Понятие и основные признаки органа государственной власти Российского государства

Тема 14. Система органов государственной власти Российской Федерации

Раздел V. Органы государственной власти Российской Федерации

Литература

Тема 13. Референдумы в Российской Федерации

Литература

Тема 12. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации

Раздел IV. Институты непосредственной демократии в Российской Федерации

Литература

Регистрация вновь возникших населенных пунктов, установление их типов и присвоение наименований.

Регистрация вновь возникших населенных пунктов и установление их типов производятся Законодательным Собранием по представлению документов от соответствующих представительных органов местного самоуправления муниципального района или городского округа.

Присвоение наименований вновь возникшим населенным пунктам производится Правительством Российской Федерации по представлению Законодательного Собрания в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом.

Регистрации подлежат все вновь возникающие населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население.

Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. № 3.

Калинин С.П. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации. Омск, 2001.

Саломаткин А.С. Территориальная организация Российского государства. Челябинск, 1996.

Тихонов Д.А. Проблемы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации // Вест. Моск. Ун-та. Сер. Политические науки. 2002. № 2.

Топорнин Б.Н. Границы субъектов Российской Федерации и их изменение («Круглый стол») // Государство и право. 2002. № 2.

Вопросы для самоконтроля 11.

1. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, сущность, признаки.

2. Виды административно-территориальных единиц.

3. Особенности статуса закрытого административно-территориального образования

4. Порядок изменения административно-территориального деления субъектов Российской Федерации.

5. Вправе ли муниципальное образование одного субъекта федерации принять решение о переходе в состав другого субъекта федерации?

6. Вправе ли Российская Федерация вывести закрытое административно-территориальное образование из состава территории конкретного субъекта федерации?


1. Понятие избирательного права и избирательной системы РФ.

2. Система источников избирательного права.

3. Основные принципы избирательного права и избирательной системы.

4. Понятие и виды избирательных цензов в Российской Федерации.

5. Процесс подготовки и проведения выборов в Российской Федерации.

5.1. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

5.2. Порядок выборов Президента Российской Федерации.

5.3. Выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

5.4. Выборы органов местного самоуправления.

6 Ответственность в избирательном праве.

Выборы – это публичное мероприятие, в ходе которого граждане осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельное путем голосования формировать органы государственной власти, местного самоуправления, иные свои права[75].

Понятие избирательного права может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, под избирательным правом понимается совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления[76]. На базе избирательного права организуются и проводятся избирательные кампании; возникающие на основе норм избирательного права общественные отношения являются избирательными правоотношениями.

Источниками избирательного права являются нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов.

Во-вторых, под избирательным правом понимается индивидуальное право гражданина на участие в выборах – право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципы организации и проведения выборов:

· принцип обязательности выборов - выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сформированы только посредством выборов. Компетентные органы не вправе уклоняться от их назначения и проведения в установленные сроки;

· принцип подлинности (несфальсифицированности) выборов - о фициально установленные соответствующими избирательными комиссиями итоги выборов и принятые на основании их решения обязательны для исполнения государственными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

· п ринцип периодичности выборов - очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени, что является гарантией против узурпации власти в одних руках и препятствует незаконному продлению сроков полномочий выборных органов;

· принцип свободы выборов - кандида­там, избирательным объединениям, инициативным группам по прове­дению референдума, всем лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещено осуществлять подкуп избира­телей, производить льготную распродажу товаров, бесплатно распро­странять любые товары (за исключением печатных материалов, в том числе иллюстрированных, и значков, специально изготовленных для избирательной кампании), вручать избирателям денежные средства, подарки и другие материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательном участке, сбор подписей избирателей, агитационную работу). Запрещено воздейство­вать на волю избирателей обещаниями о предоставлении им матери­альных благ или услуг, иначе, чем на основании решений органов госу­дарственной власти или местного самоуправления, принимаемых в со­ответствии с федеральными законами[77];

· принцип альтернативности выборов - при проведении выборов различных уровней должна быть обеспечена возможность граждан выбрать из нескольких кандидатур. В случае если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистриро­ванных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, либо если будет заре­гистрирован только один список кандидатов, или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение го­лосования в данном избирательном округе по решению соот­ветствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кан­дидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий;

· принцип независимости органов, осуществляющих организацию и поведение выборов - основная работа по организации проведению выборов возлагается на специально созданные для этого органы: избирательные комиссии различных уровней. Их формирование осуществляется на основе закона. Эти органы осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан, распределяют средства, выделенные для финансового обеспечения выборов и референдумов и контролируют их целевое использование, осу­ществляют составление списков избирателей, регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, утверждают тексты бюлле­теней для голосования и обеспечивают их изготовление, конт­ролируют соблюдение равных правовых условий участия из­бирателей и кандидатов в предвыборной агитации, решают материально-технические вопросы подготовки проведения го­лосования, устанавливают итоги выборов и доводят их до сведения избирателей, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. При этом ре­шения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами.

К группе принципов субъективного избирательного права относятся:

· принцип всеобщности - в выборах в РФ могут участвовать все граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования установленного возраста, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, имущественного или должностного положения. При выборах в органы местного самоуправления допускается также участие лиц, не обладающих российским гражданством. Этому принципу не противоречит запрет на участие в выборах и референдуме граждан, признанных судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Для реализации избирательного права, в основном это касается пассивного избирательного права, существуют дополнитель­ные ограничения - цензы, связанные с возрастом, гражданством, проживанием и другим факторами. Так, в соответствии со ст.81 Конституции Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации (ценз гражданства) не моложе 35 лет (возрастной ценз), постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости), занимающее должность Президента Российской Федерации не более двух сроков подряд. Эти и другие цензы могут сочетаться в различных комбинациях и использоваться при избрании высших должностных лиц государства.

· принцип равного избирательного права - граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов;

· принцип прямого избирательного права - предусматривает право гражданина непосредственно избирать или быть избранным в органы государственной власти или местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно. В отличие от прямого, косвенное избирательное право предполагает многоступенчатые выборы (состоящие из двух и более ступеней), при которых граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии, муниципальные и иные об­разования), а затем уже эти органы избирают вы­борный орган;

· принцип тайного голосования - голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Избиратель подает свой голос без ведома других лиц. Для реализации данного права на избирательных участках имеются кабинки для голосования, где избиратель заполняет бюллетень. В кабинке во время голосования не разрешается находить­ся кому-либо, в том числе членам избирательной комиссии;

· принцип добровольности участия в выборах - гражданин по своему желанию может участво­вать или не участвовать в выборах. Никто не вправе оказывать давление на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Неучастие в этих процедурах не влечет для гражданина никаких негативных последствий.

Избирательная кампания представляет собой деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, органа о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов[78].

Понятие «избирательная система» может использоваться в двух значениях. Во-первых, избирательная система – это существующий в государстве порядок выборов в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц. Это совокупность юридических правил проведения выборов, а также фактических сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы.

Во-вторых, избирательная система – это применяемые в различных странах модели организации и проведения выборов. Различают мажоритарную, пропорциональную и смешанную избирательные системы.

Сущность мажоритарной (от фр. majorite - большинство) избирательной системы состоит в том, что вопрос результатах голосования и определении победителя определяется по большинству голосов. Мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает для победы кандидата необходимость получения им более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% + 1 голос). Мажоритарная избирательная система относительного большинства предусматривает получение кандидатом для победы на выборах простого большинства голосов по сравнению с другими кандидатами.

Избирательный процесс – это установленная законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий, обеспечивающих целостность и легитимность результатов выборов. Избирательный процесс состоит из ряда стадий:

· составление списков избирателей;

· формирование избирательных комиссий, избирательных участков и избирательных округов;

· выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных органов и на выборные должности;

· предвыборная агитация кандидатов;

· голосование и определение результатов выборов.

Избирательное право в судебной практике: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. В. В. Игнатенко, С. М. Шапиев. Науч. ред. О. В. Дамаскин. М., 2008.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2007.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2007.

Охотников Р. А. Понятие и правовая природа избирательных споров // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 6.

Вопросы для самоконтроля 12.

1. Соотнесите понятия «выборы», «избирательный процесс», «избирательная компания», «голосование».

2. Для каких лиц запрещена или ограничена агитационная деятельность?

3. Какие документы представляет избирательное объединение для регистрации кандидатов?

4. Назовите правовые основания приобретения общественным объединением статуса избирательного объединения.

5. Подготовьте доклад на тему:

а) «Стадии отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица (общая характеристика, правовое регулирование)».

б) «Инициирование проведения голосования по отзыву».

в) «Ответственность участников избирательного процесса».

г) «Публично-правовая ответственность избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума».

д) «Конституция Российской Федерации как источник избирательного права».

е) «Состояние и перспективы развития избирательных стандартов в международном праве».

ж) «Международно-правовые обязательства Российской Федерации в области прав человека, касающихся справедливых выборов».

з) «Избирательные споры: понятие, причины возникновения, оспариваемые обстоятельства».


1. Непосредственная и представительная формы демократии в Российской Федерации: понятие, социальная ценность.

2. Референдум как форма непосредственного волеизъявления народа: понятие, виды.

3. Право граждан на участие в референдуме.

4. Вопросы, выносимые на всероссийские, республиканские, областные, краевые, окружные и местные референдумы.

5. Порядок назначения референдумов и сроки их проведения.

6. Установление результатов референдума. Ответственность за нарушение законодательства о референдумах.

Ст. 3 Конституции Российской Федерации закрепляет, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум (от лат. referendum – то, что может быть сообщено) представляет собой важнейший институт непосредственной демократии. Основное отличие референдума от выборов состоит в том, что объектом волеизъявления избирателей является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится референдум[79]. Еще одним отличием является порядок подведения итогов голосования. При подведении итогов выборов может использоваться как пропорциональная, так и мажоритарная избирательная система, а результаты референдума могут быть определены только по мажоритарной избирательной системе.

Роль референдума в демократическом государстве трудно переоценить. В некоторых случаях референдум применяется для достижения высшей легитимности какого-либо нормативного правового акта, что может быть специально предусмотрено в Конституции. Иногда органы государственной власти, не желая брать на себя ответственность за принятие важного решения, выносят этот вопрос на референдум. Особую значимость референдум приобретает, в условиях жесткой политической борьбы, когда ведущие политические силы претендуют на выражение воли народа и тогда необходимо непосредственное волеизъявление народа, чтобы разрешить этот конфликт.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» определяет референдум как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, законам и другим вопросам государственного значения [80].

Проводится референдум на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Правом на участие в референдуме в Российской Федерации обладают все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом (достигшие 18 летнего возраста, не признанные судом недееспособными, не содержащиеся в местах лишения свободы). Граждане Российской Федерации по каким-либо причинам находящиеся за пределами территории Российской Федерации обладают всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

Законом «О референдуме Российской Федерации» подробно не регламентируются вопросы, которые могут быть вынесены на референдум в Российской Федерации. Указывается лишь обязательность проведения референдума в случае принятия новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание примет решение о вынесение на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, а также предусматриваются вопросы, которые не могут выноситься на общероссийский референдум. Это вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум Российской Федерации не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Инициировать проведение референдума в Российской Федерации могут не менее чем 2 миллиона граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не менее 10 процентов из них или Конституционное Собрание в случае разработки проекта новой Конституции Российской Федерации.

Назначает референдум Российской Федерации Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президентом, Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. После чего Президент Российской Федерации обязан назначить референдум и определить дату его проведения не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры по назначению и проведению референдума прекращаются.

Проведение референдума Российской Федерации не допускается (за исключением случаев, когда референдум Российской Федерации инициируется в соответствии с международными договорами Российской Федерации) в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, или если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, иных выборных федеральных органов государственной власти.

Подготовку и проведение референдума Российской Федерации осуществляют избирательные комиссии, формируемые в соответствии законами Российской Федерации.

Для проведения голосования и подсчета голосов глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума образует участки референдума Российской Федерации из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума Российской Федерации.

Участки референдума образуются также в местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день проведения референдума Российской Федерации в плавании, и на полярных станциях не позднее чем за 5 дней до проведения референдума.

Военнослужащие - граждане Российской Федерации голосуют на общих участках референдума Российской Федерации. В порядке исключения допускается образование участков референдума Российской Федерации в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах.

Участки референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории государства пребывания.

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по участку референдума Российской Федерации составляется участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации на основании данных, представляемых главой местной администрации не позднее чем за 40 дней до проведения референдума.

Списки участков референдума Российской Федерации подлежат обязательному опубликованию не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума Российской Федерации. А списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до проведения референдума.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в референдуме Российской Федерации, за или против вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. Не допускаются лишь пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума Российской Федерации и в предшествующий ему день агитация запрещается.

На всех участках референдума Российской Федерации, в том числе находящихся за пределами территории Российской Федерации, голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. Граждане получают бюллетени для голосования на участке для голосования. Граждане голосуют только лично. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса, он ставит любой знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса, он ставит любой знак в квадрате под словом "против".

По истечении времени голосования на референдуме Российской Федерации председатель участковой комиссии объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.

После чего ведется подсчет голосов граждан, принявших участие в референдуме. Путем суммирования данных определяются результаты референдума, которые подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума Российской Федерации не позднее трех дней после определения результатов референдума. Принятое на референдуме Российской Федерации решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) Центральной комиссией референдума Российской Федерации, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме Российской Федерации.

Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

Предусматриваются различные формы референдумов и процедуры их применения. Можно выделить различные основания для классификации референдумов (см. схему). По обязательности решений, их правовой силе выделяют консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум – это голосование граждан, результаты которого не являются обязательными для органов государственной власти. Этот вид референдума очень близок к опросу общественного мнения, его даже иногда называют народным опросом, однако, он имеет целый ряд отличий. Во-первых, референдум назначается компетентными государственными органами (в Российской Федерации референдум назначает Президент, посредством издания Указа), а опрос общественного мнения может проводится без соблюдения такой процедуры. Во-вторых, прядок проведения референдума четко оговаривается в законе, для проведения опросов общественного мнения таких требований не установлено. В-третьих, в референдуме участвуют все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, а опрос общественного мнения может проводиться на основе случайной выборки респондентов. Существуют и иные отличия. Смысл проведения консультативного референдума состоит в том, что уполномоченный на принятие какого либо решения государственный орган советуется с электоратом по вопросу своей деятельности. Результаты проведенного опроса не являются обязательными для этих органов, однако, как отмечает ряд авторов результаты консультативного референдума, не являясь обязательными для парламента и правительства, влияют на решения этих органов, которым трудно противиться воле избирательного корпуса[81].

Результаты императивного референдума имеют окончательный и общеобязательный характер. В таком случае не нужно какое-либо утверждение его результатов со стороны государственных органов. Такие референдумы иногда называют решающими (ратифицирующими) или контрольными. На рассмотрение решающего референдума чаще всего выносится проект нормативного акта, который, в случае его одобрения на референдуме, сразу вступает в силу. Если избирателям предлагается отменить акт, уже вступивший в законную силу, то такой референдум иногда называют отвергающим.

По территории проведения референдумы можно классифицировать на общенациональные и местные. Применительно к России В.В. Комарова выделяет общероссийские, региональные (несколько субъектов федерации), субъекта федерации и местные (на территории муниципального образования или его части) референдумы[82]. Общенациональные референдумы проводятся в пределах всей территории государства для решения вопросов имеющих значение для всего государства. Например, для принятия Конституции, проведения конституционной реформы, принятия закона и т.д.

Местные референдумы проводятся для решения вопросов, имеющих значение для конкретной территории. Региональным референдумом признается референдум, проводимый на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Под референдумом субъекта Российской Федерации понимают референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации.

Местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Вопросы о порядке назначения, проведения, результатах и последствиях проведения местных референдумов определяются законами конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Вместе с тем, законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[83] установлен ряд ограничений. Так, на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

По способам проведения выделяют обязательные и факультативные референдумы. В первом случае необходимость проведения референдума предусматривается конституцией или специальным законом. Во втором, назначение референдума зависит от воли государственного органа. Проведение обязательного референдума придает высшую степень легитимности вопросу, выносимому на его рассмотрение. Основной Закон страны закрепляет, что данный вопрос не может быть решен никак иначе, как путем его всенародного одобрения. Тем самым подчеркивается особая значимость вопросов выносимых на обязательный референдум.

Под факультативным понимают референдум, когда народное голосование проводится по требованию определенного количества избирателей по законопроектам или уже принятым законам согласно порядку, предусмотренному Конституцией. При этом инициатива такого голосования может исходить как от избирателей, так и от части депутатов парламента или главы государства.

По времени проведения выделяют референдумы дозаконодательные и послезаконодательные. Если референдум проводится до принятия нормативного акта, например, законопроект, принятый в первом чтении государственной Думой Российской Федерации может быть внесен на референдум в соответствии с регламентом государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[84], то такой референдум называют дозаконодательным. Дозаконодательный референдум может проводиться и по инициативе избирателей или органа исполнительной власти, тогда законопроект принимается без учета мнения законодательного органа.

Послезаконодательный референдум проводится после принятия законопроекта парламентом. Если такой закон одобрен на референдуме, то это придает ему большую юридическую силу и изменен или отменен он может быть только референдумом.

В зависимости от субъекта, инициирующего проведение референдума выделяют референдумы, инициируемые государственными органами (ст. 8 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации предусматривает возможность проведения референдума по инициативе Конституционного Собрания в случае принятия Конституции Российской Федерации Инициатива проведения референдума может принадлежать также главе государства, правительства, парламенту или его части, местным органам власти); референдумы, инициируемые гражданами; референдумы, проводимые по инициативе иных субъектов, например общественных объединений.

По содержанию решаемых в результате проведения вопросов можно выделить конституционные (уставные) референдумы – это референдумы, на которых решаются вопросы о принятии или изменении Основного Закона страны или конституции (устава) субъекта Российской Федерации; законодательные референдумы – это референдумы, на которых принимаются или отменяются законы; референдумы по международно-правовым; административно-территориальным и иным вопросам.

Разновидностью референдума в некоторых странах называют плебисцит, причем существуют разные подходы к определению этого понятия. Например, во Франции плебисцит считается более широким понятием, чем референдум, в США нет различий между понятием референдума и плебисцита. Иногда плебисцитом называют опрос населения по вопросам определения судьбы какой-либо территории или референдум проводимый для легитимации того или иного государственного лидера или действий органов власти, или референдум по наиболее важным, «судьбоносным» для страны вопросам. В законодательстве Российской Федерации понятие плебисцит не употребляется. Закреплен лишь термин референдум.

Комарова В. В. Референдумное право и процесс России. М., 2007.

Старостина И. А. Законодательные новеллы в регулировании вопросов референдума субъектами Российской Федерации // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании / Под ред. С. А. Авакьяна. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

Вопросы для самоконтроля 13.

1. Подготовить доклад на тему: «Непосредственная и представительная формы демократии: понятие, социальная ценность, соотношение на различных этапах развития государства и общества».

2. Раскройте содержание механизма реализации права граждан на участие в референдуме.

3. Обозначьте особенности правового регулирования процедуры обжалования нарушений правил подготовки, назначения и проведения референдума.

4. Назовите гарантии граждан на участие в референдуме.

5. Какова роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: