Вариант
ТЕМА: «Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях военного времени».
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Закрепить знания студентов в оценке обстановки на ОХП, возникающей при чрезвычайных ситуациях.
2. Научить студентов работать со схемой (картой).
Каждый студент получает «Схему загородной зоны города Петровска» и номер варианта задания. Данные своего варианта и содержание задания студенты записывают из таблицы № 1 (стр. 16-17 ).
Содержание задания:
Вероятный противник в«Д» (время) нанес наземный ядерный удар мощностьюкилотонн. Центр взрыва(координаты).
Объект химической промышленности (ОХП) расположен(координаты). На ОХП разрушена емкость с(наименование АХОВ) в количестветонн.
Справочные данные:
1. Емкость с АХОВ не обвалована.
2. Способ хранения АХОВ (согласно таблице №1).
3. Местность - согласно «Схемы загородной зоны г. Петровска».
4. Метеорологические условия на «Д» (время ядерного взрыва):
•_ средний ветер имеет направление °, скорость км/ч;
•_ ветер в приземном слое имеет направление °, скорость м/с, температура воздуха ______ °С;
|
|
5. Облачностьбалл.
ИСПОЛНИТЬ К ТРЕТЬЕЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ:
1. Поднять «Схему загородной зоны г. Петровска» (леса, рощи - зеленым цветом, реки - голубым).
2. Нанести на "Схему..." Химический завод (ОХП) тактическим условным знаком черным цветом (квадрат со стороной 6 мм с трубой и надпись «хим», точка «•» внутри знака - координаты расположения ОХП).
3. Нанести на "Схему..." метеорологическую обстановку для среднего ветра и ветра в приземном слое тактическими условными знаками черного цвета:
-"Средний ветер" оформляется в квадрате размером 40 х 40 мм. В верхней части квадрата надпись "время" - часы, минуты, дата (10.00 "Д") измерения среднего ветра. В центре квадрата наносится равносторонний треугольник со стороной 8 мм. одна из вершин которого направлена по направлению среднего ветра (135°). От этой вершины рисуется стрелка, а из середины основания "хвост" стрелки длиной по 10 мм. Над "хвостом пишется скорость среднего ветра цифрой (25 км/ч). В треугольнике записывается высота подъема радиоактивного облака ядерного взрыва (12км) - (Л-1, стр.17,табл.1).
- "Погода в приземном слое воздуха" оформляется в квадрате размером 40x40 мм. В верхней части квадрата надпись хне времени измерения погоды - часы, минуты, дата (12.30"Д"). В центре квадрата в круге радиусом 5 мм пишется облачность цифрой 7(баллов).0т круга по направлению приземного ветра (западный или 270°) рисуется стрелка, и "хвост" ее по 10 мм. Над "хвостом" пишется скорость приземного ветра (4,5 м/сек). Под стрелкой обозначается температура воздуха (tв +12°С) В нижней части квадрата пишется степень вертикальной устойчивости воздуха (СВУВ) - (изотермия, конвекция, инверсия).
|
|
Bce надписи в квадратах пишутся черным цветом горизонтально.
4. Нанести на "Схему..." центр ядерного взрыва (точка синим цветом - по координатам). Вокруг этой точки провести окружность (синим цветом) радиусом, равным радиусу зоны «А» в районе взрыва с наветренной стороны (Л-1, стр.17). Слева (справа) около окружности написать поясняющую надпись (синим цветом) в виде дроби: в числителе - мощность ядерного взрыва (число) и вид ядерного взрыва через тире буквой Н; в знаменателе - время и дата ядерного взрыва (лекция Т. 1/2).
Таблица № 1 Варианты заданий к контрольной точке №1
АХОВ | Ветер в приземном слое | Темпера-тура воздуха, °С | Облачность, балл | ||||
№ варианта | тип | кол-во, тонн | Способ хранения | скорость м/с | Направление, в градусах | ||
аммиак | изотермическое | 1,5 | |||||
хлор | под давлением | 2,0 | |||||
фосген | под давлением | 1,2 | |||||
сероводород | под давлением | 1,3 | |||||
аммиак | под давлением | 1.4 | |||||
хлор | под давлением | 1,2 | |||||
серн. | под давлением | 2,1 | |||||
фосген | под давлением | 2,0 | |||||
хлор | под давлением | 1,2 | |||||
аммиак | изотермическое | 1,3 | |||||
хлор | под давлением | 2,2 | |||||
хлор | под давлением | 2,3 | |||||
фосген | под давлением | 1,1 | |||||
сероводород | под давлением | 2,0 | |||||
хлор | под давлением | 2,3 | |||||
хлор | под давлением | 3,0 | |||||
серн. | под давлением | 1,3 | |||||
фосген | под давлением | 3,2 | |||||
.19 | хлор | под давлением | 1,3 | ||||
аммиак | под давлением | 1,4 | |||||
хлор | под давлением | 2,0 | 11О | ||||
серн. | под давлением | 1,1 | |||||
сероводород | под давлением | 2,1 | |||||
хлор | под давлением | 2,3 | |||||
серн. | под давлением | 1,4 | |||||
хлор | под давлением | 1,3 | |||||
фосген | под давлением | 2,0 | |||||
аммиак | под давлением | 1,1 | |||||
хлор | под давлением | 2,2 | |||||
аммиак | изотермическое | 1,3 |
Таблица № 1 Варианты заданий к контрольной точке №1
№ варианта | Наземный ядерный взрыв | Средний ветер | Координаты хим. завода | |||
время | мощность в килотоннах | координаты | Скорость, км/ч | Направление, в градусах | ||
7.00 | 1412-1 | 1416-6 | ||||
8.00 | 1412-1 | 1414-5 | ||||
18.00 | 9232-9 | 9430-7 | ||||
19.00 | 9232-9 | |||||
20.00 | 1422-5 | 1024-5 | ||||
19.00 | 1422-5 | 1018-1 | ||||
1218-2 | 1018-1 | |||||
1024-2 | 0622-2 | |||||
9620-2 | ||||||
6.00 | 9416-8 | 962O8 | ||||
18.00 | 1412-1 | 1414-6 | ||||
7.00 | 1412-1 | 1414-6 | ||||
9232-9 | 9428-5 | |||||
19.00 | 9232-8 | 9430-2 | ||||
20.00 | 1022-3 | |||||
18.00 | 1422-5 | 1024-3 | ||||
1218-3 | 1020-3 | |||||
1024-2 | 0622-3 | |||||
18.00 | 9416S | 9418-4 | ||||
17.00 | 9614-3 | |||||
9232-7 | 9430-5 | |||||
19.00 | 9232-5 | 9430-5 | ||||
0440-9 | 0236-2 | |||||
0440-8 | 0436-9 | |||||
0026-8 | ||||||
18.00 | 0026-1 | |||||
9618-1 | ||||||
20.00 | 9416-7 | 9616-1 | ||||
9232-9 | 9632-7 | |||||
9232-8 | 9430-2 |
5. Определить:
• размеры (радиусы) зон слабых, средних, сильных и полных разрушений от воздействия ударной волны ядерного взрыва и нанести их в масштабе на «Схему местности загородной зоны г. Петровска» в виде окружностей синим цветом (Л-1, приложение 1, стр.228);
|
|
• размеры зон отдельных пожаров, (внешняя граница которой характеризуется световым импульсом 100 кДж/м2) и сплошных пожаров (...400кДж/м2) (Л-1, стр. 25-26, приложение к лекции по Т. 1/2) нанести их в масштабе на «Схему...» в виде окружностей красным цветом: отдельных пожаров пунктирной линией, сплошных - сплошной линией с выступами через 15 миллиметров;
• дозу, которую получит персонал ОХП от воздействия проникающей радиации ядерного взрыва (Л-1, приложение 9, стр. 246).
Оценить воздействие проникающей радиации, светового излучения, ударной волны ядерного взрыва на персонал и инженерно-технический комплекс (ИТК) - промышленные и административные здания, различные сооружения, энергетическое, промышленное и коммунальное оборудование, защитные сооружения ОХП.
СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ О ВЛИЯНИИ РАССМОТРЕННЫХ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОХП.
6. Определить размеры зон умеренного (А), сильного (Б), опасного (В) и чрезвычайно опасного (Г) радиоактивного заражения местности от ядерного взрыва (Л-1, приложение 10, стр. 247) и нанести их в масштабе на «Схему местности...» границы зоны А - синим цветом, Б - зеленым, В - коричневым и Г - черным цветами.
Оценить воздействие радиоактивного заражения, (РЗМ) ядерного взрыва на персонал и инженерно-технический комплекс (ИТК) ОХП (используя характеристики зон радиоактивного заражения) и рассчитать общую продолжительность соблюдения режима радиационной защиты персоналом ОХП (Л-1, приложение 14; лекция Т. 1/2).
СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ВЛИЯНИИ РАДИОАКТИВНОГО ЗАРАЖЕНИЯ МЕСТНОСТИ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОХП.
7. Нанести на "Схему..." источник химического заражения, образовавшийся в результате химической аварии – (разрушения емкости с АХОВ) на ОХП (точка синего цвета – по координате ОХП). Вокруг этой точки провести окружность радиусом, равным радиусу района аварии синим цветом (лекция 2/6). Слева (справа) около окружности написать поясняющую надпись в виде дроби синим цветом: в числителе - тип АХОВ (словом) через тире - количество АХОВ (число в тоннах), в знаменателе - время и дата аварии (лекция 2/6).
|
|
Рассчитать глубину зоны химического заражения на 2 часа после аварии (Л-4, лекция 2/6) и нанести на "Схему..." в масштабе зону химического заражения синим
цветом. Площадь зоны химического заражения закрасить жёлтым цветом.
Определить в зоне химического заражения очаги химического поражения и обозначить их на "Схеме..." штриховкой линиями синего цвета под углом 45°.
Рассчитать время поражающего действия АХОВ (Л-4,стр.12, лекция 2/6).
Рассчитать время подхода зараженного облака к границам очагов химического поражения (лекция 2/6).
Рассчитать возможные потери людей в очагах химического поражения (лекция 2/6).
СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ВЛИЯНИИ ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНЛСТЬ ОХП.
8. На основании частных выводов о воздействии первичных поражающих факторов ядерного взрыва (ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения местности и химического заражения АХОВ) на производственную деятельность ОХП сделать
ОБЩИЙ ВЫВОД, в котором ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ на данное время НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОХП НАИБОЛЕЕ ОПАСНОГО ПОРАЖАЮЩЕГО ФАКТОРА в сочетании с ВЫВОДАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ДРУГИХ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ.
9. Оформление задания контрольной точки №1:
· оформить титульный лист пояснительной записки (стр. 13);
· в пояснительной записке изложить:
а) заполненное задание (тема, учебные цели, содержание задания, справочные данные, исполнение задания);
б) данные из таблиц и приложений с характеристиками поражающих факторов ядерного взрыва и аварии на ОХП с АХОВ:
• Табл. 1.1 (Л-1,стр.17)- высота подъема радиоактивного облака и радиусы зон заражения в районе эпицентра ядерного взрыва;
• Приложение 1(Л-1) - размеры зон разрушений в очаге ядерного поражения;
• Приложение 3 (Л-1) - характеристика степеней разрушений ударной волной ЯВ элементов ОХП;
• Приложение 4 (Л-1) - размеры зон отдельных и сплошных пожаров;
• Приложение 9 (Л-1) - величина дозы проникающей радиации;
• Приложение 10 (Л-1) - размеры зон радиоактивного заражения местности;
• Приложение 14 (Л-1) - данные для определения продолжительности режима радиационной защиты ОХП;
• Приложение 1 (Л-4) - данные для определения степени вертикальной устойчивости воздуха (СВУВ);
Задание к контрольной точке № 3
ТЕМА 3/1,2 «УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Закрепить знания студентов по основам устойчивости функционирования химических предприятий в чрезвычайных ситуациях, по путям и способам повышения устойчивости их функционирования в ЧС военного времени.
2. Закрепить знания студентов по вопросам методики оценки устойчивости функционирования химических предприятий при воздействии различных поражающих факторов ЧС военного времени.
Контроль знаний студентов осуществляется письменным экспресс методом в течение 20-25 минут.
Студенты получают билет, содержащий три вопроса. Каждый вопрос оценивается максимально в 10 баллов.
Предварительная выдача студентам вопросов по теме контрольной точки ЗАПРЕЩЕНА!
Если студенты отсутствовали на занятии в день выполнения контрольной точки по уважительным причинам, то они могут пройти контроль в другое время по согласованию с преподавателем.
Рекомендуемая литература
1. Атаманюк В.Г. и др. «Гражданская оборона», учебник для ВТУЗОВ, М., Д986г.
2. Демиденко Г.П. и др. «Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения», справочник, К., 1987 г.
3. Конспекты лекций по данным темам.