Введение. Федеральное государственное образовательное учреждение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ «_______________»

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры «_______» Протокол № ________ «___»__________ 2009 г. Зав. кафедрой Ю.А. Ляхов УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (зам. декана по учебной работе) С.М. Лях

Учебно-методический комплекс по особенной части

учебной дисциплины

«Правоохранительные органы

Российской Федерации»

вузовского компонента цикла ОПД по специальности 030501 юриспруденция

Составители: Антипова Н.Т., Князева Е.Г., Чупилкин Ю.Б.

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание …………………………………..……………………………2

Пояснительная записка ………………………………………..……..........3

Учебно-тематический план………………………………..….……………6-9

Глоссарий ……………………………………………………………...…..10

Учебный модуль № 1 ………………………………………………………17

Учебный модуль № 2 …………………………………………………...….20

Учебный модуль № 3 …………………………………………………...….31

Учебный модуль № 4 …………………………………………………...….44

Учебный модуль № 5 …………………………………………………...….51

Учебный модуль № 6……………………………………………………….55

Методические рекомендации по изучению дисциплины….………… 61

Методические рекомендации по самостоятельному

изучению дисциплины…………………………………………………….62

Примерная тематика курсовых и дипломных работ……………64

Перечень выносимых на экзамен вопросов……………………..67

Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы………….71

Тестовые задания…………………………………………………………..74

Пояснительная записка

Государственные требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

ОПД.Ф.23. Правоохранительные органы

Основные понятия, предмет и система дисциплины, законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах; взаимодействие правоохранительных органов с другими органами; судебная власть и система органов, осуществляющих ее; правосудие и его демократические принципы; основное звено общих судов; среднее звено общих судов; военные суды; Верховный Суд РФ; арбитражные суды и иные арбитражные органы; Конституционный Суд РФ; статус судей, присяжных и арбитражных заседателей; основные этапы развития российской судебной системы, организационное обеспечение деятельности судов; органы юстиции; прокурорский надзор и органы прокуратуры; организация выявления и расследования преступлений; юридическая помощь и защита по уголовным делам; их организация.

Введение

Правоохранительные органы является дисциплиной федерального компонента общепрофессионального цикла дисциплин по специальности юриспруденция. Имеет характер вводного учебного курса, предваряющего изучение многих других юридических дисциплин. Эта дисциплина изучает систему правоохранительных органов, особенности их функционирования и взаимодействия с другими государственными организациями и негосударственными образованиями, имеет большое значение для становления профессионального юриста и служит основой изучения ряда смежных правовых и социальных дисциплин. К ним следует, прежде всего, отнести: конституционное право, административное право, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, прокурорский надзор, уголовно-исполнительное право, организацию судебной деятельности.

В рамках этого курса студенты получают знания о судебной власти и органах ее осуществляющих, а также о всем комплексе правоохранительных учреждений, включая характеристику основных задач, системы и структуры органов прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств, органов обеспечивающих безопасность Российской Федерации, органов по выявлению и расследованию преступлений, института Уполномоченного по правам человека в РФ, органов призванных обеспечивать защиту граждан по уголовным делам и представлять интересы граждан по гражданским делам.

Наряду с правоохранительными органами государства в данном курсе представлены и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции: третейский суд, адвокатура, частный нотариат, частные охранные и детективные предприятия.

Следует отметить, что в учебной и научной правовой литературе высказываются точки зрения о возможном ином названии данной дисциплины, например, «Судоустройство», «Судебная и правоохранительная система», «Суд и правоохранительные органы». Обусловлено это в основном тем, что суды по своим задачам, функциям существенно отличаются от правоохранительных структур государства, основные задачи и функции которых направлены на обеспечение правовых и организационных средств борьбы с преступными проявлениями. В то же время в юридической литературе отмечается, что при всем разнообразии правоохранительных структур и их полномочий для них характерна общая основная задача – обеспечивать охрану и защиту прав и законных интересов личности, государственных и негосударственных организаций.

Обсуждая разные точки зрения по этому вопросу, авторы данного учебного комплекса при его подготовке, признавая особые место и роль суда в системе государственных органов, основывались на существующих требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501(65) - Юриспруденция, в котором данная дисциплина представлена как «Правоохранительные органы».

Поэтому, целью курса является приобретение студентами знаний в области функционирования судебной системы и правоохранительных органов Российской Федерации и иных органов, обеспечивающих правоохрану.

Задача курса: привить студентам необходимые навыки и познания, которые в дальнейшем помогут успешно освоить другие смежные дисциплины и окажут действенную помощь в их практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать основные понятия, предмет и систему дисциплины, законодательство и иные правовые акты, регламентирующие вопросы структуры, полномочий и порядка деятельности судебных и правоохранительных органов;

- уметь адекватно толковать правовые нормы, посвященные вопросам системы, структуры и содержания деятельности судов и правоохранительных органов, применять закон для решения конфликтных ситуаций в сфере судебной и правоохранительной деятельности;

- иметь навыки пользования нормативными правовыми актами, поиска информации по вопросам организации и деятельности судов и правоохранительных органов;

- быть ознакомлены с историей становления и развития российских судов и правоохранительных органов, основными тенденциями преобразования судов и правоохранительной системы в ходе судебной реформы, международными стандартами деятельности судов и правоохранительных органов, вопросами сравнительного правоведения в рамках дисциплины.

Форма контроля: экзамен.

УЧЕБНО-тематический план


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: