18 века. Это, в частности, «Mercurius Hungarius». Первая газета на венгерском языке появилась в 1780 году, она называлась «Magiar Hirmondo». В 1788 году в Будапеште стал выходить «Magiar Mercurius». Печать в этой стране развивалась очень медленно и так же, как итальянская, испытала на себе влияние революционных идей 30 – 40 годов 19 века. Основателем национальной журналистики считается известный венгерский поэт и революционер Лайош Кошут, начавший заниматься журналистикой с 1832 года.

Развитие журналистики в странах Юго-Восточной Европы (Греция, Югославия, Болгария) сдерживалось турецким владычеством. В самой Турции первая газета появилась в 30-е годы19 столетия. Это был всего лишь реестр декретов и распоряжений султана, а также описание придворных праздников. Подлинные турецкие газеты появились в 60-е годы в Лондоне, их издавали эмигранты: Али Суави, Кемалн и другие. Они имели успех в Турции и оказали влияние на некоторые изменения порядков в стране, особенно в области обмена мнениями. Появляются сатирические печатные листки «Убеждение», «Время», «Правда»; литературные и детские журналы «Литературный архив», «Детское чтение», «Школа». В 70-е годы 19 века, по данным Саламона, в Константинополе выходила 81 газета, 16 из них – на турецком языке, 1 – на арабском, 1 – на персидском, 1 – на немецком, 1 – на английском, 12 – на греческом, 13 – на армянском, 4 – на болгарском, 29 – на французском, 2 – на еврейско-испанском, 1 – на итальянском. Поражение в русско-турецкой войне послужило поводом для репрессий на прессу как носительницу европейской культуры. В Турции в этот период была введена строгая цензура.

На Севере Европы, в скандинавских странах, журналистика получила развитие главным образом в 18 веке, хотя первая шведская газета «Ordinari Post-Zijdender» появилась в 1645 году. Впоследствии она стала официальным органом королевства. Название её несколько раз менялось. Её редакторами были известные шведские литераторы, в частности А.Ю.Стриндберг. Но наиболее представительной в эпоху становления печати на Севере Европы была детская периодика. В этой стране уже в 1770 году королем Христианом - 7 была провозглашена свобода печати, рамки которой были несколько сужены после Великой французской революции. Первая газета появилась в Копенгагене в 1663 году. Она печаталась на немецком языке. С 1666 года стали выходить газеты на датском языке. Это «Danske Mercurius» (1666 г.), «Extraordinair Relationes» (1672 г.) и некоторые другие. Довольно рано возникли в Дании и журналы. Первый их них «Der Fremde» («Чужестранец») тоже выходил на немецком языке. В 50-е годы 18 столетия появляются и журналы на датском. Самым популярным был журнал «Минерва», выходивший в 80-е, 90-е годы.

Первая норвежская газета основана в 1763 году. Но в дальнейшем норвежская журналистика развивалась весьма слабо. Только лишь подъем освободительных идей против культурного влияния Швеции стимулировал в 20-е, 30-е годы 19 века развитие норвежской журналистики.

Что касается американской журналистики (США), то она началась сразу же с печатных изданий. В 16 столетии, когда Европа переживала период творческих поисков в области журналистики, территория современных Соединенных Штатов только осваивалась представителями европейской цивилизации, ставшими и пионерами американской периодики. Первые географические описания этих земель (американские исследователи называют их своими первыми литературными произведениями) были сделаны испанцами, французами и англичанами и отпечатаны и изданы в Европе. Одно из таких описаний имеет в своем названии слово «Relation», его автор Альва Нуньес Кабеса де Васо, путешествовавший по территории современного Техаса и Аризоны в 1528 – 1531 годах, опубликовал свою книгу в 1542 году. Она была переведена на многие языки и имела большой успех. За ней последовала целая серия отчетов о путешествиях по Америке, вышедших в течение второй половины 16 столетия. Хочу заметить, что по массовости, информационной насыщенности, технической оснащенности, технологии и организации в Западном полушарии, да и в мире в целом, лидирует журналистика США. Но, о ее истории, проблемах и возможностях мы поговорим подробнее в другой раз. Сегодня мы знакомились с первыми газетами Европы.

ПРИЛОЖЕНИЯ – материал для проведения практических занятий

Приложение I.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: