Качество как философская категория

В любом научном направлении философская точка зрения является основополагающей и фундаментальной. Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания. Она направлена на выработку общественной системы взглядов, формирование новых идеалов и культурных ценностей и опирается на совокупность добытых знаний в различных отраслях науки, в силу чего имеет поступательный характер. Философия выступает первоисточником и при определении и изучении категории «качество». «Категория» в философии – фундаментальное понятие, отражающее свойства и отношения явлений действительности и познания (объективного и субъективного). В течение многих столетий философы, говоря о качестве, понимают его как философскую категорию, неразрывно связанную с развитием мысли в истории человечества. Интерес к качеству возник во времена Античности, что обусловливает наличие множества подходов к определению данного понятия.

Одним из первых категорию «качество» рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель в IV в. до н. э. Он определял его в следующих значениях:

• как видовое отличие сущности (как внутреннего содержания предмета);

• как характеристику состояний сущности;

• как свойство вещи (отдельного предмета материальной действительности, обладающего относительной независимостью и устойчивостью существования) [11, с. 16].

В «Метафизике» Аристотель указал, что «качеством называется видовое отличие сущности, например: человек есть живое существо такого—то качества, потому что он двуногое существо, а лошадь – по тому что четвероногое и круг – фигура без углов, так что относящееся к сущности видовое отличие и есть качество» [14, с. 165]. Он также писал, что качеством называется «…состояния движущихся сущностей, например, тепло и холод, белизна и чернота, тяжесть и легкость и все тому подобное, изменение чего дает основание говорить, что и тела становятся другими» [14, с. 166].

В «Категориях», анализируя категорию «качество», Аристотель отмечал: «Всякая сущность, надо полагать, означает определенное нечто» [13, т. 2, с. 59]. Этим он подчеркивал, что о качестве можно говорить только применительно к определенному предмету. В этой же работе сказано об изменчивости качества, его «текучести» (способности предметов и явлений превращаться в свою противоположность). Он писал: «Главная особенность сущности – это, надо полагать, то, что, будучи тождественной и одной по числу, она способна принимать противоположности» [13, т. 2, с. 60], атакже «…сущности принимают противоположность, меняясь сами…» [13, т. 2, с. 61].

Таким образом, по Аристотелю, категория «качество» проявляется во многих отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость предмета, его отличия от других вещей. Второй и третий виды – это состояния, свойства, которые способны изменяться и переходить друг в друга. Основное внимание Аристотель обращал на предметный характер качества. К рассмотрению природы данной категории обращались философы различных школ: Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, Л. Фейербах, Г. Гегель, Ф. Энгельс и др.

В философской системе Гегеля логическими исходными моментами бытия выступают качество, количество и мера, их взаимоопределенность. Вработе «Диалектикаприроды» Ф. Энгельс подчеркивал, что категория «качество» может иметь бесконечное множество градаций, существенно различающихся между собой.

Другую особенность этой категории он видел в том, что существуют не качества сами по себе, а вещи, обладающие качествами.

Необходимо отметить, что изменение количественной определенности вещей в границах меры не затрагивает их качества. В философском понимании познание идет постепенно, формируя представление о качестве в сознании человека. В философии в качестве объекта в широком понимании рассматриваются: продукт, процесс, среда, человек, информация и т. д.

Свойство – это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другому объекту, с которым он вступает во взаимодействие. Это характеристика той существенной определенности, которая и делает объекты разными, отличающимися друг от друга.

Итак, в философском смысле качество – это:

• признак, отличающий данную сущность от другой сущности;

• непосредственная характеристика непосредственного бытия.

Оно не существует само по себе, но существуют предметы, обладающие качеством; проявляется качество только в процессе взаимодействия одного объекта с другим.

Категория «качество» выражает определенную ступень познания человеком объективной реальности. Процесс такого познания бесконечен. Важной является изменчивость качества, его «текучесть». Это также и историческая категория.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: