Тема 5. Шариат в Арабском халифате

Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") – совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы сливались воедино.

Главным источником в шариате признавался Коран – священная книга мусульман, которая по преданию была написана Мухаммедом – основателем религии и Арабского халифата. Дополнением к Корану служили сборники судебных решений Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских юристов (фатва). К этой группе источников мусульманского права относились предания (хадисы), заключения и решения собраний законоведов. В том случае, если для решения данного дела отсутствовали ясные указания в вышеуказанных источниках, то применяли нормы обычаев (адат). Каждый акт верховной власти (канун) не должен был противоречить шариату и являлся обязательным для мусульман. Его неисполнение квалифицировалось как одновременно государственное и религиозное преступление.

Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние ограничивались: в избрании места жительства, профессии, в передвижении.

Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника и законного владельца вещи. По мусульманскому праву собственность имеет три признака: 1) ис­ключительность во владении вещью, поскольку единственным ее владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3) постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не существовало права давности на собственность.

Различались следующие способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной власти.

По учению ислама мир делится на страну мусульман и страну "неверных". Согласно этому учению вся земля в мире принадлежит аллаху, как создателю мира, и его посланнику на земле пророку Мухаммеду. В свою очередь она делилась на несколько категорий: государственную, священную (места, где жил пророк), вакф (выделялась школам, богадельням, мусульманским религиозным учреждениям), икта (давалась за службу), частновладельческую и общинную земли. Каждая из них имела свой правовой статус. Завоеванные в "священной войне" против "неверных" мусульманами земли являлись собственностью государства и сдавались крестьянам в аренду. За пользование государственной землей у крестьянина зачастую отбирали половину урожая, а чтобы он не мог уклониться от уплаты, ему на шею вешали свинцовые бирки с указанием его местожительства.

В Мекке и ее окрестностях, где находились святыни мусульманской религии (земля Хадидж), под страхом смертной казни не разрешалось появляться иноверцам, запрещалось уничтожать животных и растения.

По шариату существовали религиозные обязательства, а также обязательства из договоров и причинения вреда. Религиозные обязательства (обеты) носили односторонний характер и содержали заявления о совершении или несовершении каких-либо действий. К ним относились: обещание пожертвовать свое имущество на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Неисполнившие это обязательство должны принести искупительную жертву (накормление десяти бедных, трехдневный пост и т.п.). Кроме того, судья может принудить этих лиц к выполнению обета.

Согласно шариату за всяким договором, целью которого является передача права собственности, обязательно должна следовать фактическая передача вещи. Договоры считались недействительными в тех случаях, когда отсутствовало добровольное согласие сторон, в частности, когда договоры были заключены вследствие обмана, по ошибке и по принуждению. По учению ислама являлось греховным и воспрещалось взимание процентов, ростовщичество, спекуляция. При размене денег не допускалось получение прибыли. Практиковалась выдача денежных знаков под будущий урожай или под обязательство выполнить какую-нибудь работу. По шариату предусматривался договор о переводе долга в тех случаях, когда должник уплачивал свой долг посредством претензии, которую он имеет к третьему лицу (вроде переводного векселя).

Широкое распространение в Арабском халифате получили договоры о союзах, основанных на объединении капитала и труда, на взаимном доверии. Например, договор о товариществе между купцами и обслуживающим их персоналом в караванной торговле. Договор о религиозном союзе заключали между собой мужчины и, называя себя братьями по вере, обязывались помогать друг другу в борьбе за ислам.

В области семейных отношений шариат утверждал господство мужчин (мужа, отца). Мусульманин мог иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц. При заключении брака женщина считалась объектом сделки, ее покупали за калым. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах, носить паранджу и т.д. Ей не разрешалось учиться и заниматься профессиональной или общественно-политической деятельностью. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены. Он должен был содержать жену и других членов семьи.

Развод по шариату зависел только от мужа, который не обязан был объяснять поводы, побудившие его требовать разрыва супружеских отношений. Однако после развода муж должен был выдать жене алименты на четыре месяца. Если в этот срок муж пожелал возобновить супружеские отношения, развод аннулировался.

В арабском халифате руководствовались изречением: "Тот, кто не способен ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство". По мусульманскому праву наследование определялось как перемещение имущества собственника к другим лицам после его смерти. Это перемещение рассматривалось как один из способов приобретения прав умершего, но не его обязательств. Наследники получали одну треть имущества, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умершего. Завещатель назначал душеприказчика, который в присутствии двух благочестивых свидетелей производил пропорциональное распределение имущества между всеми законными наследниками (ими считались сыновья, внуки, племянники и т.д.).

По характеру ответственности преступления по шариату делились на два вида: 1) преступления, за которые виновный отвечал своей жизнью или своим телом: 2) преступления, которые влекли за собой уплату штрафа. К первому виду преступлений относились восстание, мятеж, богохульство, оскорбление религиозных святынь, убийство в разбое, которые карались смертной казнью. По учению ислама на том свете преступника, как опасного зверя, ждали мучения в аду. Он лишался гражданских прав, а его имущество конфисковывалось. Таким же наказаниям подвергались родственники виновных мужского пола. Жен и детей виновного продавали в рабство.

Ко второму виду преступлений относились умышленные и неосторожные убийства, причинение увечий и ран, нанесение материального ущерба. Признавая кровную месть, шариат разрешал родственникам убитого отомстить за преступление по принципу талиона. Преступник мог быть отдан семье потерпевшего, которая по своему усмотрению решала, какое наказание применить к нему. Однако она могла и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный выкуп. Если убийство произошло не на священной земле и не во время священных месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и 12 тысяч диргемов деньгами. За убийство женщины выкуп уплачивался в половинном размере, за убийство неверного – в размере одной трети.

За нанесение телесных повреждений сумма выкупа уменьшалась. В том случае, если соглашения о выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для виновника и его родственников невозможным, потерпевший или его ближайший наследник прибегал к кровной мести. При этом они обязаны были применять оружие, каким действовал виновный, а также нанести последнему ранение, какое получил потерпевший.

Сорок ударов плетьми полагалось мусульманину за употребление вина, поркой наказывалась игра в азартные игры. За кражу виновному отрубали руки.

Сосредоточив внимание на самом преступнике, шариат отказывается от наказания соучастников преступления.

В случае, когда наказание за преступные действия не было предусмотрено шариатом, судья назначал его сообразно социальному положению обвиняемого.

Специфика судебного процесса по шариату заключалась в том, что он не признавал деления на гражданские и уголовные дела, носил обвинительный характер, не делал разницы между истцом и обвинителем (ответчиком и обвиняемым). При рассмотрении дел не было прокурора и адвоката. Процесс начинался только по жалобе потерпевшего или его родственников.

В шариате отсутствовали процессуальные нормы, обязательные для судьи. Он не был связан в оценке доказательств и мог прекратить дело на любой стадии его рассмотрения. Свобода усмотрения, в том числе и в выборе наказаний, делала суд удобным орудием в руках богатых против бедняков.

Раздел III
Становление и развитие права
в XVII–XIX вв.

Тема 1. Буржуазные революции
и становление национальных систем права

Буржуазные революции XVII–XIX вв. привели к кардинальным изменениям в области социально-экономических и политических отношений, к образованию конституционализма и права нового типа, которое способствовало развитию капитализма.

Буржуазное право возникло как логическое и фактическое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Оно так же, как и предшествующее право, функционировало в обществе, построенном на частной собственности, имущественном неравенстве и социальных противоречиях. Отрицание феодального права в ходе буржуазных революций и в последующие периоды происходило главным образом в той его части, которая противоречила экономическим и политическим интересам буржуазии. При конструировании нового правового порядка буржуазия смогла сохранить не только многие дореволюционные правовые нормы, но и целый ряд правовых принципов и институтов, форм и методов правового регулирования, которые давно уже были испытаны временем. Степень правопреемства буржуазного и предшествовавшего ему права была столь велика, что в сущности нигде дореволюционные правовые системы не были уничтожены до конца, значительная их часть вошла в буржуазное право.

В ходе революций буржуазия проявила большую активность не только в борьбе за государственную власть, но и в сфере законодательства, с помощью которого она ослабляла или разрушала устои феодализма: феодальную собственность, сословное деление людей и т.п.

Буржуазное право в противовес феодальному с присущими последнему правовым партикуляризмом, конфессионализмом во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем. Такое явление в истории права связано с тем, что именно капитализм, ломающий все и всякие сословные и иные перегородки, привел к возникновению наций и национальных государств.

В отличие от средневекового права, закреплявшего феодально-сословный корпоратизм или крестьянско-общинный коллективизм, буржуазное право базировалось на позициях индивидуализма, раскрепощало личность, освобождало ее от многочисленных феодальных уз. В центр буржуазных правовых систем была поставлена именно личность, а не коллектив. Права человека провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплялись целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

В индивидуалистической трактовке личности отражалась вся совокупность буржуазных экономических и иных общественных отношений, присущая раннему капитализму. Не случайно среди принципов буржуазного права важнейшее место было отведено равенству. Одним из основных условий функционирования капиталистической системы хозяйства является юридическое равенство всех участников общественных отношений.

Важным принципом буржуазного права является свобода, ибо она необходима для капиталиста не только как выражение общечеловеческого гуманистического идеала, но и как составная часть свободы предпринимательства, торговли, конкуренции и т.д. В противовес феодализму, для которого были характерны открытый произвол и жестокость, буржуазия стремилась к созданию общества, основанного на правопорядке и законности в сфере экономического оборота.

Сам процесс становления буржуазных систем права протекал медленнее и был значительно более длинным, чем процесс утверждения буржуазии у власти и создания новой государственности.

Пределы вторжения буржуазии в дореволюционное право, темпы обновления и переустройства правовой системы во многом зависели и от конкретных исторических условий разных стран, от характера самих буржуазных революций. Там, где конфликт между интересами капиталистов и феодальным правом принял наиболее острые формы, где в борьбу с отжившим феодальным правопорядком активно включались народные массы, смена средневековой правовой системы буржуазным правом произошла более быстро. Там, где революции не привели непосредственно к политическому господству буржуазии, где последняя шла к власти долгим путем – серией компромиссов с земельными собственниками, буржуазное право в большей степени было проникнуто духом старины, долгое время сохраняло элементы дореволюционной правовой системы.

Одной из специфических черт английской революции было то, что буржуазия, тесно связанная с джентри, выступала не против старого права в целом, а лишь против определенных аспектов законодательной и судебной политики короля. В ходе революции в Долгом парламенте неоднократно ставился вопрос о реформе права. Но пришедшие к власти классы не были заинтересованы в пересмотре традиционной системы права, основанной прежде всего на судебном прецеденте. Правовая система Англии в это время подверглась изменениям лишь в том направлении, в каком этого требовали интересы буржуазии и лендлордов.

Компромиссный характер английской революции определил преемственность судебных прецедентов и сохранение феодальных правовых форм, которые в течение двух последующих столетий постепенно приспосабливались к условиям капиталистического общества. Но за архаичными формами английского права, в частности за его традиционными источниками – «общим правом», «правом справедливости», статутным правом, стояло уже вполне буржуазное, отвечающее потребностям английского капитализма право, ставшее более гибким и рациональным.

Для судебного права Англии, которое в послереволюционный период сохранило ведущую роль во всей правовой системе, по-прежнему характерно было сочетание судебного правотворчества, обеспечивающего гибкость и развитие права, с судебным прецедентом, придающим ему необходимую стабильность. Для «общего права» XVIII в. были свойственны отход от жесткого принципа прецедента и выработка целого ряда новых и более современных судебных доктрин. Иначе развивалось «право справедливости», которое с конца XVII в. стало в большей степени ориентироваться на принцип законности, опираться на предшествующие прецеденты. Но и в XVIII и XIX вв. оно продолжало развиваться за счет более активного внедрения в него новых судебных доктрин, построенных на буржуазных принципах. К последней четверти XIX в. окончательно завершился процесс формирования правовой системы на буржуазной основе. Важную роль сыграла в этом судебная реформа 1873–1875 гг., приведшая к объединению общей системы королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд, который мог в равной мере применять нормы как «общего права», так и «права справедливости».

В связи с развитием буржуазного парламентаризма началась модернизация и английского статутного права. С целью упорядочения законодательства была проведена частичная реформа уголовного права, которая объединила в 4 закона 300 старых статутов. Широко консолидация статутов стала применяться в конце XIX в., но и консолидированные акты, создававшиеся на базе старого архаичного законодательства, были громоздкими и противоречивыми.

Новые потребности, возникающие в процессе развития буржуазного общества, стали причиной проведения специальных кодификационных работ, но лишь по отдельным, хотя и важным, институтам права. Так была принята серия так называемых кодифицированных актов: Акт о товариществах 1890 г., Акт о продаже товаров 1893 г. и др. Но в целом английское право осталось некодифицированным. Официальные публикации сборников статутов Англии, осуществленные в XIX в., представляли собой хронологические издания и не привели к систематизации английского права. Почти не испытавшее на себе влияния римского права английское буржуазное право не знало деления на публичное и частное.

Глубокое вторжение Французской революции в сферу права объясняется конкретными историческими условиями, острым противоречием между феодальным правом и насущными потребностями капиталистического развития. В отличие от Англии во Франции накануне революции правовая система мало соответствовала требованиям буржуазии, препятствовала глубоким социальным переменам.

Сокрушительная критика устоев феодального права в работах французских просветителей XVIII в., которые могли уже оценивать и опыт правового развития буржуазной Англии, еще до революции идейно подготовила ликвидацию правовой системы. Требования коренной перестройки права, в частности создания национальной правовой системы, содержались в многочисленных наказах депутатам Генеральных штатов в мае 1789 г.

Конституционное и текущее законодательство французской революции (в отличие от английского) активно вторгалось в самые различные стороны жизни общества, освобождало его от пут феодального права. За короткий срок своей деятельности Учредительное собрание приняло 2557 законов, Законодательное собрание – 1172, Конвент – 11210. С развитием революции в законодательстве все больше проступала его антифеодальная направленность, все более четко формулировались цели и принципы нового буржуазного по своей сущности права.

Французская революция способствовала дальнейшему росту авторитета закона и превращению его в основной источник буржуазного права Франции. Для победившей буржуазии именно закон, а не обычай или судебная практика стал наиболее эффективным средством упразднения старых феодальных институтов и выработки новой правовой системы, которая строилась в соответствии с естественным правом.

Поэтому любое решение суда должно основываться, в отличие от Англии, на писаном праве (на законе), а не на предшествующей практике (прецеденте).

Создавая свою правовую систему в соответствии с новыми принципами и целями, французская буржуазия с самого начала стремилась придать ей систематизированный вид. Уже Конституция 1791 г. предусмотрела принятие гражданского и уголовного кодексов, хотя в силу бурного развития революции был принят только последний (УК 1791 г.). Именно революция XVIII в. и подготовила необходимую почву для того, чтобы с установлением стабильного правительства Наполеона в интересах прежде всего буржуазии была проведена широкомасштабная кодификация французского права. За короткий отрезок времени (с 1804 по 1810 гг.), благодаря участию самого Наполеона, было создано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессу­альный, уголовно-процессуальный кодексы).

В результате колониальных захватов европейских держав, внедрения капиталистических отношений в традиционные структуры стран Азии, Африки, Австралии и Латинской Америки к началу XX в., то есть к завершению территориального раздела мира устанавливается мировое господство буржуазного права.

В это время на базе английского и французского права сложились так называемые мировые системы буржуазного права – англосаксонская и континентальная (романо-германская), то есть две большие семьи национальных правовых систем, различающиеся по своим юридическим характеристикам. Хотя частично корни этих «семей» уходят еще в средние века, их образование связано именно с процессом утверждения капитализма, а также с тем, что в XIX в. Англия и Франция представляли собой две наиболее развитые капиталистические страны, превратившиеся в крупнейшие колониальные державы.

Особенно тесно связано с колониальной политикой образование англосаксонской системы права. Англичанину, отправляю­щемуся за границу, предписывалось брать с собой английское право. В случае освоения англичанами «незаселенных» земель, там действуют законы Англии.

Континентальная система буржуазного права складывалась под непосредственным влиянием наполеоновской кодификации, проведенной во Франции в начале XIX в., а в начале XX в. эта система испытала заметное воздействие германских кодексов. В XIX в. распространение кодексов Наполеона по странам континентальной Европы и Латинской Америки определялось не только тем, что в них нашли свое наиболее точное отражение потребности капиталистического общества, но и тем, что в этих странах имелась единая романская основа. От римского права здесь была унаследована идея кодификации права. Под влиянием кодексов Наполеона в этих странах окончательно утвердилось кодифицированное право. Важное место в правовой системе заняло деление права на публичное и частное.

В странах континентальной системы права была воспринята идея верховенства закона, в полном соответствии с которым и должны приниматься подзаконные акты. Судебный прецедент практически был отвергнут как самостоятельный источник права.

По мере колониальной экспансии Франции, Германии и других буржуазных государств Европейского континента круг стран, относящихся к континентальной системе права, расширялся за счет колониальных и зависимых стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: