Эротика

Платон рассказывает, что когда-то человек имел шарообразную форму и мог подпрыгивать так высоко, что своими прыжками начал беспокоить богов на небесах. Для того, чтобы положить конец такой заносчивости, боги разделили шарообразных людей пополам, и с тех пор одна половина ищет другую. Поэтому в людях доминирует страстное стремление к воссоединению друг с другом; порыв к вознесению в божественные сферы оказался поглощенным земной любовью, желанием дополнить друг друга до единого целого.

Страстное стремление к совершенному счастью Стендаля в своем произведении «Зальцбургская ветвь» обозначил термином «кристаллизация». Если ветвь дерева некоторое время подержать в соленой воде, то на ветви начинают оседать кристаллы соли. И древесная часть ветви уже не видна, видны лишь блестящие кристаллы, покрывающие ее как оболочкой.

В воображении любимого человека наделяют достой­ными восхищения чертами и видят его затем в качестве идеализированной личности, подобно ветви дерева, покрытой блестящими кристаллами.

Ученик Фрейда Теодор Райк в своей работе «Пол и любовь» представил причины идеализации партнера. Обычно идеализированному партнеру по любви припи­сывают те свойства и черты, которыми хотели бы обладать сами, например: красоту, интеллект или интеллигентность, привлекательность, популярность, уверенность в себе и нескованность. То, что я сам чувствую в себе недостающим, мешает мне в других особенно сильно. И, наоборот, я восхищаюсь теми людьми и идеализирую тех людей, которые обладают качествами, выраженными во мне слабо или недоста­точно.

Форма любви эротического идеального образа до­стигла своей высшей точки в высокоразвитой средне­вековой культуре в виде рыцарской любви к прекрасной даме и романтике. В настоящее время эта форма любви переживает состояние спада, то есть сексуальное освобождение не только презирает мечтательные грезы, но и пренебрегает истинным идеальным образом.

На протяжении столетий естественная сексуальная чувственность систематически подавлялась христиан­ским морализмом и ханжеским самообманом. Закован­ная в цепи натура вызвала появление грез, мечтаний, иллюзий и лжи. Вытесненная сексуальность начала бродить и сбраживаться. Эту переливающуюся через край пену и накипь Фрейд назвал «сублимацией». Но такая «культура», проистекающая из подавленного секса, является столь же скользкой и пошлой, как и висящее над благопристойным супружеским ложем писанное маслом полотно, изображающее Леду с лебедем.

На протяжении столетий стыдливая неискренность по отношению к сексуальной страсти препятствовала открытым и спонтанным человеческим отношениям. И часто именно здесь следует искать корни робости, боязни, страхов, застенчивости, пугливости, высокомерия, надменности и раздражительности. Одновременно с этим разжигались и подогревались сексуализированные иллюзии через сексуализированную рекламу, ли­тературу и сексуальные фильмы. Но в этих средствах отсутствует естественность отношений и встреч. Встре­чаются не просто люди, но мужчины и женщины, окопавшиеся со всех сторон сигналами престижа и напряженно, натянуто, а порой и просто судорожно ведущие борьбу за тактическое сближение.

Ролевые сигналы, которые должны действовать привлекательно: автомобиль, профессия, титул, имуще­ство, общественное влияние, являются идолами, которые, однако, противоречат тем истинным идеалам, которые составляют существо эротической любви.

Идеалом эротической любви является вовсе не иллюзорная «кристаллизация» Стендаля, вовсе не блестящая оболочка, скрывающая под собой настоящую ветвь. Настоящая любовь стремится к гармонии и целостности для самовоплощения через отношения с партнером. Это воодушевляющее дополнение, которое можно переживать благодаря отзывчиво и спонтанно понимающему партнеру, «настроенному на ту же волну».

Взаимное дополнение и согласованность, в противо­положность иллюзорной кристаллизации, заключается в чувствительной, эмоциональной и духовной обращен­ности друг к другу, в безпредвзятой открытости и согласованности. Партнерские отношения, в которых воля к гармонии становится реальной практикой и достоверностью, являются истинной эротической любовью. Способность к безоговорочному согласию и собст­венной открытости — это и есть самовоплощение, которое удается осуществить лишь с тем партнером, который способен к соответствующему, часто бессло­весному пониманию. Любовную форму эротической открытости мы обозначаем символическим желтым цветом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: