double arrow

Эстетика как наука и ее категории


1. Предмет эстетики.

2. Категории эстетики.

3. Эстетика и практика.

Предмет эстетики

Понятие "эстетика" традиционно связывают с греческим "эйсетикос" (имеющий отношение к чувственному восприятию). Эстетика – это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где достигают совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Вопрос о природе эстетического проходит через всю историю философии. В частности Аристотель выделяет специфику эстетического, обнаруживая ее в искусстве. Искусство как специфически эстетический вид деятельности, основано на подражании действительности.

Эстетическое- это самая широкая и фундаментальная категория эстетики, отражающая то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Эстетическое - это специфически духовное, чувственное отношение человека к миру. Важнейшей характеристикой такого отношения есть способность человека самореализоваться целостно и всесторонне.

В эстетическом отношении человек, свободный от эгоистического интереса и выгод, поднимается до бескорыстного, действительно человеческого отношения к предмету. Поэтому эстетическое отношение одновременно есть и духовное, так как оно развивает духовный мир человека.

Эстетика - это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.

Эстетика - философская наука, располагающая своим категориальным аппаратом, изучающая функционирование эстетических ценностей в обществе, законы восприятия этих ценностей. Она сформировалась в недрах философии и отделилась от нее как самостоятельная отрасль лишь в середине XVIII столетия. В это время немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762) ввел в научный обиход термин «эстетика» и издал трактат одноименного названия.

Предметом эстетики является чувственное познание окружающей действительности в её разнообразных проявлениях: природе, обществе, человеке и его деятельности во всех жизненных сферах.

Эстетика тесно взаимодействует с гуманитарными науками: этикой, педагогикой, социологией, логикой и, особенно, с философией. Решение многих эстетических проблем невозможно без обращения к системе философских категорий и законов.

Эстетика органично связана с искусствознанием: историей искусства, теорией искусства и художественной критикой. Как теория искусства, эстетика является методологией искусствоведческих наук: истории искусства, теории искусства, художественной критики – и прикладных отраслей: технической эстетики, эстетики быта, эстетики поведения. Многоплановые связи существуют между эстетикой и психологией. Познание прекрасного, трагического и комического, а также психологии художественного творчества, невозможно без использования системы категорий психологии, таких как: ощущения, восприятия, память, представления, эмоции, способности, темперамент, характер.




Категории эстетики

Категории этики (греч. кategoria – высказывание, признак) – это фундаментальные, предельно общие понятия, в которых получила отражение история освоения человечеством мира по законам красоты. К ним принадлежат категории отношения искусства к действительности: прекрасное, безобразное, низменное, возвышенное, трагическое, ужасное, комическое.

Прекрасное- категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно воспринимается как явление, вызывающее положительные чувства от спокойного любования до бурного восторга.

В прекрасном проявляется креативная сущность человека, его творческий потенциал и духовность. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Различные исторические эпохи дают разные представления об идеалах красоты (например, идеал, женской красоты разнится в античности, средневековье, Новом времени и ХХІ в). Прекрасное всегда национально окрашено, в частности, представления о прекрасном у разных народов различны: на Востоке девушка сравнивается с Луной или газелью, у славян – с зорькой и березкой.



Для эстетического сознания античности прекрасное мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифагорейцев прекрасное - это гармония, внутренне присущая вещам, источником которой были числовые отношения. Гераклит говорит об относительности прекрасного: "… Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей". Сущность прекрасного Платон трактует как божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. Аристотель рассматривает прекрасное как объективное свойство самой действительности, как проявление ее закономерностей.

В средние века господствовала концепция Божественного происхождения прекрасного: Бог, одухотворяя материю, придает ей эстетические свойства. Чувственная красота (материальная, телесная) считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Согласно средневековому мыслителю Августину, Бог есть абсолютная красота. В чувственном мире она проявляется как единство, пропорциональность, соответствие частей вместе с некоторой приятностью цвета (впервые ставится вопрос о цвете). Фома Аквинский так же, как и Августин, источник красоты видит в Боге. Её чувственно воспринимаемыми признаками он считает следующие: цельность, или совершенство, ибо изъян делает предмет безобразным; должную пропорцию, или созвучие; ясность - то, что имеет блестящий цвет.

Гуманисты Возрожденияутверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Искусство они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед природой. Так, Л. Альберти объективные основы Прекрасного усматривает в созвучии, согласии частей, гармонии. Последняя мыслится им как первичное, абсолютное начало природы. Аналогичных взглядов придерживаются Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. Красота рассматривается ими как объективное свойство реального мира.

Эстетика классицизма сводила прекрасное к изящному: прекрасна не вся природа, а лишь разумно ухоженная природа. Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в общественной жизни, отождествляемую им с добром и государственной целесообразностью.

В немецкой классической эстетике особое значение имеет концепция И. Канта. Его интересуют не объективные признаки Прекрасного, а субъективные условия его восприятия и природа эстетических суждений. Эстетическое суждение характеризуется следующими признаками: не заинтересованность в реальном существовании предмета, любование чистой формой; всеобщность и необходимость без логического обоснования; целесообразность без представления некоторой цели. Кант отторгает Прекрасное от истины, добра, пользы, вследствие чего оно становится чем-то чисто формальным.

Ф. Шиллер признает в Прекрасном наличие объективной основы красоты пропорциональность и правильность как формы упорядоченности. Сами по себе они не создают красоты, но являются ее необходимыми условиями.

Наиболее подробно категория Прекрасного анализируется Гегелем в ХІХв. Гегель определяет Прекрасное как чувственное выражение идеи. В природе идея Прекрасного раскрывается в правильности, симметрии, гармонии, чистоте материала, цвете, звуке. Поскольку природа лишена духовного, идеального начала, постольку природная красота является второстепенным, низшим, видом. Лишь в искусстве она выступает адекватно идее Прекрасного, как идеал.

Н.Г. Чернышевский понимал прекрасное как некую целостность, принимающую самые разнообразные формы. Этой целостностью является жизнь в её высшем проявлении – жизни человека. В категории жизни Чернышевский синтезирует понятия меры, закономерности, гармонии, целесообразности. Представлении о красоте, вкусы и идеалы людей формируется в зависимости от образа их жизни.

На рубеже XX-XXI столетий в западноевропейской эстетике распространяются воззрения, согласно которым человек в процессе эстетического восприятия одухотворяет эстетически нейтральный мир. Только индивид вносит красоту в природу.

Итак, прекрасное существует в природе и общественной жизни, в материальной и духовной деятельности человека. Это одна из наиболее общих и широких категорий эстетики. В природе оно связано с закономерностью при­родных явлений. Прекрасное в труде выражается в его сво­бодном характере, в постоянном совершенствовании. Прекрасное в общественной жизни — это справедливые социальные отношения. Прекрасное в искусстве — это жизненная правда, идейность, гуманизм, выраженные в высокохудожественном стиле.

Безобразное – категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Оно представляет собой средоточение негативных характеристик бытия, олицетворяя нечто отталкивающее, неупорядоченное, дисгармоничное.

Теоретически вопрос о безобразном в искусстве впервые поставил Аристотель. Он считал, что в предмет искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже явления отвратительные в жизни, будучи представлены в художественном произведении, доставляют эстетическое удовольствие.

В средневековой христианской культуре утвердилось отношение к безобразному как свидетельству греховности мира. Гуманисты Возрождения видели в безобразном свидетельство бесконечного многообразия природы. Искусство и эстетика Возрождения, стремящиеся выразить идею гармонического развития человека, часто обращались к сфере безобразное как к средству контрастного выражения красоты.

Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть воплощенным в искусстве. Категория безобразное широко используется в эстетике просветителей. Э. Берк подчеркивал связь безобразного с возвышенным. Г. Лессине, полемизируя с эстетикой классицизма, говорил, что предметом искусства должна быть не только идеальная красота, но все общеинтересное.

Романтизм XIX в. реабилитировал безобразное. Эстетические течения XX - XXI вв.безобразное абсолютизируют в качестве единственно возможного эстетического эквивалента "абсурдности" бытия. Происходит эмансипация безобразного, его эстетизации.

Безобразное связано с другими эстетическими категориями: прекрасным, возвышенным, комическим, трагическим и осуществляет свои эстетические функции только в связи с этими категориями. В форме уродливого безобразное содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного — в возвышенном и трагическом. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает сопереживания.

Рассматривая эстетические свойства действительности исследователи выделяют категорию низменное. Низменное– это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явление или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, так как они не подчинены людям и могут представлять для них угрозу. Все явления, относящиеся к этой опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, терроризм). В качестве проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие социальные явления, как война, эксплуатация, ограничение прав и свободы личности. Как проявление низменного воспринимаются поступки людей: подлость, обман, предательство, клевета, а также пороки: алкоголизм, разврат, наркозависимость, проституция.

Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему содержанию с реальными формами их выражения. В искусстве типичными формами отражения возвышенного являются грандиозность, масштабность, монументальность. Например, статуя Зевса Олимпийского греческого скульптора Фидия или египетские пирамиды, возвеличивавшие божественное начало фараона.

Представления о возвышенном в природе связывают с различными проявлениями великолепия ее явлений, ко­торые вызывают чувства восторга, восхищения (например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря, гроза, полярное сияние и др.)

В общественной жизни возвышенное проявляется в выдающихся деяниях, служащих делу общественного про­гресса. Эти свершения и подвиги воспеваются в искусстве с помощью таких жанров, как ода, гимн, оратория, героическая трагедия и др.

Возвышенное проявляется в борьбе человека с природой и в столкновениях противоположных социальных сил. Полное внутреннего напряжения возвышенное несет в себе зерно неизбежных противоборств, конфликтов. Не случайно категория возвышенное тесно связана с эстетическими категориями драматического и трагического. Именно в драматических и трагических ситуациях и конфликтах ярко раскрывается подлинный масштаб возвышенного, величие человеческого духа.

Особым видом возвышенного является феномен так называемого «мрачного величия», который существует и в природе (пустыня «белое безмолвие») и в обществе (Мефистофель, леди Макбет)

В античную эпоху возвышенное использовалось в связи с теориями поэтики и риторики. Во времена Средневековья возвышенное отождествлялось с Богом. Образ возвышенного наиболее ярко представлен в готическом соборе с его устремленностью в небесное, порывом к идеальному.

В Новое время европейская эстетическая мысль обратилась к категории возвышенного лишь в XVIII в. Кант считал, что возвышенное то притягивает, то отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждает удивление и почтение, которое можно назвать отрицательным наслаждением. Шиллер противопоставлял возвышенное и прекрасное, находя, что возвышенное вызывает неприятное чувство, ибо неприятны гроза, молнии, хотя и возвышенны. Французские эстетики XIX ст. считали возвышенным высшую степень прекрасного.

Современные исследователи считают, что ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу полностью освоены, поэтому по отношению к ним человек не свободен. Прекрасное - сфера свободы человека, возвышенное - сфера несвободы.

Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных социальных сил, в в деятельности и внутреннем мире личности. Этот конфликт развертывается на фоне свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для его жизни ценностей.

Трагическое предполагает свободное действие человека, так что, хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, само действие представляет собой свободный акт человеческой личности. Противоречие, лежащее в основе трагического, заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее. Трагизм возникает в ситуации, когда свободно действующая личность создает ситуацию катастрофическую по своим последствиям для индивида и защищаемым им ценностям.

Трагическое проявило себя в мифах, жанре трагедии, а затем было теоретически обосновано в трудах Аристотеля, Лессинга, Шиллера, Гегеля, Чернышевского.

Объективная основа трагического внутренне противоречива. Подлинно трагичен лишь тот человек (соответственно та социальная сила, то общественное явление), который страдает или гибнет, но по своей сути заслуживает лучшей участи. И наоборот, гибель того, что вполне ее достойно, не заключает в себе никакого внутреннего раздвоения, несоответствия к области трагического отношения не имеет.

В свою очередь субъективное трагическое переживание так же противоречиво по своей природе. Это отметил уже Аристотель в «Поэтике», указав, что производимый трагедией катарсис («очищение подобных страстей в душе зрителя) совершается посредством сочетания противоположных чувств сострадания и страха.

Через трагическое, как правило, утверждается идеал прекрасного. Это, например, смелый, героический протест против социального зла, защита справедливости, принципов чести, свободы в таких обстоятельствах, когда обстоятельства, зло сильнее необходимых требований. Отсюда трагичная развязка - гибель героя, у которого чувство долга превышает инстинкт самосохранения и стремление к личному благополучию

Особенно ярко трагическое раскрывается в драматур­гии, создавшей особый жанр - трагедию.

Ужасное - эстетическая категория, охватывающая явления действительности, которые несут человеку несчастья и гибель. Ужасное, ассоциируясь со страшными событиями, которые не оставляют никакой надежды на освобождение от несчастий.

В отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем, ужасное безысходно и безнадежно, означает гибель без всякого выхода в социальное бессмертие. Трагическое несчастье величественно, ибо человек остается здесь господином обстоятельств, смертью утверждая свободу над ними. В ужасном человек - раб обстоятельств. Такое мироощущение, полное безнадежности и отчаяния, передает П. Брейгель в картине "Слепые": судьба человечества - цепочка слепых, идущих к пропасти.

Комическое - одна из основных категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала.

Природу комического легко понять, если обратиться к коллективному самодеятельному народному смеху - карнавальным играм. Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа - в противовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьезности, - и вместе с тем смех возрождающий.

По содержанию смех универсален и амбивалентен (сочетание хулы и хвалы, жизни и смерти) - это смех синкретический (нерасчлененный). В синкретическом смехе заложены многие виды комического, обособившиеся в ходе развития культуры. Это прежде всего ирония и юмор. В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного (насмешливого) отношения к предмету. В юморе - серьезное под маской смешного с преобладанием положительного отношения. Обличительный смех сатиры, предметом которого служат пороки, отличается определенным отрицательным, изобличающим тоном оценки.

По своему значению различаются высокие виды комического ("Дон Кихот" Сервантеса - смех над наиболее высоким в человеке) и забавные шутливые виды (каламбур).

Комическое имеет конкретно-исторический характер. Наиболее полно оно отражено в жанре комедии. Комедия развилась из различных ритуальных действий, народных обычаев и празднеств, из тех игровых сценок с использованием пе­сен и включением тем из повседневной жизни, которыми сопровождались древние культы. Вершиной развития античной комедии является творчество Аристофана. Сатира в Риме, наряду с эпиграммой, становится излюбленным коническим жанром. В средние века были распространены простонародные формы комического искусства: моралите, фарс. Эти пьесы исполнялись бродячими актерами, были насыщены импровизацией, комические ситуации были относительно постоянными и строились на обмане, хитрости, мистификации.

Эпоха Возрождения придала комическим жанрам большее разнообразие, глубину, признала их законность как культурного явления, сняв с них ограничения и запреты со стороны официальной религии.

Новый этап в развитии комического искусства представляет комедия эпохи классицизма, которая подчинялась строгим нормам. Эта нормативность, однако, не помешала Мольеру создать свои шедевры. Творчество Бомарше знаменует поворот в истории комического: обращение к комическому искусству восходящего класса буржуазии. Россия XVIII-XIX вв. необыкновенно богата комическими талантами: Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин и др. В изобразительном искусстве особое распространение получила карикатура, шарж, использующие гротеск, преувеличение. Многие видные художники работали в этом жанре: Ф. Гойя, О. Домье, Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы.

В истории эстетической мысли отношение к комическому было различным. Аристотель видел в нем некую ошибку и уродство, которые безболезненны и безвредны. В эпоху средневековья комическое отрицательно оценивается церковью и вытесняется в народную «карнавальную» культуру. Эстетические теории Возрождения подчеркивают момент удовольствия от комического, его объективный характер. Классицизм (Буало) превратил высказывания Аристотеля в каноны. Мыслители Просвещения (Дидро, Лессинг и др.) выступали против жест­кого разделения жанров по этому основанию, за демократизацию искусства и за его нравственное воздействие на зрителя. Немецкая классическая философия существенно углубила понимание комического. Кант определял смех как аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто. Гегель впервые в истории философии дал объяснение, почему тот или иной жанр расцветает в определенную эпоху, а затем угасает или канонизируется. Наиболее широкой категорией для него было «смешное», т. е. все, что может вызвать смех. Комическое он относил только к аристофановской комедии, в которой дух свободно царствует над противоречиями действительности. Сатира, по Гегелю, находит свое настоящее место в прозаическом Риме, где царит дух абстракций и мертвого закона.

Завершая анализ эстетических категорий, можно отметить, что они тесно взаимосвязаны между собой. Так, прекрасное выступает мерой по отношению к возвышенному, трагическому, комическому. Иногда выделяют категории безобразного и низменного как антиподы прекрасного и возвышенного. Отмечается, что безобразное и низменное как эстетические категории не несут положительного значения для человека и, следовательно, не являются положительными ценностями.

Эстетика и практика

Человек активно познает и преобразует окружающую действительность. Его деятельность материальна и целенаправленна, она предметным образом изменяет мир и самого человека. Основой человеческой деятельности – практики – выступает труд. В самой сущности труда заложена основа эстетического творчества.

Труд можно подразделить на: собственно конкретный труд и его продукт; труд как свободное творчество.

Трудовая деятельность как свободное творчество человека является эстетической деятельностью, которая предстает в предметах и вещах как прекрасных явлениях. Однако не всякая затрата физических сил приводит к созданию прекрасного: эстетическое творчество неосуществимо до тех пор, пока производственная жизнь как главная сфера жизнедеятельности человека будет являться для него лишь средством для реализации главной потребности – сохранения физического существования.

В процессе многовековой трудовой практики человек научился создавать в предметах красоту и изящество формы, гармонию красок, линий, ритма. Археология, этнография, история искусств доказывают, что человек научился чувствовать, осознавать и оценивать красоту лишь через трудовую деятельность, в процессе созидания предметов и вещей.

В трудовом акте соединилось две функции: деятельность по созданию замысла произведения (поиск оригинальной формы, подбор соответствующего материала, палитры красок, приемов обработки) и физическая работа по непосредственному производству предмета. С изменением характера труда эти две функции соединились с задачей эстетизации процесса производства. В решении данной проблемы главная роль отведена дизайну.

Дизайн – это предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, средство гуманизации орудий и продуктов производства, а также окружающей среды. Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления, ситуации технической революции, особенно развитием автоматизации в промышленности, что повлекло за собой необходимость стандартизации производства. Машинное производство тиражирует образец, который должен обладать высокими эстетическими качествами, опережающими и формирующими вкусы потребителя. Продукт дизайна своими эстетическими качествами должен соответствовать современному стилю, функции изготовляемого предмета, культурной традиции его социального функционирования, технологическим особенностям современного массового производства.

Дизайн выделился в самостоятельную сферу деятельности тогда, когда были созданы технические предпосылки для крупномасштабного промышленного производства. Именно оно выдвинуло особые требования к созданию предметов потребления, строительству городов, выпуску машин и механизмов, технологии промышленной эстетики. Ведь разнообразие социальных групп и индивидов со своими вкусами, различными эстетическими пристрастиями к одежде, мебели, жилищу, предметам быта не могут быть удовлетворены хотя и значительными по количеству, но однотипными по форме продуктами промышленного производства. А само промышленное производство, отлаженное, нацеленное на количество выпускаемой продукции, трудно приспособить к многообразию запросов и требований потребителя.

Дизайн предполагает: 1) выдвижение новой хозяйственной проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) рациональное воплощение этой идеи, выразительное стилистическое оформление этого предмета. При сочетании этих трех моментов перед нами полный дизайн, два последних – это модернизация, третий – стайлинг, стилизация, эстетическая обработка готовой продукции.

Дизайн – это продолжение художественной традиции и вкуса в сфере продукции индустрии, вещей обихода и утилитарного потребления. Дизайн – это эстетический и научно-технический уровень данного общества, воплощенный в товарах широкого потребления, в вещах быта и орудиях труда, в средствах транспорта и продуктах культуры.

Таким образом, эстетическое творчество – это особая форма практически духовного освоения действительности, осуществляемая с целью наслаждения творческой деятельностью и ее продуктами.

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Эстетика», «Практика», «Прекрасное», «Возвышенное», «Безобразное», «Трагическое», «Комическое»,.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Естетика», «Прекрасне», «Комічне» «Трагічне».

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7