Соколов, В. В. Средневековая философия : учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов / В. В. Соколов. – М., 1979. – С. 65 – 66

«Преобладание иррационально-волевых факторов над факторами рационально-логическими в сфере самого познания выражается в превосходстве веры над разумом. Такое превосходство проявляется прежде всего в преобладающей силе религиозного авторитета по срав­нению с человеческим разумом. Веру в божественный авторитет, зафиксированный в Священном писании, Ав­густин провозглашал основой и главным источником че­ловеческих знаний. Грех, совершенный Адамом и Евой и передавшийся всему человечеству, неисправимо исказил людской разум, серьезно ослабил его силу. С тех пор человеческий ум с необходимостью должен искать себе опору в божественном откровении. Согласно известной формуле Августина (провозглашенной в одном из его писем) – «Верь, чтобы понимать», – вера должна пред­шествовать пониманию….

Сама по себе формула о превосходстве веры над ра­зумом уже не была новой в истории христианской фило­софии, но новым было то толкование веры, которое раз­вивал крупнейший представитель западной патристики. Предшествующие «отцы церкви» содержание веры, бо­жественного откровения искали лишь в Библии. Авгус­тин же провозгласил, что авторитет церкви как единст­венной и никогда не ошибающейся толковательницы его составляет последнюю инстанцию всякой истины. Такая позиция епископа Гиппона отражала ситуацию, сложив­шуюся в результате укрепления церкви – особенно фор­мировавшейся римско-католической церкви в развали­вавшейся Западной Римской империи – как догматиче­ской и строго централизованной, институциональной организации».

? В чем смысл теологической формулы Августина «верь, чтобы понимать»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: