Органы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации

Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федера­ции и ее субъектов «обеспечение соответствия конституций и законов рес­публик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, горо­дов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (п. «а» ч. 1 ст. 72). Эти положения и явились конституционной основой создания в субъектах Российской Федерации органов конституционного правосудия -конституционных (уставных) судов. Федеральный конституционный закон о судебной системе включил эти органы в состав судебной системы Рос­сийской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. 4 этого Закона конституцион­ные (уставные) суды наряду с мировыми судьями являются судами субъек­тов Российской Федерации. Эти суды не находятся в иерархической связи с Конституционным Судом РФ, они формируются самими субъектами, а их финансирование осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок формирования, состав и компетенция этих органов правосудия регулируются законодательными актами субъектов Федерации.

В настоящее время конституционные суды созданы в республиках Баш­кортостан, Бурятии, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Карелии, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия). В ряде республик их конституции предусматри­вают создание конституционных судов, но до настоящего времени они пока еще не сформированы (Алтай, Карачаево-Черкесская, Тыва, Удмурт­ская, Хакасия, Чувашская). В Республике Адыгее органом конституцион­ного контроля является Конституционная палата, в Ингушетии функции конституционного правосудия возложены на Верховный суд республики, в Республике Северной Осетии - Алании образован Комитет конституцион­ного надзора. В Республике Татарстан учрежден Конституционный суд, однако он к настоящему времени не сформирован, а функции конституци­онного контроля осуществляет Комитет конституционного надзора респуб­лики, образованный в 1990 г. Решение вопроса о создании органа консти­туционного правосудия относится в равной мере ко всем субъектам Рос-

сийской Федерации, а не только к республикам. В настоящее время создан и функционирует Уставной суд Свердловской области. Образование орга­нов конституционного правосудия предусмотрено уставами Воронежской, Тюменской, Томской и других областей, краев и округов.

По состоянию на 15 мая 1999 г. органы конституционного правосудия предусмотрены конституциями 18 республик Российской Федерации, дей­ствуют- в 12 республиках. Из 68 краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов органы конституци­онного контроля предусмотрены уставами 16 субъектов.

Порядок образования и численный состав конституционных (уставных) судов различен и определяется законодательством субъектов Федерации. Так, Конституционная палата Республики Адыгеи состоит из девяти чле­нов, избираемых Государственным советом Республики на основе равного представительства от законодательной, исполнительной и судебной вла­стей. Конституционный суд Республики Башкортостан состоит из предсе­дателя суда, его заместителя и трех судей, избираемых Государственным собранием Республики по представлению Президента Республики Башкор­тостан. Конституционный суд Республики Карелии состоит из пяти судей, избираемых Законодательным собранием Республики по представлению Председателя Правительства Республики. В Свердловской области Устав­ной суд состоит из пяти судей, избираемых Областной Думой по представ­лению губернатора области.

Действующим законодательством субъектов Федерации регламентиру­ются условия избрания судей конституционных (уставных) судов. Ими могут быть избраны граждане, достигшие определенного возраста (30-35 лет), обладающие безупречной репутацией, глубокими знаниями в области пра­ва и имеющие опыт работы по юридической специальности. В ряде субъек­тов установлен срок полномочий судей (10-12 лет), в других- предусмот­рено избрание на неограниченный срок до достижения предельного возрас­та пребывания в должности (65-70 лет). Установлены также некоторые ограничения в связи с занятием должности судьи. В частности, они не мо­гут быть депутатами представительных органов, принадлежать к политиче­ским партиям и движениям, заниматься политической деятельностью, пуб­лично высказывать свое мнение по вопросам, которые могут стать предме­том рассмотрения в суде, и др.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», включив в ее состав органы конституционного правосудия субъектов Федерации, закрепляет их назначение. В ст. 27 этого Закона указывается, что данные суды создаются для рассмотрения вопросов соот­ветствия законов субъектов Российской Федерации, нормативных право­вых актов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Фе­дерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Россий­ской Федерации.

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 9. Суды субъектов Российской Федерации

Это положение Федерального конституционного закона очерчивает предмет ведения органов конституционного правосудия субъектов Федера­ции, служит основой законодательного закрепления их компетенции нор­мативными правовыми актами самих субъектов (конституциями, уставами, специальными законами). Оно также служит критерием разграничения компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и органов конституционного правосудия субъектов Российской Федерации.

Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации закреплена в конституциях, уставах, а также в специальных законах субъектов Федерации. В основном она совпадает по своему содер­жанию и направлениям с компетенцией Конституционного Суда РФ, хотя в законодательстве субъектов закреплены и особенности компетенции кон­ституционного (уставного) суда.

Согласно действующему законодательству конституционные (уставные) суды и другие органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации реализуют следующие функции:

1. Проверяют соответствие конституциям (уставам) субъектов Россий­ской Федерации законов, нормативных актов президента (губернатора), за­конодательного органа, правительства, актов органов местного самоуправле­ния. Они решают также дела о соответствии конституции (уставу) субъекта Федерации международных договоров субъектов Российской Федерации, договоров и соглашений с другими субъектами Федерации, между субъек­том Федерации и Российской Федерацией.

2. Разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта Федерации, между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного само­управления.

3. Выносят решения по жалобам граждан на нарушения конституцион­ных прав и свобод граждан и по запросам судов относительно конституци­онности закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего при­менению в конкретном деле.

4. Дают толкование конституции (устава) субъекта Российской Феде­рации.

5. Участвуют в процессах по поводу отрешения от должности президен­та (губернатора) субъекта Российской Федерации.

6. Имеют право законодательной инициативы в пределах их компе­тенции.

Вместе с тем анализ действующего законодательства, регулирующего правовой статус конституционных (уставных) судов, показывает, что их компетенция имеет особенности по сравнению с компетенцией Консти­туционного Суда РФ и соответствующих органов в других субъектах Федерации.

Так, в Бурятии, Карелии, Тыве, Саха (Якутии), Марий Эл, Адыгее орга­ны конституционного правосудия наделены правом контроля не только

нормативных, но и ненормативных актов высших органов государственной власти. В Башкортостане, Адыгее и Татарстане проверка актов местного самоуправления не входит в компетенцию органов конституционного пра­восудия этих субъектов.

Законодательством Республики Тывы Конституционный суд наделен правом участвовать в разрешении конституционно-правовых споров между государственными органами и общественными организациями. В некото­рых субъектах - Башкортостан, Саха (Якутия) - конституционные суды определяют конституционность партий. В Кабардино-Балкарии Конститу­ционный суд участвует в решении вопроса о роспуске парламента Респуб­лики.

Конституционные (уставные) суды субъектов решают исключительно вопросы права, воздерживаются от исследования фактических обстоя­тельств, если это входит в компетенцию других судов или иных органов. Постановления органов конституционного правосудия субъектов Федера­ции являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должност­ных лиц, всех физических и юридических лиц. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: