В ХХ в. Франция из крупнейшей колониальной империи превратилась почти в чисто унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты на коммуны. Кроме метрополии, собственно самой Франции, в состав государства (территория которого составляет 551,6 тыс. кв. км, а население 56 млн. чел.) входят также четыре «заморских департамента» - Гваделупа, Мартиника, Реюньон, Гвиана, «заморские территории» – Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и две «территориальные единицы» с особым статусом - острова Майотта, Сен-Пьер и Микелон. В результате Первой мировой войны Франция получила ряд своих прежних территорий (Эльзас и Лотарингию), но в целом потеряла одно из ведущих мест в экономике мира.
По форме правления Франция – республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция – Конституция Французской республики вступила в силу 5 октября 1958 г. при Президенте Франции де Голле. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.
|
|
Конституционной основой государственного строя Третьей республики выступала Конституция 1875 г., которая при всей своей неполноте, умолчании и недоговоренности открывала широкий простор для политического маневрирования.
К концу 1944 года англо-американскими войсками Франция была в основном освобождена, и важнейшими вопросами политической жизни стали будущее государственного строя, проблема новой Конституции. В послевоенные годы во Франции были созваны учредительные собрания с целью подготовки проекта Конституции и вынесения его на референдум. Только второе учредительное собрание смогло подготовить проект Конституции, который в октябре 1946г. был утвержден референдумом.
В преамбуле Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, предусматривалось учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права, часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Высшим представителем государственной власти Конституция объявляет Президента республики, избираемого парламентом сроком на 7 лет. В 1948 г. введена мажоритарная система выборов.
Полномочия Президента по Конституции 1958 г. во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны и он занимает центральное место в системе государственных органов Франции. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров; наделен правом законодательной инициативы; все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы Президентом; решение о роспуске нижней палаты парламента он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента; председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению – других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии производит назначения на гражданские и военные должности; в области внешней политики Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов; является главнокомандующим вооруженными силами и гарантом независимой судебной власти.
|
|
Законодательный орган Республики – парламент с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената.
Национальное собрание, в состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на пять лет. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы.
В Сенат входят представители департаментов, «заморской Франции» и французов, проживающих за границей. В составе Сената – 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется на треть.
Парламент собирается на очередные сессии два раза в год. Каждая палата создает по шесть постоянных комиссий.
Основная функция парламента – принятие законов – значительно ограничена Конституцией 1958 г. Прежде всего, ст. 34 Конституции 1958 г. точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Однако парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства, поскольку может предоставить возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.
В состав Правительства входят премьер-министр – глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции правительства определены в Конституции в самой сжатой форме:
- вопросы, не включенные «в область законодательства, решаются в административном порядке», т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт правительства заменяет закон;
- с разрешения парламента правительство может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона.
В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парламента, может в любое время выступить в палате парламента, может требовать передачи правительству законодательных полномочий.
Конституционный совет – особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе девять человек, назначаемых на десять лет. Три члена Совета назначаются Президентом, три – председателем Сената и три – председателем Национального собрания. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для всех государственных органов.
|
|
Экономический и социальный совет – консультативный орган при правительстве. Он дает заключения на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Поскольку Экономический и социальный совет – консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.
Созданные согласно Конституции 1958 г. государственные органы смогли стабилизировать обстановку в стране, не допустили обострения противоречий и возникновения гражданской войны.
Для государственного развития Франции периода новейшего времени характерно усиление исполнительно-президентской ветви власти, при сохранении некоторых форм парламентского контроля. Сильная президентская власть и отлаженный механизм парламентского контроля за его деятельностью позволяет отнести Францию к государствам со смешанной формой правления – полупрезидентской республики. Стабильность развития государства обеспечивает сложившаяся устойчивая правовая система. Конституции 1940 и 1958 гг. лишь определили и перераспределили основы взаимодействия и компетенций различных ветвей власти, в то время как с начала XIX века, хотя и с изменениями, продолжают во многом действовать наполеоновские кодексы (гражданский, торговый, уголовный). Сложившаяся судебная система позволяет государству гарантировать гражданам реализацию их основных прав и свобод и служит основой стабильного развития общественных отношений.