Введение
Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.
Менеджмент качества представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Менеджмент качества включает в свой состав следующие элементы:
- разработку политики и целей в области качества;
- планирование качества;
- управление качеством;
- обеспечение качества;
- улучшение качества.
Руководители организации должны официально объявить ее основные цели и задачи в области качества, т.е. сформулировать политику фирмы в области качества (организация может преследовать такие цели, как расширение целевого рынка, вывод на рынок новой продукции, снижения уровня дефектности производимой продукции и др.).
Планирование качества – составная часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Управление качеством – составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
В процессе управления качеством исполняются десять специальных функций управления:
1) политика в области качества;
2) планирование качества;
3) обучение и мотивация персонала;
4) организация работы по качеству;
5) контроль качества;
6) информация о качестве продукции, потребностях рынка и научно-техническом процессе;
7) разработка необходимых мероприятий;
8) принятие решений руководством предприятий;
9) реализация мероприятий;
10) взаимодействие с внешней средой (решение вопросов качества с поставщиками, потребителями, государственными органами).
Управление качеством представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству и ориентированные на устранение недостатков на всех стадиях «петли качества».
«Петля качества» включает 11 этапов (стадий жизненного цикла продукции), на каждом из которых выполняются процедуры обеспечения качества.
Обеспечение качества – это процесс формирования требуемых характеристик продукции при её создании, а также - поддержание этих характеристик при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
Для обеспечения качества требуется:
- необходимая материальная база (покупные изделия, материалы, технологическое и испытательное оборудование, здания, транспорт, средства измерения и т.д.);
- квалифицированный персонал, заинтересованный в качестве продукции (человеческий фактор);
- эффективная организационная структура и чёткое управление предприятием в целом и управление качеством - в частности.
Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупненных этапов:
1) оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей;
2) долгосрочное прогнозирование;
3) планирование уровня качества;
4) разработка стандартов;
5) проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологом;
6) контроль качества исходного сырья и покупных материалов;
7) операционный контроль в процессе производства;
8) приемочный контроль;
9) контроль качества изделия в условиях эксплуатации;
10) анализ отзывов и рекламаций покупателей.
Улучшение качества представляет собой направленные действия производителя, повышающие эффективность деятельности ее работников и осуществляемых процессов с целью положительных изменений в характеристиках качества путем:
- повышения уровня стандартных показателей качества;
- введения новых стандартов с более высоким уровнем качества;
- осуществление инноваций.