Характерно
Ø представление о богоизбранности России, о ее мистической миссии спасения человечества;
Ø стремление к общечеловеческим началам в философии и социальной мысли: «принадлежа к известной народности, он [человек] живет жизнью человечества» (Чичерин);
Ø противоречивая оценка цивилизации Запада; критика ее бездуховности и прагматизма, с одной стороны, заимствование ценностей и опыта западноевропейской цивилизации – с другой;
Ø ориентация на постижение не только истины (теоретически верный образ мира), но и правды (нравственные основания жизни, духовная сущность бытия);
Ø социально-политический, деятельностный характер, связь с исторической практикой;
Ø утопичность и поиск социального идеала;
Ø религиозно-идеалистический и мистический характер;
Ø революционный характер, борьба с самодержавием и крепостным правом;
Ø социально-этический характер, проблема свободы и ответственности, путей совершенствования человека и общества;
Ø разноликость русской философии, связь с мировыми философскими традициями;
Ø идейное противоборство западников и славянофилов;
Ø космизм (религиозно-философский и естественнонаучный);
Ø связь с искусством, «умозрение в красках» (Е. В. Трубецкой)
|