Система устной коммуникации в Древнем Риме. Возникновение и особенности ораторского искусства в Древнем Риме

По отношению к древнегреческой древнеримская культура в целом и литература в частности является вторич­ной. Римское красноречие утилитарно, его идеал тесно свя­зан с политическим идеалом. Поэтому в Риме преобладало политическое красноречие, расцвет которого пришелся на первый век до Р.Х. - время падения республики, гражданской войны, установления империи. В эту эпоху прославились такие политики-ораторы, как Гай Гракх, Сервилий Сульписий, Гортензий, Марк Антоний, Марк Порций Катон-младший. Самым знаменитым римским оратором являлся, безусловно, Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до Р.Х.). Завершив обучение красноречию, как это было принято, на греческом острове Родос, он вернулся в Рим и вскоре приобрел всеобщую из­вестность после цикла разоблачительных "Речей против Гая Верреса" - нечистого на руку наместника Сицилии.

Пик политической карьеры и ораторской деятельно­сти Цицерона приходится на 63 год до Р.Х., когда его из­брали консулом. На этой должности Цицерон произнес четыре речи "Против Катилины", посвященные обвинению своего политического оппонента Катилины в заговоре. Этот цикл речей - шедевр мирового красноречия. Никаких дока­зательств обвинения у Цицерона не было. Главное доказа­тельство замыслов Катилины - преступный характер обви­няемого. Цицерон пользуется такими приемами, как ампли­фикация (преувеличение, раздувание фактов и событий), олицетворение или персонификация, инвектива (когда идея не отделена от ее носителя), патетические риторические во­просы, предсказания богов и божба.

На следующий день после первой же речи Цицерона, произнесенной 8 ноября 63 года до Р.Х., Катилина покинул Рим, не выступив даже с ответной речью. Цицерон, узнав об отъезде своего политического противника, сразу же высту­пил со второй речью против Катилины, а меньше чем через месяц - с третьей. В четвертой речи 5 декабря Цицерон по­требовал решением консула казнить без суда сторонников Катилины, что и было исполнено.

В конце жизни Цицерон прославился речами против пришедшего к власти после убийства Цезаря в 44 году до Р.Х. Марка Антония. Эти речи по примеру Демосфена Ци­церон именовал "Филиппиками". Всего было произнесено четырнадцать "Филиппик", наибольший успех из них имели первая и вторая.

Помимо устного красноречия в Риме получает разви­тие предвосхищенный еще Исократом жанр письма, который не практиковался в Элладе. Богатые римляне, уезжая в от­даленные провинции, оставляли в Риме своих рабов или на­нимали свободных людей, которые знали грамоту и регуляр­но сообщали в письмах своим хозяевам о том, что делается в столице. Это могли быть и политические новости, и город­ские сплетни. Порой один такой человек работал на не­скольких корреспондентов и был таким образом, по сути,

прообразом информационного агентства, принцип работы которого строится на сборе информации и ее рассылке по­требителям. Впрочем, письма древних римлян - не только и не столько источник и получатель информации. У авторов была возможность размышлять в своих письмах и доносить свои размышления не только для конкретных адресатов, но и для широкого круга читателей. Таким образом, сформиро­вавшийся жанр письма говорит и о зарождении публицисти­ки в Древнем Риме.

В пантеоне римских богов была Молва (Fama), кото­рую можно назвать богиней информации. Если верить Вер­гилию, Молва имела сто глаз и сто ушей, она никогда не спала, все видела и разглашала как правду, так и ложь.

В Риме появляется и прообраз газеты. В 59 году до Р.Х. по указанию Цезаря на глиняных дощечках стали выхо­дить "Acta diurna senatus ас populi" ("Ежедневные протоко­лы сената и римского народа"), которые со временем разде­лились на два направления. В "Acta senatus", которые выве­шивались в здании форума, сообщалось о выступлениях в сенате. Это был прообраз элитарной, качественной газеты. "Acta diurna populi romani" выставлялись на площадях, ба­зарах. Там говорилось о городских новостях. С газеты сни­мали копии, значит, можно говорить о ее тираже. "Acta diurna" отличались лаконичностью и доступностью и яви­лись прообразом современной массовой газеты. Люди, ко­торые собирали материалы для "Acta diurna", предшест­венники современных репортеров, назывались диурналисты. Отсюда идет этимология слова "журналист".

Обе газеты не имели собственного названия, на глиня­ных дощечках был только текст. И "Acta senatus", и "Acta diurna" для римлян были не имена собственные, а характери­стики.

Уже в Древнем Риме заинтересованные лица стреми­лись использовать газеты в своих целях. Так, например, в официальную хронику включались предсказания, прогнозы погоды и описание уже происшедших атмосферных явлений. Это делалось из политических соображений: языческая религия запрещала начинать важные государственные дела, при­нимать серьезные политические и военные решения в дни неблагоприятного состояния атмосферы.

Интересна судьба обеих газет. В 15 году от Р.Х. импе­ратор Тиберий, возмутившись опубликованной критикой в свой адрес, запретил "Acta senatus". Это было первое в ис­тории мировой журналистики запрещение периодического издания и одно из первых в мире проявлений цензуры. "Acta diurna" просуществовала еще много лет, после разделения в 395 году Римской империи на Восточную и Западную пере­ехала в Константинополь и долгое время выходила там.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: