Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов «обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (п. «а» ч. 1 ст. 72). Эти положения и явились конституционной основой создания в субъектах Российской Федерации органов конституционного правосудия -конституционных (уставных) судов. Федеральный конституционный закон о судебной системе включил эти органы в состав судебной системы Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. 4 этого Закона конституционные (уставные) суды наряду с мировыми судьями являются судами субъектов Российской Федерации. Эти суды не находятся в иерархической связи с Конституционным Судом РФ, они формируются самими субъектами, а их финансирование осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок формирования, состав и компетенция этих органов правосудия регулируются законодательными актами субъектов Федерации.
В настоящее время конституционные суды созданы в республиках Башкортостан, Бурятии, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Карелии, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия). В ряде республик их конституции предусматривают создание конституционных судов, но до настоящего времени они пока еще не сформированы (Алтай, Карачаево-Черкесская, Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чувашская). В Республике Адыгее органом конституционного контроля является Конституционная палата, в Ингушетии функции конституционного правосудия возложены на Верховный суд республики, в Республике Северной Осетии - Алании образован Комитет конституционного надзора. В Республике Татарстан учрежден Конституционный суд, однако он к настоящему времени не сформирован, а функции конституционного контроля осуществляет Комитет конституционного надзора республики, образованный в 1990 г. Решение вопроса о создании органа конституционного правосудия относится в равной мере ко всем субъектам Рос-
сийской Федерации, а не только к республикам. В настоящее время создан и функционирует Уставной суд Свердловской области. Образование органов конституционного правосудия предусмотрено уставами Воронежской, Тюменской, Томской и других областей, краев и округов.
По состоянию на 15 мая 1999 г. органы конституционного правосудия предусмотрены конституциями 18 республик Российской Федерации, действуют- в 12 республиках. Из 68 краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов органы конституционного контроля предусмотрены уставами 16 субъектов.
Порядок образования и численный состав конституционных (уставных) судов различен и определяется законодательством субъектов Федерации. Так, Конституционная палата Республики Адыгеи состоит из девяти членов, избираемых Государственным советом Республики на основе равного представительства от законодательной, исполнительной и судебной властей. Конституционный суд Республики Башкортостан состоит из председателя суда, его заместителя и трех судей, избираемых Государственным собранием Республики по представлению Президента Республики Башкортостан. Конституционный суд Республики Карелии состоит из пяти судей, избираемых Законодательным собранием Республики по представлению Председателя Правительства Республики. В Свердловской области Уставной суд состоит из пяти судей, избираемых Областной Думой по представлению губернатора области.
Действующим законодательством субъектов Федерации регламентируются условия избрания судей конституционных (уставных) судов. Ими могут быть избраны граждане, достигшие определенного возраста (30-35 лет), обладающие безупречной репутацией, глубокими знаниями в области права и имеющие опыт работы по юридической специальности. В ряде субъектов установлен срок полномочий судей (10-12 лет), в других- предусмотрено избрание на неограниченный срок до достижения предельного возраста пребывания в должности (65-70 лет). Установлены также некоторые ограничения в связи с занятием должности судьи. В частности, они не могут быть депутатами представительных органов, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься политической деятельностью, публично высказывать свое мнение по вопросам, которые могут стать предметом рассмотрения в суде, и др.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», включив в ее состав органы конституционного правосудия субъектов Федерации, закрепляет их назначение. В ст. 27 этого Закона указывается, что данные суды создаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Раздел II. Судебная система Российской Федерации
Глава 9. Суды субъектов Российской Федерации
Это положение Федерального конституционного закона очерчивает предмет ведения органов конституционного правосудия субъектов Федерации, служит основой законодательного закрепления их компетенции нормативными правовыми актами самих субъектов (конституциями, уставами, специальными законами). Оно также служит критерием разграничения компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и органов конституционного правосудия субъектов Российской Федерации.
Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации закреплена в конституциях, уставах, а также в специальных законах субъектов Федерации. В основном она совпадает по своему содержанию и направлениям с компетенцией Конституционного Суда РФ, хотя в законодательстве субъектов закреплены и особенности компетенции конституционного (уставного) суда.
Согласно действующему законодательству конституционные (уставные) суды и другие органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации реализуют следующие функции:
1. Проверяют соответствие конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации законов, нормативных актов президента (губернатора), законодательного органа, правительства, актов органов местного самоуправления. Они решают также дела о соответствии конституции (уставу) субъекта Федерации международных договоров субъектов Российской Федерации, договоров и соглашений с другими субъектами Федерации, между субъектом Федерации и Российской Федерацией.
2. Разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта Федерации, между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления.
3. Выносят решения по жалобам граждан на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов относительно конституционности закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4. Дают толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
5. Участвуют в процессах по поводу отрешения от должности президента (губернатора) субъекта Российской Федерации.
6. Имеют право законодательной инициативы в пределах их компетенции.
Вместе с тем анализ действующего законодательства, регулирующего правовой статус конституционных (уставных) судов, показывает, что их компетенция имеет особенности по сравнению с компетенцией Конституционного Суда РФ и соответствующих органов в других субъектах Федерации.
Так, в Бурятии, Карелии, Тыве, Саха (Якутии), Марий Эл, Адыгее органы конституционного правосудия наделены правом контроля не только
нормативных, но и ненормативных актов высших органов государственной власти. В Башкортостане, Адыгее и Татарстане проверка актов местного самоуправления не входит в компетенцию органов конституционного правосудия этих субъектов.
Законодательством Республики Тывы Конституционный суд наделен правом участвовать в разрешении конституционно-правовых споров между государственными органами и общественными организациями. В некоторых субъектах - Башкортостан, Саха (Якутия) - конституционные суды определяют конституционность партий. В Кабардино-Балкарии Конституционный суд участвует в решении вопроса о роспуске парламента Республики.
Конституционные (уставные) суды субъектов решают исключительно вопросы права, воздерживаются от исследования фактических обстоятельств, если это входит в компетенцию других судов или иных органов. Постановления органов конституционного правосудия субъектов Федерации являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, всех физических и юридических лиц. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.