Кривые жизненного цикла товара

Кривая жизненного цикла отражает зависимость объемов продаж и прибыли от продаж в зависимости от стадии жизненного цикла. Она может иметь одну из следующих конфигураций.

Классическая кривая (бум) описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени (например, напиток «кока-кола»).

Кривая увлечения описывает товар с быстрым взлетом и падением популярности. Продолжительное увлечение проявляется таким же образом, за исключением того, что «остаточный» сбыт продолжается в размерах, составляющих лишь небольшую часть прежнего объема реализации.

Сезонная кривая, или кривая моды, имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени.

Кривая возобновления, или ностальгии, характеризует продукт, на который по истечении определенного времени спрос возобновляется.

Кривая провала раскрывает обычно поведение товара, который вообще не имеет рыночного успеха.

"Седло" жизненного цикла товара

В реальных кривых жизненного цикла многих товарных групп присутствует так называемое "седло" - временный небольшой спад между двумя периодами быстрого роста.

Пример 1. Кривая жизненного цикла персональных компьютеров

Пример 2. Кривая жизненного цикла сотовых телефонов

Объяснение этого факта было предложено Ф.Басом в рамках математической модели процесса распространения инноваций на рынке.

Скорость распространения инновационного продукта растет нелинейно. Это обусловлено тем, что в структуре потенциальных потребителей можно выделить как более склонных к экспериментам с новыми товарами (новаторы и ранние последователи), так и менее склонных (большинство и отстающие). Подробнее об этой классификации потребителей - см. статью сегментация по предрасположенности к инновациям. Новаторы первыми включаются в потребление нового продукта (товара), однако они же первые перестают его потреблять (переключаясь на следующую новинку). Поэтому если объем продаж новаторам и ранним последователям уже начинает снижаться, а раннего большинства еще недостаточно, чтобы это снижение компенсировать - возникает т.н. седло.

Графическая модель "седла" жизненного цикла продукта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: