"Старый боец" — сценарий "непобедителя". Однако идти вперед, делать карьеру — для многих старых бойцов дело чести. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу "нельзя": "Нельзя идти вперед, пока они тебя не позовут". В основе его — "после": "После того, как война закончилась, остается лишь медленно умирать". Время ожидания смерти заполняется возможностью помогать людям и воспоминаниями о былых сражениях.
Победитель дракона, или "Папочка знает лучше".
...Жил некогда человек по имени Георгий, прославившийся тем, что побеждал драконов и оплодотворял бесплодных женщин. Он бродил по стране свободный и независимый (так по крайней мере казалось). Однажды в летний день он скакал на лошади по степи и вдруг заметил вдали языки пламени, взвивающиеся к поднебесью. Приблизившись, он услышал ужасный рев, сквозь который прорывались пронзительные девичьи крики. "Так, — подумал он, беря копье наперевес. — Уже третий дракон с девицей на этой неделе. Я убью злодея, и, конечно, моя храбрость будет вознаграждена". "Держись, мерзавец!. — крикнул Георгий дракону и ободрил девицу: — Не бойся". Дракон стал рыть когтями землю, предвкушая не только двойной обед, но и то, что он любил еще больше, — хорошую драку. Девица по имени Урсула простерла вверх руки и закричала: "О мой герой! Я спасена!" Она не только радовалась спасению, но и предвкушала увидеть прекрасное зрелище, за которое (поскольку на самом деле она не была девицей) надеялась отблагодарить спасителя.
|
|
Георгий и дракон разъехались, готовясь к схватке. Урсула приветствовала обоих. В этот миг появился еще один всадник на коне с украшенной серебром уздечкой и сумками, набитыми золотом. "Эй, малыш!" — закричал новоприбывший.
Георгий удивленно обернулся: "Пап, как я рад тебя видеть!" Развернувшись, он спешился, чтобы поддержать стремя отцу. Последовал разговор между отцом и сыном. Иногда был слышен голос Георгия: "Да, папа. Конечно, папа. Как ты скажешь, папа". Ни дракон, ни Урсула не слышали, что говорил отец, но скоро им стало ясно, что разговор обещает быть долгим.
"О боже! — воскликнула Урсула, сердито топнув ногой. — Где же герой? Как появился этот старик, так мой спаситель только кланяется, расшаркивается. И ноль внимания на меня, бедняжку!" — "Действительно, — сказал дракон. — Это, кажется, надолго". Он выключил пламяизвергатель, растянулся на траве и громко захрапел. Наконец старик уехал, а Георгий стал готовиться к схватке. Он взял наперевес копье, ожидая, что дракон изрыгнет пламя, а Урсула радостно закричит. Но он услышал: "Хам!" Это выкрикнула Урсула и пошла прочь. Дракон поднялся на ноги, сказал: "Чудак" — и тоже ушел. Увидев это, Георгий с криком: "Эй, папа!" — поскакал вслед за отцом. Урсула и дракон одновременно обернулись и прокричали: "Жаль, что твой отец старый, а то бы он мог куда лучше заменить тебя!"
|
|
Зигмунд, или "Если не выходит так, попробуем иначе".
...Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил себе целью проникнуть в истэблишмент. Это, он считал, все равно, что войти в небесные врата. Его, однако, туда не допускали. Тогда он решил обратиться к преисподней (речь шла о бессознательном). Там не было истэблишмента, там всем было все равно.
И он обрел авторитет в преисподней. Успех его был столь велик, что скоро истэблишмент переместился в преисподнюю.
Анализ
Тезис. Кто-то решает стать великим человеком, но окружающие создают ему всяческие препятствия. Вместо того чтобы использовать время на их преодоление, он все обходит стороной, находит проблему, достойную его рвения, и в "преисподней" становится великим человеком.
Диагноз: фобии.
Герои: Ганнибал, Наполеон и т.п.
Роли: Герой, Оппоненты.
Переключения: Герой, Жертва, Герой.
Родительское наставление: "Работай усердно и не оставляй труда".
Родительский образец: "Используй свой ум и найди ему применение".
Родительское предписание: "Будь великим человеком".
Позиция: "Я в порядке, когда я творю", "Они в порядке, если они думают".
Решение: "Если не добраться до небес, то попробую в преисподней".
" Футболка ": не видно ничего (ни на груди, ни на спине).
" Премиальные купоны ": не собирает.
Игры: на игры нет времени.
Антитезис: нет необходимости.
Разрешения: имеется их вполне достаточно.