Социально-психологическая концепция развития личности

Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной (значимой для него) группою (группами) в этот период. Развитие группы выступает, как фактор развития личности в группе.

Наилучшие возможности реализации потребности быть личностью создает такая группа, в которой персонализация любого - условие персонализации всех.

В самом общем виде развитие личности можно представить, как процесс его вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Могут быть выделены три фазы (этапы) развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Первая фаза становления личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладения соответствующими формами и средствами деятельности. У человека возникает объективная необходимость "быть таким, как все", максимально адаптироваться в общности. Итак, первая фаза - адаптация.

Вторая фаза порождается противоречием, которое обостряется, между достигнутым результатом адаптации, - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе, - и потребностью индивида, что удовлетворяется не на первом этапе, в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Это вторая фаза - индивидуализация.

Третья фаза детерминируется противоречиями между сформированным на предшествующей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те индивидуальные особенности, которые ей импонируют, отвечают ее ценностям, стандартам, оказывают содействие успеху общей деятельности - с другой стороны.

Итак, третья фаза - интеграция личности в общности. В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности - черты, которых не было не только у него, но и, возможно, нет и у других членов группы, но которые соответствуют необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый "вклад" в жизнь группы.

Любая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах - здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается преодолеть трудность адаптационного периода в стойко значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится боязливость, неуверенность в себе и своих возможностях. Если, находясь уже в фазе индивидуализации и стараясь обеспечить свою «представленность» в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые не принимаются и отвергаются, как такие, что не отвечают потребностям общности, то это оказывает содействие развитию у человека таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная защищенность самооценки. Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у нее формируются положительные качества личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: