Таким образом, структурирование наиболее глубинных структур личности зависит от самих этих структур конкретного человека

Остается открытым вопрос, а где в схеме место для самоосознания, где собственно "Я" и что это такое. Самоосознание не может быть тождественно все структуре личности в целом, так как ее отдельные элементы могут быть активными или пассивными. Мы же свое "Я" ощущаем как константу, всегда тождественную себе, не зависимо от возраста и психофизического состояния. Даже во сне мы отличаем "Я" от "не-Я". Точно также, ни один элемент структуры не может быть отождествлен с этим понятием. Даже душа, если признать ее существование, не равна самоосознанию. Иначе придется признать, что она, частица вселенского Духа, ответственна за все творимые нами мерзости.

У Карла Кастанеды, описывавшего человека, как энергетическое (информационное – авт.) яйцо, есть понятие точки сборки – некоего узла, активизирующего внутренние энергетические волокна в соответствии с проходящими через него внешними энергетическими пучками. В зависимости от того, какие внешние энергетические волокна проходят в данный момент через точку сборки, она сдвигается и активизирует внутренние потоки энергии. По аналогии предлагается ввести понятие "фокуса внимания" – некоего подвижного центра, активизирующего определенную совокупность информационных структур человеческой личности. Его положение определяется состоянием внешних и внутренних потоков информации. При их соответствии, фокус внимания имеет фиксированное положение, при рассогласовании он смещается, пытаясь найти оптимальное положение. Каждый человек имеет конечное число точек фиксации, которые так же можно назвать психофизическими состояниями. Ригидные личности имеют минимальное количество таких состояний, гибкие – гораздо большее число. Различные психофизические состояния могут проявлять полярные черты личности, создавая впечатление абсолютно разных людей. Часто человек в одном состоянии не помнит, что он делал в другом резко измененном (Джекил и Хайд).

Если внешний поток информации не может быть согласован ни с одним положением фокуса внимания, человек впадает в трансовое состояние, ступор или вынужден полностью игнорировать поступающие данные. С этой точки зрения быстрый (парадоксальный) сон может быть описан, как мелкие хаотические колебания фокуса внимания, случайным образом активизирующие некоторые информационные структуры личности (чаще всего память и эмоции).

Фокус внимания может разделяться на две, три и более частей. Самый известный пример – Юлий Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно. Это обстоятельство объясняет состояния ассоциации (человек "изнутри" себя чувствует и воспринимает происходящие события или воспоминания), диссоциации (смотрит на себя со стороны, практически не испытывая эмоций), двойной диссоциации (видит себя, смотрящим на себя – другого). Собственно моменты самоосознания – это диссоциированное состояние, когда разделенные половинки фокуса внимания фиксируются друг на друге.

Расщепление фокуса внимания вызывает необходимость введения понятия "субличность". В НЛП принят несколько иной термин – "часть личности". На взгляд автора он не очень удачен, так как подразумевает некоторую ущербность и неполность. В НЛП наличие частей личности постулируется и ни чем не обосновывается.. предполагается, что они автономны, самодостаточны, имеют свою функцию и цель, в ряде случаев могут конфликтовать между собой, не контролируются сознанием.

Для каждой части личности можно выявить метацель – сущностное состояние [9]. О своих функции, цели и сущностном состоянии они могут сообщать сознанию вербально, в виде образов и ощущений или кинестетическими сигналами двоичного кода "да" и "нет". В любом случае они понимают вербальную информацию, используя транслятор. Разделение личности на части есть и в психоанализе и в гештальте. В НЛП пошли дальше ни чем не ограничивая их число, но и ни как их не структурируя.

На основе введенных понятий субличность можно охарактеризовать следующим образом. Это устойчивая связь между элементами структуры личности, созданная для достижения постоянно возникающих целей, требующих стандартных (хорошо освоенных) действий. Вследствие необходимости выполнения нескольких дел одновременно, субличности могут функционировать одновременно, отвечая за конкретные цели. Это достигается расщеплением фокуса внимания. Субличности могут использовать одни и те же информационные структуры, но в разном сочетании и в разной степени их активизации. Некоторые субличности имеют двухсторонний доступ к транслятору (безличностному механизму словесной кодировки) с целью превращения собственных нужд в потребности и намерения личности.

Если действия одной субличности мешают или прерывают действия другой, возникает внутренний конфликт, ощущаемый в виде негативных эмоций, образов или внутреннего диалога (участников обсуждения может быть и больше двух). Внешне конфликт субличностей может выражаться в виде нерешительности, нервозности, оговорок, неконгруэнтности, немотивированных вспышек эмоций и т.п.

Функционирование субличности возможно только при определенных психофизических состояниях. Поэтому не все субличности могут активизироваться одновременно. Их существование имеет очевидные плюсы: параллельное выполнение нескольких дел, минимизация расхода психической и физической энергии. Так же есть и ощутимые минусы: жесткая фиксация фокуса внимания резко ограничивает внутреннюю свободу человека, "ритуальность" действий делает его поведение резко детерминированным, конфликт между субличностями резко снижает его самооценку и эффективность. Поэтому интеграция частей – очевидный путь расширения и обогащения внутреннего мира.

Кастанеда утверждал, что возможны три принципиальные положения точки сборки (фокуса внимания – авт.). Если она связывает соответствующие друг другу внутренние и внешние энергии (информационные структуры) и такое соответствие уже встречалось, то это известное. Если соответствие возникает в первый раз и оно неполное – это неизвестное. Если соответствие в принципе невозможно – это непознаваемое.

С этой точки зрения можно рассматривать интуицию, как субличность, имеющую доступ непосредственно к самым глубинным структурам человека и вселенной. Мышление воспринимает данные интуиции как "неизвестное", хотя и извлеченное из недр личности.

Таким образом, можно заключить, что для человека познаваемое огромно, но не безгранично. Такой подход не отрицает ни материализм, ни идеализм. В материализме лишь ставится под сомнение постулат о том, что человек отражает внешний мир, и тот полностью познаваем. Вместо этого утверждается, что человек приводит в соответствие свои промежуточные и глубинные информационные структуры с аналогичными во внешнем мире. Также вводятся рамки познаваемости Вселенной.

В идеализме не отрицается постулат о существовании нематериального Духа, ибо информация может считаться автономной от ее материального носителя и быть свойством, как материи, так и идеального. Отрицается лишь постулат о примате духа над материей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: