Основные понятия и определения

Введение

Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.

Менеджмент качества представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Менеджмент качества включает в свой состав следующие элементы:

- разработку политики и целей в области качества;

- планирование качества;

- управление качеством;

- обеспечение качества;

- улучшение качества.

Руководители организации должны официально объявить ее основные цели и задачи в области качества, т.е. сформулировать политику фирмы в области качества (организация может преследовать такие цели, как расширение целевого рынка, вывод на рынок новой продукции, снижения уровня дефектности производимой продукции и др.).

Планирование качества – составная часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Управление качеством – составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

В процессе управления качеством исполняются десять специальных функций управления:

1) политика в области качества;

2) планирование качества;

3) обучение и мотивация персонала;

4) организация работы по качеству;

5) контроль качества;

6) информация о качестве продукции, потребностях рынка и научно-техническом процессе;

7) разработка необходимых мероприятий;

8) принятие решений руководством предприятий;

9) реализация мероприятий;

10) взаимодействие с внешней средой (решение вопросов качества с поставщиками, потребителями, государственными органами).

Управление качеством представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству и ориентированные на устранение недостатков на всех стадиях «петли качества».

«Петля качества» включает 11 этапов (стадий жизненного цикла продукции), на каждом из которых выполняются процедуры обеспечения качества.

Обеспечение качества – это процесс формирования требуемых характеристик продукции при её создании, а также - поддержание этих характеристик при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Для обеспечения качества требуется:

- необходимая материальная база (покупные изделия, материалы, технологическое и испытательное оборудование, здания, транспорт, средства измерения и т.д.);

- квалифицированный персонал, заинтересованный в качестве продукции (человеческий фактор);

- эффективная организационная структура и чёткое управление предприятием в целом и управление качеством - в частности.

Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупненных этапов:

1) оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей;

2) долгосрочное прогнозирование;

3) планирование уровня качества;

4) разработка стандартов;

5) проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологом;

6) контроль качества исходного сырья и покупных материалов;

7) операционный контроль в процессе производства;

8) приемочный контроль;

9) контроль качества изделия в условиях эксплуатации;

10) анализ отзывов и рекламаций покупателей.

Улучшение качества представляет собой направленные действия производителя, повышающие эффективность деятельности ее работников и осуществляемых процессов с целью положительных изменений в характеристиках качества путем:

- повышения уровня стандартных показателей качества;

- введения новых стандартов с более высоким уровнем качества;

- осуществление инноваций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: