Французская рыцарская поэзия

Во Франции куртуазная поэзия сложилась на севере позднее, чем в Провансе. Её создатели – труверы (то же, что и трубадуры) принадлежали к сословию рыцарей и тоже творили при дворах крупных сеньоров.

Они использовали жанры и приёмы провансальской лирики, но в отличие от провансальских трубадуров обращались также к народной песне и истории. Таковы ткацкие песни (chansons de toile), песни о неудачном замужестве (chansons de mal mariee), песни о крестовом походе (chansons de croisade).

Рыцарский роман.

Если «поэзия родилась под небом полуденной Франции», то один из истоков романа, речь идёт о кельтских сказаниях, из Бретани. Для рождения романа потребовалась эпоха иная, чем для эпоса. Главная идея эпоса – идея коллективизма, воплощённая в образе эпического героя. В романе личность заявляла о праве на собственную, индивидуальную, отдельную о рода судьбу. Путь от эпоса к роману шёл от устного слова к письменному, от стихов к прозе, от безымянного создателя-народа к автору.

Кельтские сказания – «лэ» (lais bretons) – это небольшие повести, в которых разрабатывались любовные и религиозные сюжеты в поэтической форме. Из дошедших до нас «лэ» сохранились произведения Марии Французской, женщины-поэта, жившей при дворе Генриха II Английского в середине XII века. В сюжете «О жимолости» излагается история любви Тристана и Изольды. Из сложенного сюжета автор выбирает только один эпизод – тему любовного напитка, заставившего молодых людей нарушить долг рыцарской и супружеской верности. Кроме тайны зарождения любви Марию Французскую волнует судьба разлучённых любовников. Такое отношение сближает лэ с народной поэзией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: