Психические функции

Человеческую жизнь можно рассматривать с точки зрения взаимных соотношений времени, пространства и вечности. Каждое из этих "детерминирующих условий" воспринимается посредством соответствующих инструментов, которые также можно назвать "центрами функционирования". Так, мы связаны со временем посредством мышления, с пространством (через ощущения, а с вечностью (через чувства.

Обладая только зачатками интеллектуального центра, животные практически не осознают время. Вместе с тем, благодаря хорошо развитым ощущениям, они прекрасно ориентируются в пространстве. Кроме того, высшие млекопитающие и птицы обладают эмоциональным центром, что позволяет им проявлять симпатии и антипатии, а также чувствовать удовольствие и боль, связанные с вечностным паттерном их природы.

Таким образом, мы приходим к упрощенному пониманию человеческой природы, как постоянно изменяющегося паттерна взаимоотношений между мышлением, чувствами и ощущениями. Этот паттерн иногда называют "психикой" или "самостью". Три центра, или мозга, составляющие основу психики, обычно работают с двумя высшими жизненными энергиями, автоматической Е6 и чувствительной Е5, но при достаточно благоприятных условиях этот уровень может быть повышен до сознательной энергии Е4. Помимо этого, уже вне рамок психики есть так называемые "Высшие Центры", работающие со смесью сознательной и чувствительной энергий, Е4 и Е5 соответственно. Можно проиллюстрировать это следующей схемой (Табл. 8).

ТАБЛИЦА 8

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПСИХИКА

Сверхсознательное вдохновение "Высшей Самости" Творческая Энергия Е3
Интеллектуальный или Сознательный уровень центров Сознательная Энергия Е4
Эмоциональный или Реакционный уровень центров Чувствительная Энергия Е5
Механический уровень функционирования Автоматическая Энергия Е6

"Мозги" или центры функционирования

В 1921 году, когда П. Д. Успенский впервые преподавал психологическую систему и методы Гурджиева в Лондоне, идея "трехмозговой" природы человека была новой и неожиданной. Последующий прогресс экспериментальной психологии сделал эту концепцию гораздо более доступной. Кроме того, мы сегодня значительно лучше понимаем подсознательную и сверхсознательную сферы человеческой психики, чем в годы зарождения аналитической психологии. В настоящее время меньше внимания уделяется "комплексам" и больше "механизмам" и "структурам", связанным с различными функциями. Множество книг, написанных о Гурджиеве, его учении и его методах, познакомили людей с такими фундаментальными понятиями, как "человек спит", "у человека нет Я", "человек-машина" и "человек не способен делать". Все эти утверждения, которые еще сорок лет назад вызывали недоумение и бурную критику, согласуются не только с научным мышлением, но и вообще с современным мышлением, как таковым. Наши теперешние взгляды относительно возможностей и природы человека гораздо более умерены, чем в начале века; и, в то же время, люди в большинстве своем сейчас более расположены к Гурджиевской доктрине индивидуальной трансформации, или возможности колоссального психического и духовного развития человека. Тем не менее, до сих пор многие из психологических идей Гурджиева овеяны сомнениями, отчасти, по причине многочисленности толкователей, а отчасти потому, что сам Гурджиев как чумы избегал любого однозначного представления своих идей, которое бы могло создать у его учеников впечатление, что они обладают, так сказать, "последним откровением" о человеке и его природе. Однако есть и более глубокие и убедительные основания для таких, казалось бы, противоречащих друг другу утверждений, как:

- В отличие от животных, обладающих двумя, или даже одним, мозгом, человек является трехмозговым существом.

- У человека есть три центра, для телесных, чувственных и интеллектуальных функций соответственно.

- Для человека характерно наличие четырех центров: инстинктивного, двигательного, эмоционального и интеллектуального.

- Человек обладает пятью центрами, из которых пятый - это сексуальный центр.

- Два из семи центров человека, высший эмоциональный и высший ментальный центры, лежат вне сферы нашей обычной сознательности.

- Человек является трехмозговым существом, и это обстоятельство не может быть изменено, но он может обрести неопределенное число "градаций объективного разума", каждая из которых наделяет его соответствующими сверхнормальными возможностями.

По словам Гурджиева, все эти утверждения верны, если применять их к соответствующим ситуациям. В некоторых случаях, это очевидно. Например, у "первого мозга" есть две части, одна из которых контролирует внутренние, инстинктивные процессы, а другая отвечает за внешние, произвольные движения. Во многих случаях, эти две части удобно рассматривать в качестве двух отдельных "мозгов". Для наших целей, то есть для изучения энергий как топлива, лучше всего будет рассматривать эти три мозга в качестве трех машин, у каждой из которых есть своя функция. Причем, результаты будут разными, в зависимости от используемого топлива. Таким образом, мы получаем комбинацию из девяти возможных ситуаций. В таблице, которую я привожу далее, три центра обозначены следующим образом: "И" - Интеллектуальный центр, "Э" - Эмоциональный и "Д" - Двигательно-Инстинктивный. Три энергии обозначены так: "А" - Автоматическая Е6, "Ч" - Чувствительная Е5 и "С" - Сознательная Е4 (Табл. 9).

ТАБЛИЦА 9

ЭНЕРГИИ И ФУНКЦИИ

  Функции и Возможности
Энергии Двигатель- ная Эмоци- ональная Интеллек- туальная
Сознательная Д: С Э: С И: С
Чувствительная Д: Ч Э: Ч И: Ч
Автоматическая Д: А Э: А И: А

Возможно любое сочетание этих девяти комбинаций, при совместной или раздельной работе центров. Например, сознательная работа двигательного центра может сочетаться с автоматическим мышлением и чувствительностью эмоционального центра. Это происходит в моменты "животного страха", когда наше тело может совершать невообразимые кульбиты в целях самосохранения, а до мыслительного мозга страх доходит, только когда опасность уже миновала. В то же время, это состояние сопровождается эмоциональным возбуждением, благодаря которому, мы "видим" свои действия, не "обдумывая" их.

Вы можете подсчитать количество возможных сочетаний, но лишь немногие из них играют существенную роль в нашей повседневной жизни. Жизнь большинства людей проходит преимущественно на автоматическом уровне функционирования, и их чувствительность остается в состоянии сна, то есть, получает впечатления от ощущений и мышления, но находится вне контакта с поведением.

Человек не должен так жить. Необходимо помнить, что готовые механизмы, обеспечивающие функционирование растительной и животной жизни, остались на предыдущей стадии. Сейчас мы с вами переходим к изучению функций, которым по самой их природе свойственно самоуправление. При этом, функционирование центров предусматривает гораздо больше текущих изменений, чем работа жизненных механизмов. Тогда как двигатели организма всегда работают по одному принципу, работа центров психики коренным образом изменяется, когда они переходят от использования одной энергии к использованию другой. Постоянное действие характерно только для механических функций, работающих на автоматической энергии. Автоматическое функционирование наших мыслительного, чувственного, инстинктивного и двигательного центров лежит в основе нашей повседневной жизни. Мы начинаем использовать высшие энергии, производя, таким образом, изменения в функционировании центров, только под действием определенных стимулов. Такие стимулы могут приходить либо случайно извне, либо возникать внутри нас, в результате преднамеренных усилий.

На самом деле, у нас есть способ изучать в себе действие третьей группы энергий. Мы должны научиться распознавать присутствие каждой из этих трех энергий. Кроме того, необходимо уметь вовлекать в действие две высшие энергии, когда требуются изменения в работе одной или всех наших функций. Например, если один из центров начинает использовать чувствительную энергию, то мы можем говорить о чувствительном состоянии этого центра. В результате, используя чувствительную энергию, мы уже не только выстраиваем ассоциативные ряды слов и образов, но начинаем понимать, что это просто ассоциации. Такая ситуация возможна потому, что в этот момент возникает нечто большее, чем просто очередная ассоциация. Это "нечто" связывает ассоциацию с воспоминаниями или принятыми раньше решениями, или каким-либо внешнем впечатлением, которое мы получаем в данный момент. Если же чувствительная энергия Е5 в центре отсутствует, мы вообще ничего не замечаем. Наши ассоциации текут непрерывным потоком, но мы их не замечаем. Это я называю автоматическим, или механическим состоянием человека-машины. Причем, автоматические ментальные ассоциации занимают такое главенствующее положение в нашей жизни, что Гурджиев даже использовал для этого особый термин: форматирование. Он называл автоматическую часть мыслительного центра
"форматирующим аппаратом".

Та же автоматичность характерна и для других центров. Состояние нашей чувствительности постоянно колеблется, и это результат воздействия на нас комбинации различных психических импульсов. Все, что воздействует на наши мысли или наш организм, порождает автоматический ответ в нашем центре чувств. Все, что мы замечаем при этом, сводится к ответному состоянию удовольствия или неудовольствия, интереса или незаинтересованности, возбуждения или его отсутствия. Мы не чувствительны к источникам, или причинам собственного состояния. Отсутствие чувствительности характерно для работы всех центров, когда единственной движущей силой в них служит автоматическая энергия, Е6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: