Вопрос Арабский халифат

Возникновение арабского халифата приходится на период, когда социальные отношения в Аравии в VI–VII вв. (в преддверие магометанской (исламистской) реформации) были очень сложными. На данном этапе истории на большей части страны господствовали первобытнообщинные отношения. Они ярко проявлялись в следующих сторонах общественной жизни:

1) родовой связи членов общества;

2) кровной мести;

3) в общем владении землей и т. д.

В данном случае отмечается:

1) выделение и укрепление родовой знати;

2) распространение получают торговля и ростовщичество;

3) появление довольно крупных городов.

Крестьянское население, жившее сельскими общинами, как и основная масса скотоводческих племен, противилось переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. В данной обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, признавало равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени), и предрекало выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны. Новая религия – ислам – привлекала к себе еще и тем, что ограничивала обложение населения сравнительно небольшим взносом в размере одной сороковой части недвижимого имущества. Другой характерной чертой этой религии является ее проникновение, пронизывание практически всех сфер общественной и государственной жизни. Пророком ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактическим главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. Сформировавшиеся религиозные убеждения легли в основу мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются:

1) сунна (дополняющая Коран);

2) фетва (сборник высказываний авторитетных комментаторов мусульманского права);

3) указы халифов.

При необходимости разрешалось выносить вердикты на основе адата (обычаев), являющихся одним из источников существовавшего мусульманского права. Тесная связь права и религии означала, что верующий, где бы он ни находился, должен следовать мусульманским законам и обычаям. Следует отметить, что с первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей – Византии и Ирана, арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского халифата. Центром ее сделался город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Арабская знать, не порывая с рабовладением, стала быстро переходить на феодальный лад, приобретая имения и крепостных. Большая же часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы. Духовным и светским главой государства являлся халиф. Соединение в одном лице высшей светской и церковной власти представляет важную особенность халифата, придающую ему характер феодально-теократического государства. Среди высших чиновников государства первое место принадлежало визирю. Важное значение приобретают так называемые диваны – канцелярии. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодального распада халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. Во главе селений и городов находились поставленные правительством шейхи. Государственный строй арабского халифата

Характеризуя арабский халифат, следует отметить, что он возник как раннее феодальное государство в VII в. Главой государства был халиф:

1) который первое время избирался мусульманской общиной, затем он сам стал называть своего преемника;

2) халифом мог стать только тот, кто происходил из рода Мухаммеда и не имел явных физических недостатков;

3) его избрание зависело от поддержки влиятельной знати и верхушки войска;

4) в руках его была сосредоточена высшая духовная и светская власть;

5) он был верховным имамом и главным эмиром;

6) халиф считался верховным собственником земель и неограниченным, самодержавным владыкой;

7) он являлся главнокомандующим армией, часто возглавлял ее во время походов, назначал и смещал военачальников.

С авторитетом халифа в вопросах религии, веры вынуждены были считаться даже самые независимые эмиры. Он мог наложить интердикт, т. е. запретить богослужение и отправление иных религиозных действий. Халиф для верующих мусульман являлся тем же, что папа римский для католиков. Вместе с тем он обладал весьма значительной военной, законодательной и административной властью. С его званием как первосвященника считались даже турки-сельджуки. Как подтверждение титула халифа, феодал, захвативший территорию, нуждался в его санкции на владение ею.

Правление Омейядов в середине VII в. было подорвано недовольством народных масс и усилением могущества иранских феодалов. Основатель династии Аббасидов перевел столицу в Багдад.

При Аббасидах появилась должность визиря:

1) считался первым советником халифа, хранителем его печати;

2) руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, организации ирригационных работ;

3) ведал имуществом халифа, учетом земель, почтой;

4) следил за исправностью стратегических дорог.

Судебная власть была довольно централизована и отделена от администрации. Судья назывался «кади», который формально подчинялся только халифу. Чаще всего это был состоятельный человек, который свои обязанности выполнял безвозмездно.

Как правило, приговор судьи считался окончательным, его мог отменить только он сам или халиф. Кади имел ряд других обязанностей:

1) контролировал как выполняются завещания;

2) следил за разделом имущества;

3) устанавливал опеку;

4) наблюдал за состоянием общественных зданий, дорог и тюрем;

5) выдавал замуж одиноких женщин, не имеющих попечителей.

Определенные функции выполняло почтовое ведомство – т. н. «варид». Кроме пересылки правительственных сообщений его чиновники на местах собирали и отправляли в Багдад подробную информацию о состоянии земледелия, об урожае, о состоянии финансов, о настроении местных жителей и деятельности администрации и т. д. Таким образом, почтовые служащие одновременно выполняли на местах функции государственных осведомителей. Огромное внимание уделялось армии, как опоре всего государства, залога его процветания и расширения: ей давали 4/6 части военной добычи. Военачальники извлекали огромные доходы от продажи рабов и ограбления захваченного населения. В армии служило много наемников. Военачальники за свою службу пользовались земельными наделами (иктами). Судьба последних представителей династии Аббасидов стала полностью зависеть от настроений феодальных групп и особенно от их личной гвардии, набранной из молодых рабов-тюрков. За пятьдесят лет начальники гвардии свергли девять халифов, и все они были заколоты, задушены или отравлены. В последний период у багдадскою халифа осталось только полномочие первосвященника. В 1258 г. по приказанию предводителя монголов был удушен последний халиф. Общественный строй арабского халифата

Общественный строй арабского халифата характеризуется тем, что в начале VII в. существовавший долгое время строй военной демократии у арабов пришел в упадок, стал себя изживать. Шла борьба за свободные земли. Выход из трудного положения знать видела в новой организации общества, в завоевательных походах, в приобретении вооруженной силой новых пастбищ, плодородных земель, скота, рабов. Однако дело объединения племен Аравии оказалось неисполнимым из-за их полной самостоятельности. В результате:

1) начали вспыхивать межплеменные войны;

2) торговля пришла в упадок;

3) сократился транзит товаров.

Возникло новое религиозное учение. Купец из Мекки Мухаммед, выдавая себя за посланника Аллаха, начал энергично проповедовать новую религию, получившую впоследствии название ислама, что означает покорность. Устанавливался ряд требований. Так, например, мусульманин обязан был признавать Аллаха единственным богом, а Мухаммеда его пророком. В своих ранних проповедях Мухаммед осуждал ростовщичество, рабство, призывал оказывать помощь сиротам, вдовам. Особенное значение в тех условиях имела его идея о братстве всех исповедующих ислам арабов независимо от их принадлежности к племенам и родам. Тем самым подрывалось прежнее родовое деление, с чего начиналось почти всякое государственное образование. В результате, слабость соседних государств, относительная веротерпимость завоевателей облегчили арабам захват огромных территорий. В конце VII – начале VIII в. все арабы признали ислам, что ускорило их объединение. Одновременно начались их завоевательные походы. В течение VII–IX вв. арабы захватили Иран, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Армению, проникли в Грузию. Под их ударами разрушилась одряхлевшая империя Сасанидов, вынуждена была отступать такая могущественная ранее держава, как Византия.

Следует отметить такую специфическую особенность общественного строя арабского халифата как сближающие его в с древневосточной деспотией. Земля считалась собственностью государства. Она делилась на несколько категорий и имела свое правовое регулирование:

1) священная (места, где жил пророк);

2) вакф (выделялась школам, богадельням, религиозным мусульманским учреждениям). Земля вакф находилась в пользовании мусульманского духовенства (мечети, школы, больницы, богадельни). С этой земли никакая подать не взималась. Многие владельцы иктов, дабы не служить и не платить подати, заключали сделки о дарении своих земель духовенству, при этом сохраняли за собой право получения доходов;

3) икта (давалась за службу). Она во многом напоминает бенефиций. Разница лишь в том, что за ее пользование взималась подать в казну. Владелец икта мог распоряжаться участком, вплоть до продажи. Конфискация икта допускалась лишь за особо опасное преступление;

4) мульх (частновладельческая);

5) общинные родовые земли.

Верхушку господствующего класса составляли рабовладельцы и феодалы:

1) халиф;

2) многочисленные сородичи халифа;

3) чиновники;

4) местная знать;

5) начальники войска;

6) духовенство;

7) крупные землевладельцы.

Угнетенные сословия:

1) рабы;

2) крестьяне;

3) мелкие ремесленники;

4) разорившиеся бедуины.

Правовое положение человека зависело также от принадлежности к мусульманской религии. Принявший мусульманство, как правило, освобождался от уплаты подушной подати. Он платил меньшие пошлины за товары, имел ряд других льгот. Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев.

Последние ограничивались:

1) в избрании места жительства;

2) в избрании профессии;

3) в передвижении.

Иноверцам разрешалось ездить только на ослах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: