Аврелий Августин

Среди великих имен христианских писателей одно из главных мест принадлежит Аврелию Августину (354-430 гг.).

В трактате «О граде Божьем» Августин обосновывает идею теократии ­идеологического и политического главенства церкви. Но мысль Августина гораздо глубже. В традициях неоплатонизма он видит присутствие Бога в красоте внеземного вечного существования, тогда как мир существует во времени. Два Града - земной и небесный - созданы двумя видами любви.

Любовь к себе ведет к пренебрежению Богом. Любовь к Богу - к нравственному совершенству.

Становление моральной личности с помощью благодати - главная идея и «Исповеди» Августина. На примере своей жизни Августин показывает сложность и, порой, мучительность этого становления. Из книги мы узнаем, что Августин родился в римской провинции на севере Африки в небогатой семье патриция. Получив хорошее филологическое образование, изучив греческий и латинский языки и став преподавателем ораторского искусства, Августин жил в Милане, Риме и Карфагене, и умер в городе осажденном варварами.

Прожитая жизнь для Августина - прежде всего, память сердца. Поэтому «Исповедь» не просто автобиография, но проповедь - молитвенное обращение к Богу.

Бог для Августина смысл бытия и вся вселенная: «вмещают ли Тебя небо и земля, если ты наполняешь их? Или Ты наполняешь их и еще что-то в Тебе остается, ибо они не вмещают Тебя?»

Вселенная у Августина соотнесена с жизнью человека, грешного по своей тварной природе. Он наблюдает «ревновавшего малютку: он еще не говорил, но, бледный, с горечью смотрел на своего молочного брата». Невинный «по своей телесной слабости» он уже не невинен «по душе своей», ибо чувствует ревность. «Исповедь» исследование диалектики души. Оставаясь религиозным сочинением, она и величайший памятник лирической прозы. Не единственно любовь к Богу движет Августином. Это жажда славы, корыстный расчёт, желание женской близости. Парадоксы психологии в том, что преступления и беззакония могут оказаться грехами «преуспевающих добром».

Иногда «гнусные поступки» нельзя объяснить внешними причинами. Таков эпизод с кражей груш. В глухую полночь мальчишки отправились в соседский сад, откуда, обобрав дерево, «унесло огромную ношу», но «не для еды себе», а лишь затем, чтобы совершить запретный поступок, ибо «душа желала порока».

Тяготение к греховному – одна из главных тем исповеди.

«Жгучая и острая» боль оказывается одним из сквозных мотивов книги. Глубоким лиризмом проникнуты страницы, повествующие о болезни и смерти матери.

Внутренняя борьба - постоянная тема «Исповеди». У нее есть своя кульминация - тот нравственный перелом, который переживает Августин, когда делает решительный шаг от античности, неоплатонизма к христианскому вероучению. Это мучительная свобода выбора, требующего выйти за пределы «Я» к Богу, отказаться от гордости, похоти, алчности во имя высшей цели. Мучительность этого выбора, имеющая корни в мятущейся душе человека, и в свойствах предметов и явлений, от которых приходится отказаться, делают прозу Августина психологической. Даже явное преступление имеет у него единственную причину. Оно может быть совершено и в поисках собственного блага, и из страха перед какой-нибудь утратой. Лень представляется желанием покоя, а гордость «прикидывается высотой души». Психологические прозрения Августина поражают и заставляют вспомнить о подсознании. «В земных почестях, - пишет этот ревностный проповедник христианства, - в праве распоряжаться и стоять во главе есть своя красота; она заставляет и раба стремиться к свободе». Для слова «порок» он находит определение «обольщающий». За 15 веков до Достоевского он сформулировал мысль о том, «что зло есть ничто иное, как умаление добра, доходящего до полного исчезновения», и что «среди поступков, преступлений и столь многочисленных беззаконий имеются и грехи преуспевающих в добром», есть и страсть причинять боль.

Блаженный Августин был не единственным великим автором, писавшим на латыни, чьи произведения, переведенные на национальные языки, составили важный пласт религиозной литературы и средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: