Западной Европы»

План.

1. Общая характеристика средневекового государства.

2. Основные черты средневекового права. Источники права.

3. Государство франков.

4. Право франков по Салической правде.

5. Средневековое государство Франции:

а) сеньориальная монархия;

б) сословно-представительная монархия;

в) абсолютизм.

6. Средневековое право Франции:

а) источники права;

б) вещное право и обязательства;

в) семейное и наследственное право;

г) уголовное право и процесс.

7. Средневековое государство Германии.

8. Средневековое право Германии.

9. Средневековое государство Англии.

10. Средневековое право Англии:

а) источники права. Общее право;

б) право справедливости;

в) имущественные отношения;

г) уголовное право и процесс.

1. Общая характеристика средневекового государства

В средние века (V - XVII вв.) в Западной Европе утвердились и стали господствующими феодальные отношения и соответствующее им государство и право. Поэтому средневековое европейское государство с некоторым упро­щением можно назвать феодальным. Феодальное государство представляет собой организацию класса феодалов-собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления класса зависимых крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется в результате утверждения общественного неравенства прямо из разложе­ния первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен).

В основе производственных отношений феодализма лежит собст­венность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина. Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо об­щества, характер его социального и политического строя. Кроме того, владение землей давало и право на реализацию властных полномочий на опреде­ленной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве неотъемлемого и обязательного атрибута политической власти, а власть была производной от земельной собственности.

Для феодального общества было характерно и жесткое сословное деле­ние населения. Господствующий класс феодалов (делившийся на два сословия - духовенство и дворянство) обладал особыми привилегиями - правом собст­венности на землю, владением крестьянами и монополией на участие в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимо­сти одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гаран­тировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Эти отношения, по­лучившие название сюзеренитета-вассалитета, создавали особую политиче­скую иерархию внутри феодального общества и государства.

Типичной формой феодального государства была монархия. Фео­дальная республика была характерна для сравнительно немногих средне­вековых городов Северной Италии, Германии, Руси. Феодальная монархия за время своего развития прошла ряд этапов:

/. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.), когда формировалась фео­дальная собственность и основные классы феодального общества - феода­лы-землевладельцы и зависимые крестьяне. Класс феодалов группировал­ся вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период скла­дываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассалъно-сеньориалъная монархия (Х-ХШ вв.). В этот период ус­тановилась феодальная раздробленность, сопровождавшаяся переходом
власти от короля к отдельным феодалам и организацией государственной
власти только на основе вассальных связей.

3. Сословно-представителъная монархия (XIV-XV вв.) Для этого пе­риода характерен процесс централизации государства и укрепления коро­левской власти. Начали функционировать сословно-представительные органы: Генеральные штаты во Франции, рейхстаг в Германии, парламент в Англии, кортесы в Испании, Земские соборы на Руси и т.д.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.). Характеризуется сосредо­точением всей полноты государственной власти, в том числе законода­тельных, судебных и налоговых функций, в руках короля; созданием боль­шой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата,
что обеспечивало королю прямое управление и контроль над страной.

2. Основные черты средневекового права. Источники средневекового права.

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие ха­рактерные черты средневекового (феодального) права. Во-первых, основ­ное место в феодальном праве занимают нормы, регулирующие поземель­ные отношения (отношения сеньоров и вассалов между собой) и нормы, регулирующие повинности крестьян перед феодалами. Во-вторых, фео­дальное право закрепляло неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое зани­мал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привыч­ного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его со­словным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права.

Источники средневекового права.

Одним из основных источников права являлось римскоелрав^о, заново возродившееся в Западной Европе. Произошла рецепция римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:

1) римское право давало готовые формулы для юридического
выражения производственных отношений развивающегося товарного
хозяйства;

2) короли, находя в римском праве государственно-правовые поло­жения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную
власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обраще­ния эпохи Возрождения к античному творческому наследию.

Изучение римского права начинается с XI века. Большую роль в этом

сыграл Болонский университет в Северной Италии. Здесь была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в XIII в. юристом Аккурцием сборника, обобщающе­го более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV в. на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени. Именно системная обработка рим­ского права применительно к нормам канонического, городского и обыч­ного права сделала возможным его восприятие судебной практикой.

2. Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но затем охватившие своей юрисдикцией все население города. Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и более вы­сокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие, менее развитые города. Так, северо­германский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом отно­шении городов. А влияние Магдебургского права (г. Магдебург) было рас­пространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон. Боль­шой вклад в формирование единых правовых традиций в Западной Европе внесли сборники международного торгового права и морских обычаев, со­ставленные в городах Италии, Испании, Северной Европы, которые стали основой формирования торгового права.

3. Каноническое право

Католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отноше­ниями. Поэтому вся культура феодализма была подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получи­ло название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке, т.н. «Corpus juris canonici» 1582 г. Кроме того, ис­точниками канонического права были нормативные акты римских пап, но­сивших название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля над распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

4. Главным источником права все же оставались npg^^i^j)6bi4au^ Они имели общую основу, однако могли очень сильно отличаться по со­словиям и по местностям. Отсюда и отсутствие единой системы права да­же на территории одной страны (правовой партикуляризм).

3. Государство франков

Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительст­вом на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть римской провинции Галлия. Хлодвиг стал первым королем франков, утвердившись в положении единоличного правителя. Дальновидным политическим ша­гом было принятие Хлодвигом и его дружиной христианства, что обеспе­чило ему поддержку галло-римской знати и католической церкви. Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, «хранитель мира» в королевстве. Королевские должностные лица - графы и сацебароны - выполняли в основном полицейские и фискальные функ­ции. Продолжают существование соседская община (марка), а также орга­ны общинного самоуправления - народные собрания, общинные суды, тунгины (их председатели, старосты) и рахинбурги (знатоки права).

Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу зем­ли. По мере того, как уменьшался земельный фонд королей, росло могуще­ство крупных землевладельцев. Весь VII в. прошел под знаком ослабления королевской власти. Фактическим главой государства становится майор- дом - высшее должностное лицо в королевстве. В начале VIII в. майордом Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества.

Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание - бенефиций. Держа­тель бенефиция (вассал) должен был нести службу, главным образом во­енную, в пользу лица, вручившего землю (сеньора). Отказ от службы ли­шал права на бенефиций. Таким образом, было создано хорошо вооружен­ное конное войско, укрепившее позиции центральной власти. Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности одних феодалов дру­гим, позже получившие название вассалитета.

Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они

созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления каралось круп­ным штрафом или членовредительством вплоть до смертной казни.

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления -традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником {графом). Он осущест­влял административную, судебную и военную власть во вверенном округе.

Центральное управление было в то время сравнительно простым: майордом - первый сановник (при Каролингах этот пост был отменен); маршал - руководитель королевской конницы (нередко командовал всем войском); пфальцграф - возглавлял королевский суд; референдарий - руко­водитель канцелярии; тезаурарий — «хранитель сокровищ», фактически государственный казначей и т.д.

Королевские чиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности - в почетный наследственный титул. Наивысшего могущества государство франков достигает при Карле Великом (768-814 гг.). В 800 г. Карл Великий коронуется в Риме в качестве императора.

Во франкском обществе постепенно формировались феодальные от­ношения. Короли широко раздавали земли родовой аристократии и коро­левским дружинникам. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью {аллодом). Постепенно происхо­дило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства. Активизи­ровался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Крестьяне постепенно стали терять право собственности на свою землю, отдавая ее за долги и становясь при этом лишь ее «держателями» за по­винности. Они стали превращаться из свободных в зависимых крестьян. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и комменда­ции. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял кре­стьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинно­стей. Формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал для этого благоприятные условия.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной за­висимости «слабого» от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей. Все это постепенно привело к закабалению крестьянства.

В VIII в. в ходе реформ Карла Мартелла появляется новая форма

феодального землевладения - бенефиций. Это было условное пожизненное землевладение, которое предоставлялось за несение службы. В IX в. бене­фиции начинают передаваться по наследству. Бенефиций трансформирует­ся в феод - наследственное условное земельное держание при обязатель­ном условии несения военной службы.

Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту от короля, осуще­ствлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, админист­ративной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников.

4. Право франков по Салической правде

Салическая правда (Lex Salica) - одна из наиболее ранних записей норм обычного права франков (конец V-начало VI вв.) Основным назна­чением Салической правды было руководство для судей на различного ро­да процессах. Салическая правда отражала высокую степень общинных традиций, архаичность, казуистичность правовых норм.

Салическая правда выделяет индивидуальную собственность на движимое имущество (скот, рабы, личная утварь и т.д.) и недвижимое (дом с приусадебным участком). Но частная собственность на землю еще окон­чательно не сформировалась. Нераспаханные пустоши, пастбища, леса на­ходятся в общем пользовании. Пахотные земли огорожены забором и ис­пользуются индивидуально только для сбора урожая. В случае смерти хо­зяина, если нет наследника, земля возвращалась общине.

Долгового рабства Салическая правда не выделяет. Но в случае про­срочки долга кредитор мог трижды являться к должнику со свидетелями, и это автоматически увеличивало сумму долга на 3 солида каждый раз. В случае злостного уклонения по жалобе кредитора производилось принуди­тельное взыскание долга.

Основную часть Салической правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального характера. Выделяются преступления против личности, против имущества, против порядка управления и правосудия, должностные преступления. Салическая правда ограничивает кровную месть. Основной формой наказания является штраф (композиция), и лишь в исклю­чительных случаях допускается смертная казнь. Сумма штрафа за убийство {вергельд) зависела от социального статуса потерпевшего. За свободного франка вергельд составлял 200 солидов, а за графа - уже 600. В то же время жизнь рядового «римлянина», т.е. жителя завоеванной Галлии, оценивалась лишь в 62,5 солида. За нанесение оскорблений, увечий, совершение кражи вещей или их порчу устанавливались конкретные суммы штрафов.

Судебный процесс носил состязательный характер. Он начинался по заявлению потерпевшего. На нем же лежала обязанность сбора доказательств. Лицо, у которого было обнаружено краденое имущество, должно было либо представить доказательство правомерности обладания им, либо рассматривалось как вор. В качестве доказательств использовались свиде­тельские показания, клятвы, ордалии (своеобразные испытания «божьим судом»). При этом дача ложных показаний рассматривалась как преступ­ление. В то же время Салическая правда допускала возможность откупить­ся от испытания «ордалией».

5. Средневековое государство Франции.

Королевство Франция возникло после распада империи франков и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (IX-XIII вв.), сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.) и абсолютной монар­хии (XVI-XVIII вв.).

5.1.Сеньориальнаямонархия (феодальнаяраздробленность)

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), ко­торые формально считались его частью, а фактически представляли неза­висимые политические образования.

Соответственно, власть короля на местах была очень слабой или от­сутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - «королевском до­мене» - он полностью контролировал ситуацию.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) - условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, стано­вясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до са­мой многочисленной группы «однощитовых» рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заста­вить вассала повиноваться.

За предоставленные земли вассал должен был нести службу в пользу сеньора со своими людьми, число которых зависело от величины феода. К концу XII в. установились общие пределы службы: военная служба огра­ничивалась 40 днями в году, кроме того, вассал должен был выплачивать сеньору определенные суммы по случаю посвящения в рыцари его старше­го сына, свадьбы старшей дочери, выкуп сеньора из плена. Вассал участ­вовал в суде своего сеньора, принимал участие в совете (курии) сеньора. В свою очередь сеньор должен был оказывать своим вассалам военную по­мощь в случае нападения и другую необходимую поддержку.

Глава государства - король - в этот период был выборным. Его изби­рали представители высшей знати (прямые вассалы короля) и иерархи

церкви. Отношения между феодалами разного ранга строились по принци­пу: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части стра­ны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Судебная власть еще не была отделена от административной. Судеб­ные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип «суда равных», когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.

Несвободное население - крестьяне - судились их феодалами или их должностными лицами.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления ко­ролевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздроблен­ности страны. Как результат происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К концу XIII в., королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции. На пути укрепления коро­левской власти большое значение имели реформы короля Людовика IX (судебная, финансовая и военная).

5.2. С ослоено-представительная монархия

В XIV - XV вв. объединение Франции завершается. Государство при­нимает форму сословно-представительной монархии. Относительно силь­ная королевская власть сочетается с представительством от сословий - Ге­неральными штатами.

Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопро­сы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых на­логов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило ко­ролевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

В 1302 г. впервые созвано общефранцузское собрание сословий, по­лучившее название Генеральных штатов. В них было три палаты. Первая палата состояла из представителей высшего духовенства. Во второй засе­дали выборные от второго сословия - дворянства. Причем наиболее знат­ные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королев­ской курии. Третье сословие, заседавшее в третьей палате, состояло из представителей горожан. Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сосло­вия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное ему решение. Но в 1357 г., в период глубо­кого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название «Великий мартовский ордонанс». Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление вой­ны или заключение мира, назначали советников короля.

Однако закрепить эти полномочия Генеральным штатам не удалось. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и восстания крестьян -Жакерии - король отверг требования «Великого мартовского ордонанса».

В середине XV в. король добился права устанавливать самостоятель­но прямой налог - талью, который взимался уже без согласия Генеральных штатов. После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они практически перестали созываться. Сложились предпосылки для перехода к абсолютной монархии.

5.3. Абсолютизм

К началу XVI века во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, ис­полнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследствен­ного главы государства - короля. Соответственно, ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, админист­ративно-финансовый аппарат, суд.

В 1516г. Болонский конкордат предоставил королю исключительное право назначать высших иерархов католической церкви. Таким образом, церковный аппарат Франции перешел под контроль короля.

Высшими органами государственного управления Франции в этот период были: Государственный Совет, который выполнял функции выс­шего совещательного органа при короле, его дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д. Из старых государственных должностей сохраняет свое влияние канцлер, представлявший короля в советах. Большую роль в управлении играл Генеральный контролер финансов. Он осуществлял ру­ководство экономической политикой государства, составлял государствен­ный бюджет, контролировал деятельность администраций, работу по со­ставлению законопроектов. Под его началом действовало 29 различных служб и бюро.

С XVI века возрастает роль государственных секретарей: по воен­ным, иностранным, морским делам и делам двора, которым поручаются отдельные сферы управления.

В системе местного управления центральное место занимают интен­данты - назначаемые из центра чиновники, контролирующие фискальные, административные и судебные органы на местах.

6. Средневековое право Франции

а) Источники права

1) В средние века местные правовые обычаи (кутюмы) являлись
основным источником права. Особенностью Франции было то, что вплоть
до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

2) Письменными источниками права являлись акты королевской вла­-
сти: указы, эдикты, ордонансы.

3) Источником права, вносившим единообразие, было римское право.
Если на юге Франции оно выступало в качестве основного источника права,
то на севере оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории
Франции римское право воспринималось как источник «писаного разума».

б) Вещное право и обязательства

Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держания.

1) Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несе­-
нием каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передава-­
лась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья.

2) С развитием феодализма основной формой права на землю стало
держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное с целым
рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и
неблагородные.

Вначале благородные (дворянские) держания были в форме бенефи­ция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в по­жизненном пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несе­ния службы, по наследству не передавался и со смертью владельца воз­вращался прежнему собственнику. В IX веке бенефиции становятся на­следственным держанием, названным в X веке феодом, леном, фьефом. В X-XI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи ал-лодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.

Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на ос­нове вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в ка­честве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины - рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания - цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наслед­ству уплачивался определенный налог.

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода яв­лялся получателем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщи­ком и именовался вилланом.

Держатель цензивы должен был периодически признавать зависи­мость своего участка от сеньора, нести определенные повинности в пользу сеньора: ценз - уплата сеньору 1/10 дохода от земельного участка, барщи­на в течение 3-12 дней в году. Сеньор имел право на ренту, т.е. определен­ный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д. При смене владельца все повинно­сти, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу.

Земельные владения лично несвободных крестьян (сереов) находи­лись лишь в их пользовании.

Характер феодального хозяйства тормозил развитие договоров. В ранний период купля-продажа вещей, особенно недвижимости, соверша­лась в торжественной форме и должна была обеспечить стабильность до­говора. С XII в. под влиянием римского права наиболее важные сделки на­чинают составляться в письменном виде, а позднее - и удостоверяться но­тариусами. В период абсолютизма широкое распространение получают договоры аренды земли. На договор займа долгое время оказывал влияние запрет церкви на взимание процентов.

в) Семейное и наследственное право

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами.

Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось. Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей жениха, способного нести службу. У нее было право потре­бовать на выбор трех кандидатов.

Для крепостных крестьян действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору - формаръ-яж, которая компенсировала отказ от права «первой ночи».

Церковь требовала обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда (венчания), признавался недействительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, некрещеными, близкими родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства.

Развод по каноническому праву не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним.

Обычное право устанавливало общность движимого и приобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. На юге Франции, где дейст­вовало римское право, общности имущества не возникало. Тем не менее, во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарение и обмен, заключать договоры и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать договоры для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа.

Муж управлял приданым жены, пока длился брак. После смерти му­жа приданое переходило жене, после смерти жены - ее наследникам.

Наследование происходило по нисходящей линии ближайшими род­ственниками и лишь при их отсутствии по восходящей. Причем имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, имущество матерей - по ма­теринской.

г) Уголовное право и процесс

В области уголовного права приблизительно до XVI в. преобладало обычное право. Согласно «Кутюмам Бовези» различались:

1) преступления, караемые смертью; 2) преступления, караемые дол­голетним тюремным заключением с конфискацией имущества; 3) преступ­ления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом сила наказания зависела от тяжести преступления, а также от статуса преступника и потерпевшего.

Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории:

1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, кол­-
довство и т.д.;

2) преступления против государства: посягательство на короля и членов
его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;

3) преступления против частных лиц.

Наказания в этот период преследуют выраженную цель устрашения и носят чрезвычайно жестокий характер. Виды наказания подразделялись на:

1) тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная
ссылка, пожизненная каторга и т.п.;

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей,
носа и т.д., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы;

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба,
не сопровождаемые выставлением у позорного столба и прочие.

В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжает оставаться состязательным, дело возбуждается по инициативе истца (потер-

певшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, кото­рые обладают равными процессуальными правами. Представительство пер­воначально не допускалось, но с XIII в. начинают появляться адвокаты.

Наилучшим видом доказательств считалось признание. До XIII века активно использовались испытания водой или железом (ордалии), а также судебные поединки. При свидетельских показаниях требовалось наличие 2-х свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или за­висимые лица.

С установлением абсолютизма право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ве­дут следствие и разыскивают преступника. Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск преступника и следствие и затем публичное и от­крытое судоговорение, которое, впрочем, вскоре тоже становится тайным. Устанавливается система формальных доказательств, где законом опреде­лены вес и значение каждого доказательства. Используется пытка как сред­ство получения признания обвиняемого.

В XVII веке происходит разделение уголовного и гражданского про­цессов.

7. Средневековое государство Германии

Германское государство образовалось на землях восточных франков после распада их империи (843 г.). Основную его территорию составляли 5 германских герцогств - Саксония, Франкония, Швабия, Бавария, Лотарингия, а также присоединенные итальянские и славянские земли.

Важной особенностью политического развития Германии является по­степенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятель­ность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политиче­ские условия развития Германии. Экономическое развитие страны происхо­дило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу че­го интересы отдельных регионов зачастую расходились. Усилению сепара­тизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддер­живала отдельные группировки магнатов, наделяла их разными привилегия­ми. Хотя длительная борьба германских королей за завоевание Италии и про­тивоборство с папской властью и завершилась принятием в 962 г. Отгоном I титула императора и образованием «Священной римской империи германской нации», но привела к еще большему ослаблению королевской власти, по­скольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваться новыми уступками феодальным магнатам.

Отрицательным фактором для единства страны было и то, что импе­раторская власть не сумела установить связь с городом, сделать его своей опорой. Кроме того, с середины X века для Германии не существует и серьезной внешней угрозы.

В период X - XII вв. Германия представляла собой относительно цен­трализованное государство. Первым германским королям удалось на неко­торое время объединить некогда разрозненные германские территории.

После гибели династии Штауфенов в борьбе с римскими папами в Германии с 1250 по 1273 гг. не было императора, многие коронные земли и имперские регалии (права) были присвоены князьями. Это усилило по­литическую раздробленность Германии.

С конца XIII века в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена «Золотой буллой», изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался и мог быть лишен вла­сти коллегией из 7 курфюрстов (князей-избирателей), состав которой был четко определен. Сюда вошли: маркграф Бранденбургский, герцог Саксон­ский, пфальцграф Рейнский, король Чехии и Богемии, архиепископы Кельнский, Майнцский и Трирский.

Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных власти­телей. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное по­литическое образование. Таким образом, императорская власть была лишь номинальной. Император не мог принять никаких важных решений без со­гласия курфюрстов.

Кроме императора существовало еще два общеимперских института: рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг состоял из трех курий: 1) курии кур­фюрстов, 2) курии князей и свободных господ и 3) курии городов. Все ку­рии заседали и работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: во­просы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение им­перскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от позиции местных властей.

Учрежденный в 1495 г. имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права на территории Германии.

В рамках отдельных княжеств существовали сословные представи­тельства духовенства, дворянства и горожан - ландтаги. В некоторых зем­лях в них участвовали и представители свободного крестьянства. Первона­чально ландтаги выполняли судебные функции, но затем стали все актив­ней вмешиваться и в государственные дела, особенно после закрепления за собой практики утверждения налогов. Но к XVII веку значение ландтагов падает, и в германских государствах утверждается новая политическая мо­дель - абсолютные монархии.

Реформация и Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) привела к окон­чательному упадку императорской власти и усилению полновластия кня­зей. В XVII в. в княжествах устанавливается абсолютизм. Его особенно­стями было то, что он сложился не на базе общегерманской власти императора, а в пределах владений отдельных князей. Кроме того, княжеский абсолютизм означал полную победу над буржуазией и подчинение ее кня­жеской власти.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами стали Австрия и Пруссия.

8. Средневековое право Германии

Источники права. Основным источником права в Германии, как и во Франции, был обычай. В XIII веке предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из этих записей являются «Саксон­ское зерцало» и «Швабское зерцало».

«Саксонское зерцало» состояло из двух частей: 1) земское право, ре­гулирующее гражданские, уголовные, процессуальные и государственно-правовые отношения между свободными гражданами недворянских сосло­вий и 2) ленное право, регулирующее отношения вассалитета между фео­далами. Оно использовалось в северных и северо-восточных землях Гер­мании. «Швабское зерцало», регулировавшее приблизительно те же вопро­сы, преобладало на юге Германии.

Особенностью права Германии была преобладающая роль римского права, которое в 1495 г. было признано основным источником права импе­рии и реципировано в полном объеме.

Уголовное право и процесс... В период раннефеодальной монархии в Германии устанавливается так называемое «кулачное право», санкциони­рующее право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд, а фактически - произвол права «сильного».

Формально «кулачное право» было отменено в 1496 г.

Первоначально не существовало систематизированного перечня пре­ступных деяний, а все наказания можно было подразделить на: 1) тяжкие (смертная казнь в различных формах), 2) членовредительские и телесные и 3) позорящие.

В 1532 г. при императоре Карле V было принято общегерманское уго­ловно-процессуальное уложение, получившее наименование «Каролина».

Выделялись различные группы преступлений:

1) государственные (измена, мятеж и др.);

2) против религии (богохульство, колдовство и др.);

3) против личности (убийство, отравление, клевета и др.);

4) против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебра-­
чие, нарушение супружеской верности и др.);

5) против собственности (кража, грабеж, поджог и т.д.);

6) преступления против правосудия (лжесвидетельство);

7) преступления против порядка торговли (обмер и обвес). «Кароли­-
на» выделяет также покушение на преступление; соучастие (до соверше-

ния преступления, во время совершения преступления, после его соверше­ния); неосторожность; необходимую оборону.

Целью наказаний являлось устрашение. Предусматривались:

1) смертная казнь;

2) членовредительские и телесные наказания;

3) позорящие наказания;

4) изгнание из страны;

5) штраф;

6) тюремное заключение.

Выделялись смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. К исключающим вину относились: отсутствие умысла, малолетний возраст (до 14 лет), исполнение служебного долга. К отягчающим относились: размер ущерба, преступления против особ высших сословий, повторное преступление (рецидив). Процесс по «Каролине» делился на две стадии: предварительное рас­следование и судебное разбирательство. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый - оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки». Обвине­ние могло быть представлено и от лица государства судьей. В таких случаях следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Для получения признания применялась пытка. Свидетельские показания счита­лись полными, если были даны не менее чем двумя свидетелями. 9. Средневековое государство Англии

Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовывать­ся в VII в. на базе разложения родоплеменных отношений среди англосак­сонских племен. В IX в. 7 англосаксонских королевств объединились в единое королевство Англия. К этому времени окончательно побеждают феодальные отношения.

Вся власть в государстве сосредоточивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет - уитенагемот (или «собрание муд­рых»), ставший высшим органом государственной власти. Без его согла­сия король не имел права ни издавать законы, ни проводить какие-либо важные государственные мероприятия.

Вся страна была разделена на 32 округа (графства). Во главе графства стоял назначаемый королем с согласия королевского совета элдормен. В X в. большую роль в местном управлении стал играть личный представитель ко­роля - герефа, который контролировал сбор налогов и судебных штрафов.

Новый этап в истории феодальной Англии связан с завоеванием страны в 1066 г. нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем, кото­рый стал новым королем Англии. После нормандского завоевания в Анг-

лии было образовано централизованное государство с сильной королев­ской властью. В руках монарха были сосредоточены законодательная, су­дебная и военная власть. Это объясняется, прежде всего, необходимостью сплочения завоевателей для удержания в повиновении покоренного насе­ления. Важным было и то, что король являлся верховным собственником земли, и все феодалы становились прямыми вассалами короля. Кроме того, вассалы были обязаны королю не только воинской службой, но и денеж­ными взносами, а земельные владения нормандской знати не составляли единых массивов и были разбросаны по стране. Им было запрещено зани­мать должности шерифов в графствах (округах), где были их поместья.

При короле действовала так называемая Королевская курия - совещательный орган из знати и приближенных короля. Высшими долж­ностными лицами были: маршал, командовавший войском, камерарий, управляющий землями и имуществом короля, канцлер - руководитель ко­ролевской канцелярии, юстщиарий - первый помощник короля, замещав­ший его во время отсутствия.

Управление на местах осуществляли шерифы, которые руководили администрацией, сбором налогов и контролировали правосудие.

Дальнейшее укрепление центральной власти связано с преобразова­ниями короля Генриха II, центральное место в которых занимали военная и судебная реформа (вторая половина XII в.).

Генрих II заменил для своих вассалов обязанность военной службы денежной повинностью (так называемые «Щитовые деньги»), что позво­лило ему создать наемное войско. На случай внешней угрозы был преду­смотрен созыв народного ополчения. Другим важным мероприятием, ук­репившим роль королевской власти, стала судебная реформа Генриха II. В ходе реформы из сеньориальных в королевские суды были переданы все уголовные дела и значительная часть исков о земельной собственности. Одновременно вводятся институты разъездных судей и присяжных обви­нителей. Деятельность разъездных судей, контролировавших местные суды и местную администрацию, содействовала не только становлению единой судебной системы, но и «общего права».

Но сильная королевская власть и централизация управления создали благоприятные условия для произвола и деспотизма и, как следствие, воз­никновения движения за ограничение полномочий короля и его чиновников.

В начале XIII века конфликт короля Иоанна Безземельного с боль­шинством светских и духовных феодалов, поддержанных городами и ча­стью крестьянства, завершился подписанием Великой Хартии Вольностей (1215 г.). До сегодняшнего дня Великая Хартия Вольностей рассматрива­ется как один из основополагающих конституционных актов Англии.

Образование сословно-представительной монархии

Особенностью сословно-представительной монархии в Англии было

то, что она ознаменовала собой политическую победу сословий над коро­лем. Начавшаяся еще при Иоанне Безземельном борьба монархии и сосло­вий особой остроты достигла в середине XIII века. В 1258 году баронам удалось навязать Генриху III принятие так называемых «Оксфордских провизии», по которым контроль за королевской властью переходил в руки баронов. Между королем и баронами началась гражданская война (1258-1267 гг.). Лагерь противников короля возглавил Симон де Монфор.

В 1264 г. королевская армия была разбита, а сам он попал в плен. В 1265 г. созывается парламент, который может считаться первым парла­ментом в истории Англии, поскольку относительно полно представлял страну. В нем заседало по два рыцаря от каждого графства и по два пред­ставителя от каждого города.

В первой половине XIV века парламент стал делиться на верхнюю палату лордов, где заседала феодальная знать, и нижнюю палату общин, где заседали выборные представители графств (рыцари) и городов.

Парламент Англии постепенно закрепил за собой следующие полно­мочия: 1) утверждение порядка и размеров налогообложения; 2) право за­конодательной инициативы - постановления, принятые обеими палатами парламента и утвержденные королем («Статуты»), становились высшим законодательным актом государства; 3) согласие на объявление войны или заключение мира; 4) право «импичмента», т.е. возбуждение судебного процесса перед палатой лордов против тех или иных советников короля за злоупотребление ими своими обязанностями.

С конца XV в. в Англии начинает складываться абсолютная монархия. Однако, в отличие от континентальной Европы, английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как «незавершенный». Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал су­ществовать парламент. Во-вторых, продолжало существовать местное само­управление, и отсутствовала централизация и бюрократизация государствен­ного аппарата. Кроме того, в Англии не было и крупной постоянной армии.

Реальная власть в этот период сосредоточилась в руках короля, ко­торую он осуществлял через подчиненные непосредственно ему органы исполнительной и судебной власти. Сюда входили: Тайный совет в соста­ве лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-адмирала и др., осуществлявший непосредственное управление, и чрезвычайные судебные органы - Звезд­ная палата и Высокая комиссия.

10. Средневековое право Англии

а) Источники права. Общее право.

В раннефеодальных государствах, возникших на территории Британии, основным источником права был обычай. В некоторых были изданы сборни­ки обычаев с включением норм, законодательно закрепленных государствен­ной властью. Это - Правда Этельберта, Правда Инэ, Законы Кнута.

После нормандского завоевания продолжали действовать старые англосаксонские обычаи, носившие местный, территориальный характер. Но в дальнейшем развитие английской правовой системы пошло по пути преодоления партикуляризма и создания общего права для всей страны. Особую роль в этом процессе сыграли разъездные королевские судьи. При рассмотрении дел на местах разъездные королевские судьи руководствова­лись не только законодательными актами королей, но и местными обычая­ми и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы пра­ва. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообраз­ные нормы права, так называемое «общее право». Начиная с XIII века, в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, «свитки тяжб», которые потом сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип «общего права»: ре­шение вышестоящего суда, записанное в «свитки тяжб», является обяза­тельным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.

б) Право справедливости

Начиная с XV в. в Англии формируется так называемое «право спра­ведливости». В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушен­ных прав в судах «общего права» он обращался к королю за «милостью» разрешить его дело «о совести». С увеличением количества таких дел был учрежден суд канцлера («суд справедливости»). Судопроизводство осуще­ствлялось канцлером единолично и в письменной форме. Формально канц­лер не руководствовался никакими нормами права, а лишь внутренним убеждением, вместе с тем при вынесении решений он использовал прин­ципы канонического и римского права. «Право справедливости» дополня­ло общее право, восполняло его пробелы. «Право справедливости» также базировалось на принципе прецедента.

Источником английского права являлись также статуты - законо­дательные акты центральной власти. Совокупность заключительных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила на­звание статутного права.

в) Имущественные отношения

В XII-XIII вв. возникает институт доверительной собственности (траст), по которому одно лицо передает имущество другому с тем, чтобы получатель, сделавшись формально его собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

Со временем возникает особая форма зависимого крестьянского зем­левладения - копигольд. Копигольд - это крестьянское владение землей на основе обычая феодального поместья (манора), предоставляемое крестья­нину (копигольдеру) путем выдачи ему выписки (копии) из протокола ма-

нориального суда, подтверждавшей его право владения участком. По своей природе копигольд носил характер наследственной аренды.

Существовали в Англии крестьянские земли, свободные от повинно­стей в пользу феодалов - фриголъды.

г) Уголовное право и уголовный процесс

С XIII в. в Англии закрепилось деление преступлений на три группы: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление) и мисдиминор (проступки).

Раньше всего выработалось понятие «фелония» - убийство, поджог, из­насилование, разбой. Основным наказанием за фелонию была смертная казнь.

В XIV в. тризн стал разделяться на: 1) «великую измену» - покуше­ние или убийство короля или членов его семьи, восстание против короля, подделка королевской печати, монет, убийство канцлера, казначея, коро­левского судьи и 2) «малую измену», какой считалось убийство слугой господина, женой мужа, мирянином или клириком прелата. За измену пре­дусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества.

Все остальные поступления относились к категории мисдиминор, наказание за них не предусматривало смертную казнь.

Уголовный процесс носил состязательный характер. Дело начина­лось по заявлению потерпевшего. Стороны имели право сбора доказа­тельств. С ХТТ в. как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве участвует жюри присяжных заседателей из 12 человек.

Самостоятельная работа

Особенности формирования государства у франков. Феодальная ие­рархия. Становление сословно-представительной монархии. Переход к абсолютизму. Реформы Ришелье. Налоговая система абсолютизма.

Великая хартия вольностей (1215 г.) в Англии. Местное самоуправ­ление и судебная система Англии в средние века.

Особенности социально-классовой структуры в Германии в средние века. Государственный строй и политический режим в Пруссии и Австрии.

Вопросы для самопроверки

Каковы были пути закабаления свободных крестьян у франков?

Каковы причины установления феодальной раздробленности?

Почему в XIV — XV веках король Франции нуждался в поддержке Генеральных штатов, а начиная с XVI века - уже нет?

На какие классы, сословия и группы населения опиралась королев­ская власть во Франции в периоды сословно-представительной и абсолют­ной монархии?

Как нормандское завоевание Англии повлияло на характер королев-

ской власти?

Чем отличалась организация сословного представительства во Франции и Англии?

Каковы были особенности английского абсолютизма?

Что способствовало сохранению феодальной раздробленности в Германии?

Какие права и обязанности имели владельцы земли при феодализме?

Чем отличалось общее право и право справедливости в Англии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: