Асептика в работе операционного блока

Требование к операционной: максимальное поддержание чистоты.

Стены покрывают плитками до потолка или окрашивают масляной краской, так же как и потолок. Все углы стен и перекрытий делают закругленными. Окна должны имеет большие стекла, фрамуги легко открываться внутрь помещения. Калориферы центрального отопления размещают для облегчения уборки на 25-30 см отступя от стены. Ребристые калориферы запрещаются из-за скопления пыли между ребрами. Пол в помещении операционной покрывают метлахскими плитками, создавая при этом небольшой наклон к центру, где делают сток (трап). При отсутствии плиток пол покрывают линолеумом. Швы между полосами, заходящими друг на друга на стыке на 5 см, замазывают специальной замазкой, не пропускающей воду, и покрывают масляной краской.

Одной из главных задач сотрудников операционного блока является обеспечение асептики во время операции.

Операционный блок должен быть отдален от других помещений тамбуром, оборудованным бактерицидной лампой. Предпочтительно расположение операционного блока в специальной пристройке, отделенной от основного здания коридором.

Операционный блок имеет:

Первая зона - стерильного режима с операционными залами, предоперационной, стерилизационной, где проводится мытье, кипячение или стерилизация паром инструментов, используемых повторно или понадобившихся по ходу операции.

Вторая зона – зона строгого режима с помещениями, предназначенными для хранения оснащения операционного блока и для размещения персонала операционного блока, куда входят: помещение для переодевания участников операции, аппаратная и инструментальная, аппаратная и анестезиологическая, материальная, кабинет переливания крови, кладовка для хранения уборочного инвентаря.

Третья зона общего режима с производственными помещениями.

Особый режим операционного блока строится, исходя из того, что главным источником микрофлоры, проникающей на территорию операционного блока, является человек, и поэтому чем меньше людей будет находиться в операционном блоке, тем меньше шансов на загрязнение воздуха, операционного поля и других объектов. Все сотрудники операционного блока должны быть одеты в специальные халаты, за пределы операционного блока выходить в этой одежде запрещено!!! Все простыни, полотенца, наволочки, используемые в помещении операционного блока, должны иметь четкий штамп «операционная».

Все грязные виды работ следует производить в клеенчатых фартуках, надеваемых поверх обычной одежды, надевать обязательно перчатки для сохранения чистоты и целость рук. Забота о сохранении рук персонала - это производственная необходимость, так как только руки с прочной, эластичной нежной кожей можно хорошо помыть и обработать в процессе подготовки к операции. Операционным сестрам, равно как и хирургам не разрешается носить длинные ногти, покрывать ногти лаком и делать маникюр в парикмахерских, где нередко происходит инфицирование ногтевого ложа. Ногти нужно коротко обрезать, заусеницы удалить или подстригать. Частое мытье рук, постоянная обработка их различными обеззараживающими препаратами у многих вызывает шелушение кожи, делает ее сухой и шершавой.

Предложено много средств для смягчения кожи рук. Вот одно из них: равные части глицерина, спирта, нашатырного спирта и дистиллированной воды. Возможны и другие рецепты, главное- это сохранить сочетание природной нежности, эластичности и прочности кожи рук. Малейшие гнойнички и фолликулиты, экземы, отиты, кариозные зубы, гаймориты, фронтиты должны быть немедленно излечены, и пока эти процессы имеют место, операционная сестра не допускается к работе.

В операционной не следует работать людям, страдающим хроническим бронхитом и фарингитом, страдающим бронхиальной астмой. Опасно бациллоносительство микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам, особенно опасен стафилококк. При выявления носителей стафилококка, мед. персонал проходит лечение, на время которого отстраняется от участия в операциях.

Различают 5 видов уборки помещений первой зоны:

1.предварительная уборка, целью которой является удаление пыли, осевшей за ночь на мебели, подоконниках, приборах и на полу.

2. текущая уборка. Проводится во время операции: убираются с пола случайно упавшие салфетки, шарики и др. Пролитую жидкость тотчас вытирают.

3. Уборка послеоперационная, вернее уборка в промежутках между операциями, состоит в протирании пола влажной тряпкой, разумеется после удаления с пола салфеток, шариков, операционного белья, упавшего при перекладывании больного с операционного стола на каталку.

4. Заключительная уборка. Проводится в конце рабочего дня, независимо от того проводилась сегодня операция или нет. В последнее время использовали смесь-1-6 % раствор перекиси водорода и 0,5% раствор СМС. Остатки раствора удаляют водой.

В процессе уборки важно соблюдать определенную последовательность: вначале протирают потолок и стены, затем стекла, подоконники, трубы отопительной системы и аппаратуру, заканчивают мытьем пола.

5. Генеральная уборка, вернее, дезинфекция, проводится 1 раз в неделю. В этот день плановые операции не назначают. Дезинфекция проводится в 2 этапа. Сначала опрыскивают дезинфицирующим раствором потолок, стены, мебель, пол. Во второй этап проводится большая уборка с обязательным соблюдением очередности мытья: сначала потолок, стены, окна и подоконники, затем мебель, оборудование и пол.

Закончив дезинфекцию помещений первой зоны, включают бактерицидные лампы и приступают к дезинфекции второй зоны.

Важным методом оценки соответствия работы операционного блока требованиям асептики является периодический бактериологический контроль стерильности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: