Изменяется ее процессуальная часть

Шестишаговый рефрейминг заключается в усвоении субличностью новых стереотипов поведения взамен неудачных. Новые варианты поведения вырабатывает творческая структура, не предъявляя свои варианты сознанию. Отбор новых стереотипов поведения производит сама субличность, она же, с помощью воображения, осуществляет и присоединение к будущему – определяет, подойдут ли они в гипотетических ситуациях и что будет служить толчком для их включения.

Важной частью шестишагового рефрейминга является сильное ограничение сознания клиента, то есть наведение определенного транса. Некоторые субличности не имеют доступа к транслятору, в этом случае оператору приходится общаться с ней с помощью двузначных сигналов "да" и "нет". Контакты части личности с творческой структурой клиентом никак не ощущаются, о них он может судить только косвенно, по изменениям в его поведении или путем признания им исчерпанности проблемы.

Техника заключения договора между конфликтующими субличностями не требует использования творческой структуры, за исключением визуальной разновидности рефрейминга [8]. Возможны два варианта действия оператора: он либо помогает заключить между взаимопрерывающими друг друга субличностями "пакт о невмешательстве", либо осуществляет их частичную или полную интеграцию. Последнее всегда предпочтительнее. Интеграция частей личности заключается в объединении их каналов доступа к промежуточным и глубинным структурам. При этом так же переформулируются их цели и намерения. "Пакт о невмешательстве" – всего лишь объединяет их доступ к структуре приоритетов.

2. Техника работы с субмодальностями [7]. Как уже упоминалось, информация

хранится в долговременной памяти промаркированной. Изменить кодификацию и разрядить сохраняемые эмоции можно с помощью критических субмодальностей. Особо сильные негативные воспоминания часто изолируются и не воспроизводятся в воображении, хотя по-прежнему негативно влияют на состояние внутреннего мира человека. Разряд импринтов также можно осуществлять с помощью техники "линия времени".

Сильные воспоминания отличаются от нейтральных некоторыми параметрами, индивидуальными для каждого человека. Наиболее сильными являются визуальные субмодальности. Они могут быть аналоговыми (яркость, размер, расстояние до объекта и т.п.) и двухпозиционные (слайд – фильм, цветной – черно-белый, и т.п.). Воспоминания могут быть ассоциированными (переживаться изнутри событий) и диссоциированными (рассматриваться со стороны). Оператор выясняет критические субмодальности клиента и помогает ему перекодировать неприятные воспоминания как безразличные. В этом процессе большую помощь может оказать близкая по смыслу якорная техника. К вытесненным импринтам можно получить доступ с помощью синестезии. Каналы ввода-вывода информации долговременной памяти специализированы как по К, В и А системам, так и по промежуточным структурам – эмоциям, физиологическим функциям, воображению и мышлению. Если существование импринта установлено, то он имеет хотя бы один незаблокированный канал доступа. Найдя его, можно постепенно активизировать и другие каналы. Определив, какой из них позволяет эффективно диссоциироваться, оператор помогает клиенту изменить в нем критические субмодальности воспоминания.

Данная техника эффективна и при изменении ограничивающих убеждений. В отличие от воспоминаний, различающихся по силе эмоций, убеждения кодируются двухпозиционно: верные – неверные, важные – неважные. В воображении убеждения имеют те же критические субмодальности, что и воспоминания, поэтому их так же можно перекодировать, отменяя ограничивающие убеждения.

Самой мощной техникой, использующей субмодальности, является взмах. Она универсальна и позволяет производить практически весь спектр требуемых изменений во внутреннем мире человека. Эффективность взмаха объясняется ведущей ролью воображения, создающего программу замены негативного состояния на позитивное. Нежелательное состояние маркируется как ассоциированное в виде слайда. Третий критический параметр – аналоговая субмодальность – первоначально фиксируется в крайнем положении, дающем максимальное эмоциональное ощущение. Желаемое состояние кодируется как диссоциированный фильм с минимальным действием критической аналоговой субмодальности. Взмах заключается в предельно быстрой замене исходного изображения проблемного состояния на движущуюся картину желаемой ситуации. При переходе критические аналоговые субмодальности (их может быть несколько) изменяются на противоположные. Желаемое состояние полностью вытесняет исходное. Очевидно, что это способ задания граничных состояний изменения. Собственно само изменение происходит бессознательно, его процессуальная часть предлагается творческой структурой, как она реализуется остается неизвестным. Похожий процесс происходит при последовательном включении "негативного" и позитивного" якорей. Быстрота происходящих изменений свидетельствует о малой инерционности задействованных информационных структур: воображения, эмоций и физиологических функций.

4. Работа с линией времени [8]. Данная техника оперирует с долговременной памятью и так же использует принцип перемаркировки хранящейся информации. Ее цель – изменение личной истории. Следствием этой техники могут быть изменения в наиболее инерционных глубинных структурах – карте, культуре, убеждениях, веровании и даже витальности.

Собственно линия времени это воображаемое визуальное изображение структур долговременной памяти. Определение геометрии линии времени позволяет получить доступ ко всей структуре долговременной памяти в целом. Цель техники заключается в перемаркировке ряда схожих по какому-либо негативному признаку воспоминаний. Изменение прошлого считается допустимым, так как человек помнит не то, что было, а как он это воспринимал. Меняется не столько фактическая сторона событий, сколько ее эмоциональная и критическая окраски.

Начинать можно с любого из ряда воспоминаний, имея в виду обязательное нахождение первоначального импринта. Его преобразуют, используя разнообразные методики НЛП, в том числе с помощью оперирования с субмодальностями. Затем, "пролетая" над линией времени из прошлого в будущее, производят автоматическую перекодировку всего ряда проблемных событий.

Поскольку содержание долговременной памяти уже не соответствует информации, содержащейся в глубинных структурах, последние вынуждены изменяться, убирая мледы "стертых" событий.

5. Техника сущностной трансформации [9]. Самая новая из глобальных техник НЛП. Постулируется, что каждая субличность имеет сущностное состояние, которое она могла бы достигнуть при полном и окончательном выполнении своих первоначальных функций и целей. Принцип техники заключается в выяснении у субличности, чего она захочет достичь, если выполнит все возложенные на нее обязанности. Преследуемая цель – духовное взросление субличности. В качестве вспомогательной методики привлекается техника линии времени.

Авторы данной техники утверждают, что в результате интервьюирования субличностей, те своей конечной целью могут указать пять сущностных состояний: "единство", "существование", "ощущение спокойствия", "одобрение" и "любовь". Наверное, существуют и другие формулировки. Достигнув одного из этих состояний и пройдя процесс взросления по линии времени, субличность более сознательно и менее экстремистски относится к выполнению своих обычных функций. Техника также предлагается в качестве духовной практики.

Было бы рационально после "сортировки" субличностей по сущностным состояниям произвести их интеграцию внутри каждой группы. Идеальной была бы их полная интеграция между группами, имеющими созвучные сущностные состояния.

С точки зрения веденной структуры личности данную технику можно охарактеризовать как "вертикальную" интеграцию субличности с глубинными структурами – убеждениями и верованиями. За счет этого субличность становится более гибкой и менее эмоциональной.

6. Эриксонианский гипноз [10,11]. Это общепринятое обозначение группы техник, которые удалось вычленить при моделировании самого Милтона Эриксона, гениального психотерапевта и гипнотизера. В силу своего дара, он мало внимания обращал на систематизацию приемов работы. Этот труд взяли на себя основоположники НЛП и их ученики. Бегло рассмотрим две техники из этого арсенала – собственно наведение транса и внушения, даваемые вне рамок гипноза.

Классический гипноз является директивным и не использует петлю обратной связи с пациентом. Согласно с его традициями, гипнабельными являются далеко не все люди, скорее их малая часть. Эриксонианский недирективен, в его основе лежит петля обратной связи оператор-клиент. Транс является естественным психофизиологическим состоянием любого человека. Собственно в "сознании" человек находится малую часть времени бодрствования, большую часть составляют разновидности трансового состояния функционирования субличностей при неактивном или вообще отключенном критическом сознании. Как можно разозлить или рассмешить любого человека, так можно и ввести его в транс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: