Содержание. Специальность: 160400 Проектирование, производство и эксплуатация

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

ПТРК II-го поколения

по дисциплине

УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛА

Специальность: 160400 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов

Специализация: Ракеты с РДТТ

Форма обучения: очная

Тула 2012 г.

Методические указания разработаны д.т.н., профессором Ветровым В.В., профессором Сатаровым А.В., к.т.н., доцентом Фомичевой О.А. и обсуждены на заседании кафедры «Ракетное вооружение» факультета МС,

протокол № ___ от «___»________ 2012 г.

Зав. кафедрой ___________________ Н.А. Макаровец

Методические указания пересмотрены и утверждены на заседании кафедры «Ракетное вооружение» факультета МС,

протокол № ___от «___»____________ г.

Зав. кафедрой ___________________ Н.А. Макаровец

Содержание

1. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ......................................................................... 4

2. НОСИМЫЙ ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К115 «МЕТИС»..... 6

2.1 Назначение............................................................................................................................... 6

2.2 Тактико-технические характеристики.................................................................................. 6

2.3. Состав и устройство ракеты 9М115..................................................................................... 6

2.3.1. Общее устройство........................................................................................................... 6

2.3.2. Пусковое устройство.......................................................................................................... 7

2.3.3. Особенности устройства комплекса............................................................................. 7

2.4. Устройство и работа составных частей комплекса............................................................ 8

2.4.1. Ракета 9М115................................................................................................................... 8

2.4.2. Назначение, состав и работа БАУ............................................................................... 13

2.4.3. Пусковое устройство.................................................................................................... 14

2.5. Принцип действия комплекса........................................................................................ 15

2.6. Система наведения........................................................................................................... 17

2.7. Эксплуатация ракеты 9М115.............................................................................................. 19

2.7.1. Общие указания............................................................................................................. 19

2.7.2. Указание мер безопасности.......................................................................................... 20

2.7.3. Проверка технического состояния.............................................................................. 21

2.7.4. Правила хранения......................................................................................................... 21

2.7.5. Транспортирование....................................................................................................... 21

2.8. Заключение....................................................................................................................... 22

3. ПРОТИВОТАНКОВАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 9М113 «КОНКУРС»................... 23

3.1. Список обозначений............................................................................................................ 23

3.2. Назначение и боевые свойства........................................................................................... 23

3.3. Тактико-технические характеристики............................................................................... 23

3.3. Принцип действия, состав и общее устройство ракеты 9М113 «Конкурс».................. 24

3.3.1.Принцип действия ракеты 9М113................................................................................ 24

3.3.2. Состав и общее устройство снаряда 9М113................................................................... 25

3.3.3. Состав источников электропитания........................................................................... 28

3.3.4. Общие сведенья о взаимодействии элементов ракеты при пуске и в полёте........ 28

3.4. Устройство и действие составных частей ракеты 9М113............................................... 29

3.4.1. Вышибная двигательная установка............................................................................ 29

3.4.2. Боевая часть с предохранительно-детонирующим механизмом.............................. 30

3.4.3. Разгонно-маршевая двигательная установка............................................................. 31

3.4.4. Аппаратурный отсек..................................................................................................... 33

3.5. Бортовая аппаратура управления....................................................................................... 33

3.5.1. Назначение, состав и размещение, принцип подачи команд................................... 33

3.5.2. Узлы и блоки бортовой аппаратуры........................................................................... 34

3.6. Действие ракеты при пуске и в полёте.............................................................................. 36

4.ПРОТИВОТАНКОВАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 9М111 «ФАГОТ».......................... 38

4.1. Назначение и тактико-технические характеристики ракетного комплекса 9М111.... 38

4.2. Общее устройство и взаимодействие элементов изделия 9М111................................... 38

4.2.1. Устройство изделия 9М111.......................................................................................... 38

4.2.2. Общее взаимодействие элементов комплекса........................................................... 45

4.3. Вышибная двигательная установка................................................................................... 46

4.4. Разгонно-маршевая двигательная установка.................................................................... 47

4.5. Аппаратурный отсек............................................................................................................ 48

4.5.1. Катушка проводной линии связи.................................................................................... 48

4.5.2. Инерционный замыкатель............................................................................................... 49

4.6. Принцип формирования команд управления................................................................... 50

5. Контрольные вопросы............................................................................................... 52

Список литературы..................................................................................................................... 54

Цель работы: ознакомление с составом, устройством и функционирование некоторых противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) второго поколения.

При изучении разрезных макетов ракет необходимо обращать внимание на:

1. назначение ракеты,

2. её схемное решение,

3. конструктивную реализацию выбранной схемы,

4. способы снаряжения двигателей и головных частей,

5. функционирование при пуске, полете и действии у цели.

Объекты изучения:

разрезные макеты ПТУР второго поколения:

«Метис»;

«Конкурс»;

«Фагот».

Порядок выполнения:

1. изучить описание и макет управляемой ракеты,

2. составить блок-схему состава комплекса управляемой ракеты,

3. составить блок-схему порядка работы механизмов и узлов ПТУР при пуске и в полете,

4. ответить на контрольные вопросы.

1. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Основные особенности ПТРК второго поколения связывают с полуавтоматической системой управления. В этом случае функции оператора сводятся к обнаружению и опознаванию цели, пуску ракеты, азатем - к слежению за ней и совмещению перекрестия визира с изображением цели посредством вращения маховиков механизмов наведения, Это значительно проще, чем одновременно следить и за целью, и за ракетой и манипулировать рукояткой пульта управления. Определение угловых координат ракеты и выработка команд наведения осуществляются автоматически. За ракетой следит прибор, называемый пеленгатором ракеты. Разница угловых координат линий визирования цели и ракеты, а также время, прошедшее после пуска ракеты, являются входными сигналами для блока выработки команд наведения.

Система наведения является одним из важнейших элементов комплекса вооружения, но она одна не решает всех задач. Устранить недостатки переносных ПТРК первого поколения простым добавлением полуавтоматической системы наведения не представилось возможным. Это объясняется тем, что разнесенные на местности пусковые установки и пункты управления, а также низкие аэродинамические характеристики ракет не позволили обеспечить вывод ПТУР на линию визирования на самом начальном участке траектории, т.е. исключить значительную«мертвую зону» и повысить маневренность. Поэтому принципиальное значение имело решение задачи о совмещении пункта старта ракеты и пункта управления. Такая компоновка комплекса позволила объединить положительные свойства гранатомета (постоянная боеготовность, маневренность переноса огня) и управляемого вооружения (высокая вероятность попадания на всех дальностях). Однако такое решение предъявило дополнительные требования к обеспечению безопасности расчета, устойчивости пусковой установки и ее массогабаритным характеристикам.

Наиболее рациональным (по эксплуатационным требованиям) оказалось размещение управляемой ракеты в пластмассовом контейнере. Являясь пусковой трубой, он одновременно служит гермоукупоркой, обеспечивающей удобство перезаряжания, переноски и транспортирования ракеты, защиту ее от механических повреждений, атмосферных воздействий, биологических вредителей и гарантирует постоянную готовность к пуску без проведения каких-либо регламентных работ на протяжении 10... 15 лет.

Контейнерный пуск и нахождение оператора рядом с пусковой установкой потребовали в целях обеспечения его безопасности разделить энергетический импульс ДУ на два этапа - работу стартового двигателя в контейнере и работу разгонно-маршевой двигательной установки (РМДУ) с воспламенением заряда на безопасном от оператора расстоянии (12...15 м). Вследствие этого, принципиально новой стала схема двигательных установок, выбор которой определили следующие требования:

-стартовый двигатель должен обеспечить скорость, достаточную для того, чтобы ракета за время задержки включения РМДУ не успела «просесть» больше допустимого;

- разгонно-маршевый двигатель должен обеспечить быстрое нарастание скорости ракеты до расчетного значения, чтобы максимально сократить «мертвую зону» (зону неуправляемого полета).

Компоновка управляемой ракеты определялась выполнением требований по бронепробитию, аэродинамическим характеристикам, технологичности, удобству и простоте эксплуатации. Впервые для управляемых ракет с кумулятивной боевой частью была выбрана аэродинамическая схема (утка), которая позволила обеспечить:

- необходимое фокусное расстояние для боевой части;

- удобство компоновки катушки ПЛС;

- простоту компоновки рулевого привода;

- высокие динамические свойства ракеты.


2. НОСИМЫЙ ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
9К115 «МЕТИС»

2.1 Назначение

Противотанковый ракетный комплекс 9К115 с полуавтоматической системой управления ракетой является носимым и предназначен для поражения видимых оператором неподвижных и движущихся под различными курсовыми углами со скоростью до 60 км/час бронированных целей на дальности от 40 до 1000 метров. Комплекс позволяет также вести эффективную стрельбу по огневым точкам и другим малоразмерным целям.

Комплекс обеспечивает ведение стрельбы:

–лёжа, без подготовки огневой позиции;

–стоя, из окопа;

–с упора на местные предметы, стоя или с колена.

Ракета в контейнере имеет индекс 9М115, ракета без контейнера – 9М116.

2.2 Тактико-технические характеристики

Ракета 9М115 имеет следующие ТТХ:

- дальность эффективной стрельбы:

максимальная, 1000 м;

минимальная, 40 м;

- время полёта снаряда на максимальную дальность, 5,6 с;

- средняя скорость полёта снаряда, 180 м/с;

- скорость вращения ракеты вокруг продольной оси, 7-12 об/с;

- управление ракетой – полуавтоматическое с проводной линией связи;

- габариты ракеты 9М115, мм:

длина, 784;

ширина, 138;

высота, 145;

- масса ракеты 9М115, 6 кг;

- калибр контейнера, 93 мм;

- длина ракеты, 733 мм;

- полуразмах консоли крыла, 187 мм;

- масса ракеты 9М116, 4,8 кг;

Конструкция изделия 9М115 обеспечивает безопасность его использования во всех условиях боевого применения и эксплуатации. Ракета 9М115 обеспечивает надёжное поражение современных танков и других бронированных целей.

2.3. Состав и устройство ракеты 9М115

Противотанковый комплекс 9К115 состоит из управляемой ракеты в контейнере – 9М115 (рис.1) и пускового устройства 9П151.

2.3.1. Общее устройство

Ракета 9М115 представляет собой сборку собственно управляемой ракеты 9М116 в цилиндрическом контейнере.

Ракета 9М116 – управляемая по проводам крылатая ракета с боевой кумулятивной частью. В качестве её управляющих органов используются аэродинамические рули, расположенные в носовой части ракеты. Ракета имеет двухкамерный трёхрежимный двигатель. На корпусе двигателя размещены трёхконсольное крыло и катушка проводной линии связи.

Ракета в полёте совершает вращательное движение относительно своей продольной оси по часовой стрелке.

Для определения положения ракеты в полёте на борту имеется пиротехнический трассер, который фиксируется на консоли крыла.

Контейнер является элементом одноразового использования и служит герметической укупоркой для хранения и пусковой направляющей трубой при пуске ракеты 9М116.

2.3.2. Пусковое устройство

Пусковое устройство 9П151 состоит из станка 9П152, механизма пуска, механизма фиксации и наземной аппаратуры управления.

Станок 9П152 является основанием пускового устройства и включает в себя: лёгкую треногу, обеспечивающую устойчивость пускового устройства на грунте при стрельбе из положения лёжа или стоя из окопа, поворотный и подъёмный механизмы, служащие для наведения снаряда 9М115 на цель перед пуском и слежение за целью после удара.

Наземная аппаратура управления закреплена на поворотной части станка. Она состоит из аппаратурного блока 9С817, а также прибора наведения 9C8I6 и предназначена для подготовки и осуществления пуска, а затем управления полётом.

Механизм пуска предназначен для приведения в действие батареи Т–457, расположенной на трубе-контейнере ракеты 9М115.

Механизм фиксации предназначен для закрепления на пусковом устройстве ракеты 9M115 и стыковка при атом розетки Ш1 ракеты 9М115 с вилкой Ш3 на аппаратурном блоке, что обеспечивает электрическую связь ракеты 9М115 с наземной аппаратурой управления.

2.3.3. Особенности устройства комплекса

Основной особенностью устройства комплекса 9K115 является принципиально новая схема его построения на основе полу­автоматической системы управления и упрощённой аппаратуры на борту ракеты. Такое устройство комплекса обеспечивает простоту наведения ракеты на движущуюся цель и ведение стрельба с подготовленных позиций из двух боевых положений: при установке ПУ на грунт на три разведённые ноги и при удержании ПУ со сложенными ногами на упоре, в качестве которого используются различные местные предметы.

При стрельбе с треноги разворот ПУ с ракетой 9М115 на цель и последующее слежение за целью осуществляется поворотным и подъёмным механизмами ПУ с большими передаточным отношением, что обеспечивает плавность и точность отслеживание цели. Положение ПУ для стрельбы с треноги является основным положением и используется для выполнения пуска лёжа и стоя из окопа.

Положение ПУ для стрельбы с упора используется при выполнении пусков стоя и с колена. При стрельбе с упора разворот ПУ с ракетой 9М115 на цель и последующее слежение за целью осуществляется плечом. Стрельба в этом случае менее эффективна, так как точность отслеживания цели зависит от напряжённости позы оператора, его опыта и тренированности, что следует учитывать при подготовке операторов.

Расчёт комплекса 9К115 состоит из двух человек: первый номер расчёта - старший оператор, второй номер расчёта – 1 оператор. Первый номер переносит вьюк №1 – пусковое устройство 9П151 с ракетой 9М115, второй номер расчёта – вьюк №2, в состав которого входят три ракеты 9М115.

2.4. Устройство и работа составных частей комплекса

2.4.1. Ракета 9М115

Противотанковая управляемая ракета 9М116 предназначена для поражения бронированных и других малоразмерных целей. Ракета 9M115 состоит из контейнера 1 (рис. 1) и собственно управляемой ракеты 9М116 2 (рис.1).

Рис.1. Снаряд 9М115 (вид в разрезе):

1–контейнер; 2–снаряд 9М116; 3–стяжка; 4–флажок; 5–крышка; 6–зацеп; 7–стакан; 8–розетка; 9–крышка передняя

Контейнер служит для производства направленного выстрела, переноски и транспортирования ракеты, защиты ракеты от механических повреждений, воздействия на неё метеоусловий и биологических вредителей при хранении и эксплуатации. Он представляет собой трубу, закрытую передней 9 (рис. 1) и задней 5 крышками.

На контейнере находится батарея, розетка 8, зацеп 6. Батарея предназначена для обеспечения электрической энергией наземной аппаратуры управления. Она представляет собой комплект последовательно соединённых гальванических элементов одноразового действия на твёрдых солях с пиротехнической активацией. Через розетку осуществляется связь ракеты 9М115 с наземной аппаратурой управления. Кроме того, розетка совместно с зацепом служит для механической стыковки ракеты с пусковым устройством.

Ракета 9М116 представляет собой крылатую ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка» с одноканальной системой управления и состоит из:

–блока рулевого привода (рис. 3);

–боевой части (рис. 5);

–двигателя (рис. 6);

–крыла;

–трассёра (рис. 7);

–катушки (рис. 8).

Рис. 2. Общий вид ракеты 9М116:

1 - электромагнитный БРП; 2 - руль; 3 - контактный взрыватель; 4 - кумулятивная воронка; 5 - линза; 6 - ПДМ; 7 - бронировка; 8 - топливный заряд; 9 - ТЗП; 10 - воспламенитель; 11 - сопло; 12 - лопасть; 13 - трассер; 14 - топливный заряд; 15 - намотка провода; 16 - решетка; 17 – пиропатрон.

Блок рулевого привода (БРП) предназначен для отклонения аэродинамических рулей ракеты в соответствии с командами управления, подаваемыми по двух проводной линии связи. Особенностью БРП является использование энергии набегающего потока воздуха, а также наличие одной пары аэродинамических рулей типа биплан, которые в зависимости от положения ракеты и подаваемой команды создают управляющие моменты по курсу и тангажу.

В состав управляющего магнита 5 (рис. 3),закрытого кожухом 13, входят две катушки управления 8, размещенные на сердечниках 7, якорь 9, магнитопровод 10 и постоянный магнит 11. Якорь 9 соединен посредством винтов 12 с осью 17, которая установлена на подшипниках 14 в корпусе 15. Кожух 13 предназначен для защиты управляющего магнита от инееобразования и загрязнения. Пневмораспределитель содержит подвижный диск 1 и неподвижный диск 2. Подвижный диск жестко соединен с осью 17 и имеет радиальные прорези в, д и перемычки а, е; неподвижный диск — прорези г и перемычки б.

Основание 3 имеет два сопловых отверстия Ж и К для прохода воздушного потока к чашке 4 исполнительного пневмодвигателя.

Рис. 3. Блок рулевого привода:

1- диск подвижный; 2 - диск неподвижный; 3 - основание; 4 - чашка; 5 - магнит управляюший; 6 - лопасть; 7 - сердечник; 8 - катушка управления; 9 - якорь; 10 - магнитопровод; 11 - магнит постоянный; 12 - винт; 13 - кожух; 14 - подшипники; 15 - корпус; 16 - колпак; 17,18 - оси; а,б,е - перемычки; в,г,д - прорези; Ж,К – отверстие

Чашка 4 жестко соединена с осью 18, на которой закреплены лопасти 6.Внутри конуса 8 (рис. 4), соединяющего БРП с боевой частью, находится контактное устройство БЧ.

Рис.4. Блок рулевого привода (внешний вид):

1-диск подвижный; 2-диск неподвижный; 3-основание; 4- чашка; 5- магнит управляющий; 6- кожух; 7 - дестабилизатор; 8- конус; 9 - колпак; 10-сетка фильтрующая.

Дестабилизаторы предназначены для устранения симметрии планера ракеты, отрицательно сказывающейся на аэродинамических характеристиках ракеты в одноканальной системе управления.

Боевая часть 9Н135 предназначена для поражения цели при прямом попадании. Она размещена между блоком рулевого привода и двигателей и состоит: кумулятивного заряда (рис. 5), воронки 8, контактного устройства, предохранительно-исполнительного механизма 11.

Рис. 5. Боевая часть 9Н135.

1 – конус верхний; 2 – кольцо изоляционное; 3 – конус нижний; 4 – кольцо переходное; 5 – винт; 6 – кольцо поджимное; 7 – стакан; 8 – воронка; 9 – шашка; 10 – линза; 11 – ПИМ; 12 – прокладка

Предохранительно-исполнительный механизм 9Э132 –электромеханический, предохранительного типа, мгновенного действия с дальним взведением и самоликвидацией. Боевая часть крепится к двигателю с помощью накладок и винтов.

Двигатель твёрдотопливный, реактивный служит для обеспечения необходимой скорости полёта ракеты и имеет трехступенчатый режим работы: стартовый, разгонный, маршевый.

Двигатель состоит из (рис. 6):

- разгонно-маршеной камеры 5,

- стартовой камеры 11,

- соплового блока 12,

- заряда разгонно-маршевого 9Х917 4 с воспламенителем 9Х291-1 22,

- заряда стартового 9Х916 10 с воспламенителем 9Х290-1 17, и электровоспламенителем 9Х284-1 15,

- воспламенителя лучевого замедленного действия 9Х287 19.

Рис. 6. Двигатель.

1 — крышка; 2 — кольцо уплотнительное; 3—опора; 4 — заряд разгонно-маршевый 9Х917; 5 — камера разгонно-маршевая; 6 — экран; 7, 13 — вкладыши; 8 — заглушка; 9 — поддон; 10 — заряд стартовый 9Х916; 11 — камера стартовая; 12 — блок сопловый; 14 — мембрана; 15 — электровоспламенитель 9Х284-1; 16 — ниппель; 17 — воспламенитель 9Х290-1; 18 — штуцер; 19 — воспламенитель лучевой замедленного действия 9Х287; 20 — втулка; 21 — воспламенительный состав: 22 — воспламенитель 9Х291-1

Для обеспечения раскрутки ракеты сопла разгонно-маршевой установки расположены под углом 8°30' к продольной оси.

На корпусе стартовой камеры, расположенной в хвостовой части снаряда, закреплены крыло и катушка с двухжильным проводом. Крыло состоит из трёх консолей, которые установлены под углом 2º18´ относительно продольной оси снаряда. При укладке снаряда в контейнер консоли огибают вокруг корпуса двигателя и удерживаются стяжкой с флажком. После вылета снаряда флажок и стяжка сбрасываются, консоли от крыла раскрываются и фиксируются в раскрытом положении.

Консоли служат для обеспечения устойчивости снаряда в полёте и для создания подъёмной силы.

Трассер 9Х434 является пиротехническим источником инфракрасного светового излучения и предназначен для индикации ракеты на траектории, крепится на консоли стабилизатора. При сложенном положении консоли трассер располагается между нею и стенкой стартовой камеры двигателя.

Трассер состоит из корпуса 6 (рис. 7) с запрессованными в него основным пиротехническим составом 4 и воспламенительным составом 3.

Рис.7. Трассер

1 - электровоспламенитель; 2 - колпак; 3 - воспламенительный состав; 4 - переходной пиротехнический состав; 5 - основной пиротехнический состав; 6 – корпус

Катушка предназначена для обеспечения дистанционной электрической связи НАУ с ракетой 9М116.

Катушка состоит из каркаса 3 (рис.8), на который намотан двухжильный провод. Колодка 2, закрепленная на каркасе двумя винтами 1, служит для соединения ПЛС с проводом, по которому подается напряжение на ПИМ и БРП. Наружный вывод провода катушки выполнен в виде троса 6 (рис. 8) и заканчивается четырехконтактной вилкой 7, предназначенной для механической и электрической связи ПЛС с контейнером. Трос фиксируется на наружной поверхности катушки ниточными петлями 5, которые при смотке троса разрываются. К двум контактам вилки 7 припаяны провода жгута 4, который служит для подачи электрического импульса на поджиг электровоспламенителя 15 (рис.6).

Рис.8. Катушка

1 - винт; 2 - колодка; 3 - каркас; 4 - жгут; 5 - ниточная петля; 6 - трос; 7 – вилка

2.4.2. Назначение, состав и работа БАУ

БАУ предназнчена для приема команд управления и преобразования в механическое перемещение рулей, выдачи информации на НАУ о положении ракеты относительно линии визирования и фазе вращения ракеты. К БАУ относятся БРП, ПЛС, трассер.

Двухполярные модулированные по длительности прямоугольные импульсы напряжения U (рис. 13), выработанные НАУ и прошедшие через ПЛС, поступают на управляющий магнит 5 (рис. 3). В зависимости от полярности они вызывают отклонение якоря 9 управляющего магнита в ту или иную сторону на угол am (рис. 9) до упора якоря в сердечник 7 (рис. 3). При этом поворачивается жестко соединенный с якорем подвижный диск 1. При положительном импульсе управляющего напряжения U прорези верхней половины подвижного диска совмещаются с прорезями верхней половины неподвижного диска, а перемычки нижней половины подвижного диска перекрывают прорези нижней половины неподвижного диска.

Встречный воздушный поток, проходя через фильтрующую сетку, совмещенные прорези дисков и сопловые отверстия К, воздействует на чашку 4, поворачивая ее до упора в основание 3 на угол +dт (рис. 9).

При отрицательном импульсе управляющего напряжения U прорези нижней половины подвижного диска совмещаются с прорезями нижней половины неподвижного диска, а перемычки верхней половины подвижного диска перекрывают прорези верхней половины неподвижного диска. При таком взаимном положении дисков воздушный поток, проходя через совмещенные прорези дисков и сопловое отверстие, действует на другую половину чашки и поворачивает ее в противоположную сторону на угол минус dт (рис. 9).

Рис. 9. Изменение импульсов напряжения, углов отклонения якоря и лопастей в БРП

U - импульсы напряжения, поступающие на управляющий магнит БРП; αm – максимальный угол отклонения якоря управляющего магнита; δm- максимальный угол отклонения лопастей; t — время

2.4.3. Пусковое устройство

Пусковое устройство предназначено для установки, закрепления и разворота снаряда 9М115 на цель, производства пуска и управления полётом снаряда до поражения цели.

Механизм пуска состоит из ударного, спускового и предохранительного механизмов, смонтированных на одном основании.

Механизм пуска предназначен для разбития капсюля батареи Т–457 и представляет собой механизм ударного типа, приводимый в действие пружиной.

На механизме спуска закреплён флажок, занимающий два фиксированных положения Поход и Боев. Постановка механизма на боевой взвод осуществляется вручную отведением рычага назад до отказа, при этом флажок должен находится в положении «Боев». Для того чтобы механизм спуска сработал, необходимо нажать на спусковой крючок. При этом ударник ударного механизма под действием пружины обеспечивает разбитие капсюля батареи Т–457.

Механизм пуска крепится к корпусу аппаратурного блока винтами.

2.5. Принцип действия комплекса

При пуске. После установки ракеты на пусковое устройство оператор визуально или с помощью визирного устройства ведет наблюдение в выделенном секторе обстрела. Обнаружив цель, оператор взводит механизм пуска и, следя за целью в визирное устройство с помощью механизмов наведения, совмещает центральный просвет сетки с центром цели.

При нажатии на спусковой крючок наносится удар по бойку на батарее питания. Боек разбивает капсюль батареи, она активируется и напряжение подается в НАУ, которая автоматически контролирует выход батареи на режим. С выходом батареи на режим НАУ подает напряжение на электрозапал передней крышки контейнера. Срабатывание электрозапала вызывает сброс передней крышки вправо вверх. Затем напряжение от НАУ подается для воспламенения заряда стартового двигателя. При воспламенении стартового заряда истекающие через сопла пороховые газы срывают заднюю крышку с контейнера, поджигают пиротехнический состав трассера и лучевой воспламенитель замедленного действия.

Под действием силы тяги стартовой ступени двигателя ракета 9М116 вылетает из контейнера со скоростью 90 м/с. Стартовая перегрузка вызывает срабатывание инерционного замыкателя и включение предохранительно-исполнительного механизма боевой части ракеты. Во время вылета ракеты из контейнера, под действием сил упругости, консоли стабилизатора раскрываются, отбрасывая удерживающие их стяжку и флажок. При этом хомутик с трассером перемещается по ленте на концевую кромку консоли и фиксируется на ней.

После удаления ракеты от пускового устройства на расстояние около десяти метров лучевой воспламенитель замедленного действия поджигает воспламенитель разгонно-маршевого заряда, а тот, в свою очередь, срабатывая, разгоняет ракету до скорости 180 м/с.

Провод линии связи, закрепленный одним концом на контейнере, сматывается с катушки, установленной на ракете. В процессе полета ракеты оператор продолжает удерживать центральный просвет сетки визирного устройства на центре цели.

На полете. После старта ракета попадает в поле зрения оптико-механического координатора, который с помощью широкопольного пеленгационного канала контролирует положение светового пятна трассера относительно оптической оси объектива. Это положение соответствует текущему угловому отклонению трассера от линии визирования. При этом угловое отклонение зависит от линейного отклонения ракеты от линии визирования и текущей дальности. В соответствии с этим происходит преобразование команд управления. Команды, соответствующие линейному отклонению ракеты от линии визирования, преобразуются в суммарные команды управления по каналам курса и тангажа с учетом угла крена ракеты. Эти команды поступают на выходные каскады блока управления, усиливаются по амплитуде и передаются по проводам на ракету в виде знакопеременных импульсов поочередно: по курсу, когда аэродинамическими лопастями блока рулевого привода создается управляющий момент в горизонтальной плоскости, и по тангажу, когда этими же лопастями создается управляющий момент в вертикальной плоскости.

На ракете команды управления поступают непосредственно в блок рулевого привода. Электромагнитная система блока рулевого привода, управляя распределением набегающего потока воздуха в рабочие полости привода, обеспечивает отклонение аэродинамических лопастей в одно из двух крайних положений. Направление отклонения и время нахождения в крайнем положений аэродинамических лопастей соответствует знаку и величине командного сигнала по подключенному в данный момент к блоку рулевого привода каналу управления.

Отклонение аэродинамических лопастей приводят к появлению управляющих моментов относительно центра тяжести ракеты. В результате этого ракета смещается к линии визирования.

Степень воздействия определяется величинами команд управления.

Через 1,5 с после старта ракеты блок дальности выдает команду на переключение полосы пропускания усилителя фототока. Сужение полосы пропускания по­вышает устойчивость систем от фоновых и аппаратурных шумов.

Через 2,15 с по команде с блока дальности происходит переключение усилителя фототока с широкопольного на узкопольный пеленгационный канал. Уменьшение поля зрения позволяет уменьшить фоновые засветки и исключить влияние посторонних излучателей.

При встрече с преградой. При ударе ракеты о цель ее носовая часть деформируется, что приводит к срабатыванию предохранительно-исполнительного меха­низма, который обеспечивает дистанацию заряда боевой части. Возникающая кумулятивная струя поражает цель.

2.6. Система наведения

Провод линии связи, закреплённый одним концом на контейнере, сматывается с катушки, установленной на снаряде. В процессе полёта снаряда оператор продолжает удерживать центральный просвет сетки визирного устройства на центре цели.

В течение полёта снаряда наземная аппаратура управления принимает и автоматически преобразует инфракрасное излучение от трассёра в электрические сигналы, соответствующие линейным координатам центра массы текущему углу крена снаряда в системе координат, связанной с пусковым устройством. В НАУ происходит формирование команд управление снарядом в подвижной, связанной со снарядом системе координат, и выдача этих команд в двухпроводную линию связи поступают непосредственно в блок рулевого привода снаряда.

Для управления снарядом в полёте используется одноканальная командная полуавтоматическая система управления с упрощённой аппаратурой на борту снаряда. Командная полуавтоматическая система управления включает в себя замкнутый контур ручного отслеживания цели, основным звеном которого является оператор, и замкнутый одноканальный контур автоматического управления. Замкнутый контур ручного отслеживания цели обеспечивает постоянство наведения на цель линии визирования (оптической оси визирного устройства). При этом оператор плечом или посредством подъёмного и поворотного механизмов плавно поворачивает пусковое устройство так, чтобы центральный просвет сетки визирного устройства был совмещён с центром цели. Замкнутый одноканальный контур автоматического управления обеспечивает подачу на блок рулевого привода снаряда команд, определяющих устойчивое движение снаряда по линии визирования.

Входным сигналом замкнутого контура автоматического управления является угловое отклонение трассёра Етр от линии визирования. Для передачи информации о величине и направлении углового отклонения используется оптический тракт, который включает в себя пиротехнический трассёр, воздушную среду и оптические системы оптико-механического координатора (ОМК).

Излучение трассёра принимается и преобразуется оптико-механическим координатором, входящим в состав прибора 9С816. ОМК выполняет функции чувствительного элемента контура управления.

Объектив ОМК, съюстированный с визирным устройством, фокусирует излучение трассёра на подвижный модулирующий диск.

Модулирующий диск имеет чередующиеся прозрачные и непрозрачные секторы, вызывающие частотную модуляцию изображения трассёра на фотоприёмнике. Фотоприёмник преобразует изменение светового сигнала в изменение электрического напряжения. Электрический сигнал с фотоприёмника, несущий информацию об угловых координатах центра масс ракеты и угла её крена в системе координат, связанной с пусковым устройством, поступает на блок координатора.

Блок координатора преобразует этот сигнал в два напряжения, первое из которых пропорционально линейному отклонению трассера от линии визирования цели в вертикальной плоскости (по каналу тангажа) и углу наклона крена, а второе–линейному отклонению в горизонтальной плоскости (по каналу курса) и углу крена.

Из блока координатора эти напряжения поступают в блок формирования команд. Здесь сигналы управления корректируются с целью получения необходимых характеристик контура управления и с помощью выделенных сигналов крена преобразуются в широтно-импульсные команды управления по каналам курса и тангажа. Здесь же команда по тангажу суммируется с командой программной компенсации веса ракеты.

Далее сигнал через блок фильтров поступает на блок управления, где вырабатываются команды управления положением центра масс ракет по курсу и тангажу с учетом текущего угла крена.

В выходных каскадах блока управления команды усиливаются до мощности, необходимой для передачи по проводной линии связи и отработки блоком рулевого привода ракеты.

Усиленные команды управления по курсу и тангажу в знакопеременных импульсов передаются на ракету поочередно: по курсу, в то время, когда рули занимают положение близкое к вертикальному, и по тангажу, когда рули занимают положение близкое к горизонтальному.

На ракете команды управления поступают непосредственно в блок рулевого привода. Электромагнитная система БРП, управляемая распределением набегающего потока воздуха в рабочие полости привода, обеспечивает отклонение рулей в одно из двух крайних положений. При этом направление отклонения и время нахождения в данном крайнем положении соответствует знаку и величине команды по подключенному к БРП каналу управления (по курсу или по тангажу).

Разностное время выдержки на упорах по каждому из каналов управления определяет величины управляющего воздействия рулей соответственно по каналам курса и тангажа.

Отклонения рулей приводят ввозникновению управляющих моментовотносительно центра масс ракеты. В результате этого под действием аэродинамических сил от встречного потока воздуха и тяги маршевой ступени двигателя происходит смещение ракеты к линии визирования, т.е. уменьшения отклонения центра масс ракеты от линиивизирования.

Таким образом, ракета, как объект управления, отрабатывает управляющие воздействия контура управления. Степень воздействия определяется величинами команд управления.

Уменьшение отклонения центра масс ракеты вызывает соответствующее уменьшение текущего значения линейного отклонения трассера от линии визирования.

Пропорционально уменьшается и текущее значение углового отклонения трассера от линии визирования (относительно объектива ОМК).

Оптический тракт, передающий излучение трассера ракеты, осуществляет функцию звена обратной связи контура управления.

Обратная связь обеспечивает передачу на вход контура управления (оптико-механический координатор) сигнала, соответствующего текущему значению углового отклонения трассера от линии визирования. Величины же текущих отклонений трассера находятся в прямой зависимости от положения центра масс ракеты и, следовательно, от управляющего воздействия на нее. Происходит замыкание контура управления.

В результате разворота линии визирования при наведении ракет на подвижные цели, а так же в результате действия на ракету различных возмущений (например, ветра, взрывной волны), снова возникают отклонения ракеты от линии визирования, которые устраняются описанным выше способом.

При этом регулирующее воздействие устойчиво замкнутого кон­тура автоматического управления направлено на быстрое уменьшение возникшего отклонения трассера от линии визирования.

Таким образом, замкнутый контур управления обеспечивает устойчивый полёт ракеты по линии визирования, а система управления ракетой в целом–наведение её на цель.

2.7. Эксплуатация ракеты 9М115

2.7.1. Общие указания

Хранение и сбережение ракет 9M115 организуется в строгом соответствии с требованиями настоящего технического описания, а также в соответствии с требованиями соответствующий руководств по хранению и сбережению артиллерийского вооружения и боеприпасов в войсках, на арсеналах, базах и складах.

В войска ракеты поступают в окончательно снаряженном виде. Снаряжение ракета 9M1I5 производится на базах в соответствии с «Инструкцией на сборку и снаряжение» 9М115.00.000ДИ с использованием комплекта контрольно-проверочной аппаратуры 9В567. В вой­сках ракеты 9М115 должны содержаться в полной готовности к немедленному применению. Разборка снаряженных боевых ракет 9М115 в вой­сках запрещается.

Постоянная готовность ракет 9М115 к стрельбе обеспечивается надлежащим уходом, своевременно проводимыми осмотрами и немедленным устранением обнаруженных неисправностей.

Ракеты с неисправностями, устранение которых связано с раз­боркой, подлежат отправке на завод-изготовитель. Переноску и погрузку укупорочных ящиков 9Я55 с ракетами 9М115 должны производить 2 человека, не допуская падения тары с ракетами.

Запрещается переносить тару крышкой вниз, кантовать и бросать ее при погрузке и выгрузке. При производстве погрузочно-разгрузочных работ допускается применение автопогрузчиков и других средств механизации, исключающих возможность падения тары с ракетами 9М115.

Ракеты 9M115, упавшие с высоты менее 0,5 м без тары или с высоты менее 1,5 м в таре, допускаются к боевому применению и хранению только после тщательного внешнего осмотра на отсутствие повреждений.

2.7.2. Указание мер безопасности

Лица, допущение к работе с ракетами 9M115, должны хорошо знать устройство ракеты и правила обращения с ней, соблюдать все правила безопасности, установленные для работы с боеприпасами.

Запрещается:

–производить в войсках разборку рэкеты 9M115;

–производить какие-либо монтажные работы на снаряженной ракете 9M115;

–применять практические и боевые ракеты 9M115 на учебных занятиях.

При проведении осмотров ракет 9M115 не разрешается присутствие посторонних лиц, не принимающих непосредственного участия в проводимых работах.

Не допускается нахождение ракет 9M115, выпущенных в 1978г., на расстоянии менее 40м от излучателей мощных радиотехнических средств, том числе при хранении, транспортировании и боевом применении.

Не допускается нахождение под воздействием электромагнитных полей, напряженностью, превышающей заданные для сухопутных войск уровни, ракеты 9M115 вне укупорочного ящика и комплекса 9M115.


2.7.3. Проверка технического состояния

Ракеты 9M115 при хранении и эксплуатации должны периодически подвергаться внешнему осмотру.

Для проведения осмотра необходимо извлечь ракету 9M115 из укупорочного ящика 9Я55 и осмотреть, строго соблюдая меры безопасности.

При внешнем осмотре необходимо цроверить:

–отсутствие повреждений контейнера;

–наличие и правильность постановки крепежных деталей;

–отсутствие нарушений покрытий.

Проверка функционирования бортовой аппаратуры ракет 9M115 в период гарантийного срока хранения и эксплуатации проводится только на базах боеприпасов при приемке их от завода поставщика и перед отправкой в войска.

Проверяются тек же падавшие и неисправные ракеты, посту­пившие из войск. Проверка производится с помощью пульта проверки 9В568, входящего в комплект контрольно-проверочной аппаратуры 9В567.

Для ремонта ракет 9М115 на базах каждой сотне снарядов придается групповой комплект ЗИП.

2.7.4. Правила хранения

Ракеты 9М115 могут храниться в отапливаемых и неотапливаемых помещениях, а так же в полевых условиях в таре под пломбами. Условия и порядок хранения ракет 9М115 должны соответствовать правилам и требованиям, установленным для хранения боеприпасов.

В полевых условиях хранения ракет 9М115 производится под навесом или на специально оборудованных площадках. Нижние ряды ящиков обязательно должны быть уложены на деревянные подкладки. Штабели необходимо укрывать брезентом от непосредственного воздействия атмосферных осадков и солнечных лучей, а так же принимать меры по защите ракет от биологических вредителей.

Ящики с ракетами 9М115 укладываются в штабели высотой не более 3-х метров. Укладывать ящики в штабели следует таким образом, чтобы был возможен доступ к формулярам, уложенным в карманы на торцах ящиков. Между штабелями должны быть свободные проходы шириной не менее 0,75м.

2.7.5. Транспортирование

Транспортирование ракет 9М115 может производиться автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным видами транспорта. Перевозить ранеты 9М115 разрешается только в исправной таре. Запрещается одновременно с ракетами9М115перевозить взрывчатые вещества и горючие материалы.

Перевозка ракет 9М115 автомобильным транспортом производится с соблюденном всех мер безопасности, указанных в действующем руководстве по хранению и снабжению артвооружения и боеприпасов в войсках.

Укладка ящиков с ракетами 9М115 выше борта автомобиля более чем на половину высоты ящика запрещается. Ящики должны быть плотно уложены, надёжно закреплены в кузове машины и укрыты брезентом.

Транспортирование ракет 9М115 колёсным и гусеничным транспортом по всем видам дорог и бездорожью производиться с максимально допустимыми скоростями для данного вида и состояния дорог.

Перевозка ракет 9М115 по железным дорогам и водным путям осуществляется в соответствии с действующими правилами по перевозке боеприпасов по железным дорогам и водным путям сообщения.

При погрузке в вагон ящики с ракетами 9М115следует укладывать в штабели и надежно закреплять, предохраняя от перемещений.

Автотранспортирование ракет 9MII5 может производиться в негерметизированных кабинах на высотах до 12000м. Норма нагрузки и порядок укладки ракет 9М115 определяются в зависимости от типа самолета.

Авиатранспортирование на самолёте АН-12 производится согласно «Инструкции по воздушной транспортировке не самолёте АН-12 изделий комплекса 9М115 («метис»)».

Транспортирование ракет 9М115 вне укупорочного ящика 9Я55 на судах ВМФ не допускается.

2.8. Заключение

Противотанковый комплекс 9K115 является комплексом носимого типа. Очень удобен в эксплуатации, эффективен в ближнем бою.

Снаряд 9M116 имеет мало электроники, поэтому отказ основных агрегатов маловероятен. Основными достоинствами комплекса являются:

а) относительно несложная конструкция ракеты 9М116.

б) простая система наведения.

Основным недостатком является малая дальность полёта – только до 1000 м. Применять комплекс в бою (как показывает практика) может даже малоподготовленный солдат.


3. ПРОТИВОТАНКОВАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА
9М113 «КОНКУРС»

3.1. Список обозначений

В Техническом описании приняты следующие обозначения и сокращения:

9М113 - индекс управляемой ракеты в контейнере (ракета без контейнера индекса не имеет);

9П148М - индекс боевой машины;

9П135М - индекс выносной пусковой установки комплекса 9К111;

9В871 - индекс контрольно-проверочной машины;

9В864 - индекс комплекта контрольно-проверочной аппаратуры для баз боеприпасов (для сборки управляемых ракет 9М111 и 9М113);

9В811 - индкс контрольно-проверочной аппаратуры для проверки управляемых ракет 9М111 и 9М113;

9Х237-1 - индекс электровоспламенителя разгонно-маршевой двигательной установки;

9Х179 - индекс порохового заряда разгонно-маршевой двигательной установки (с воспламенителем);

9Н131 - индекс боевой части с предохранительно-детонирующим механизмом;

9Э234М - индекс предохранительно-детонирующего механизма;

9Х180 - индекс порохового заряда вышибной двигательной установки (с воспламенителем);

9А684-индекс укупорочного ящика для ракеты 9М113;

БРП - блок рулевого привода;

ПДМ - предохранительно-детонирующий механизм;

РМДУ - разгонно-маршевая двигательная установка;

ВДУ - вышибная двигательная установка;

НАУ - наземная аппаратура управления;

КПА - контрольно проверочная аппаратура.

3.2. Назначение и боевые свойства

Управляемая ракета 9М113 предназначена для поражения танков, бронированных и других малоразмерных целей на дальностях от 75 до 4000 м.

Примечание: Управляемая ракета 9М113 далее по тексту будет именоваться «ракета 9М113».

Стрельба ракетой 9М113 производиться из боевой машины 9П148, с выносной пусковой установки 9П135М комплекса «Конкурс» и с пусковой установки 9П135 комплекса 9К111.

Минимальная дальность стрельбы определяется дальностью взведения предохранительно-детонирующего механизма (ПДМ).

3.3. Тактико-технические характеристики

Ракета 9М113 имеет следующие технические характеристики:

-максимальная дальность эффективной стрельбы:

а) из боевой машины 9П148 4000 м;

б) с пусковой установки 9П134М 3000 м;

в) с пусковой установки 9П135 3000 м;

-минимальная дальность стрельбы 75 м;

-бронепробиваемость под углом 60 от нормали 250 мм;

-средняя скорость полета 208 м/с;

-скорость вращения ракеты в полёте 5-7об/с;

-калибр ракеты 135 мм;

-длина ракеты 957 мм;

-размах крыльев 468 мм;

-массы ракеты 9М113 25 кг;

-масса ракеты без (контейнера) 14,5 кг;

-система управления полуавтоматическая с проводной линией связи:

-интервал температур боевого применения ракеты 9М113 ±500С;

-габариты контейнера 1260×188×230;

-габарит укупорочного ящика:

длина 137 мм;

ширина 392 мм;

высота 553 мм;

-масса укупорочного ящика с одной ракетой 47 кг.

3.3. Принцип действия, состав и общее устройство ракеты 9М113 «Конкурс»

3.3.1.Принцип действия ракеты 9М113

Управляемая ракета 9М113 (или же управляемый ракетный выстрел 9М113) состоит из собственно управляемой ракеты, контейнера и вышибной двигательной установки.

Контейнер служит как герметичной укупоркой, так и одновременно-пусковой трубой для управляемой ракеты.

В момент старта вышибная двигательная установка выбрасывает управляемую ракету из контейнера сообщая ей начальную скорость не менее 64 м/с.

После выброса управляемой ракеты из контейнера на удалении 10-15 м от места старта автоматически запускается разгонно-маршевая двигательная установка ракеты, обеспечивающая её дальнейший разгон и полёт на маршевом участке траектории.

Управляемая ракета, выполняемая по аэродинамической схеме «утка» (в которой аэродинамические органы управления размещены впереди центра тяжести летательного аппарата).

Управляющая сила, обеспечивающая тот или иной маневр ракеты, создается за счет подъёмной силы крыльев, корпуса и рулей.

Стабилизирующий момент крена в схеме «утка» может быть создан только элеронами, расположение которых на складывающихся крыльях вызвало бы много конструктивных сложностей. Поэтому в данной ракете система автоматической стабилизации по каналу крена отсутствует.

Вращение ракеты с произвольной скоростью может привести к совпадению частот вращения и продольных колебаний, что вызовет нежелательный резонанс. Для его исключения ракета вводиться в принудительное вращение относительно продольной оси с частотой 5….7 Гц (частота продольных колебаний 2….3 Гц).

Вращение ракеты в полёте обеспечивается крыльями и соплами, установленными под углами соответственно 20 и 90 к продольной оси ракеты.

Система управления ракетой в полёте полуавтоматическая с передачей команд по проводам.

Принцип полуавтоматического управления заключается в том, что старший оператор с момента вылета ракеты из контейнера до момента поражения цели удерживает перекрестие сетки оптического визира на цели, при этом ракета автоматически удерживается на линии визирования цели.

3.3.2. Состав и общее устройство снаряда 9М113

Снаряд 9М113 состоит из следующих основных частей (рис. 1):

- контейнера 1;

- ракеты 2.

- вышибной двигательной установки 3.

Контейнер служит герметичной укупоркой и пусковой трубой для ракеты.

Ракета стоит из следующих основных частей:

- блока рулевого привода;

- боевой части 9Н131;

- разгонно-маршевой двигательной установки;

- аппаратурного отсека.

Рис. 2. ПТУР 9М113 "Конкурс":

1 - контактный взрыватель; 2 - кольцо; 3 - руль; 4 - электровоспламенитель БРП; 5 - кумулятивная воронка; 6 - заряд ВВ; 7 - линза; 8 - компенсатор; 9 - ПДМ; 10 - бронировка; 11 - заряд ТТ; 12 - ТЗП; 13 - электровоспламенитель; 14 - воспламенитель; 15 - сопловая бобышка; 16 - координатор; 17 - лопасть; 18 - батарея; 19 - блок управления; 20 - катушка; 21 - кожух; 22 - лампа-фара.

Блок рулевого привода, входящий в состав бортовой аппаратуры управления ракетой, предназначен для управления ракетой в полёте по курсу и тангажу и представляет собой двухканальный электромагнитный механизм, приводящий в движение аэродинамические рули 7 (рис.3).

Рис. 3. Блок рулевого привода:

1 - электромагнит; 2 - винт; 3 - регулятор; 4 - ползунок; 5 - рамка; 6 - подшипник качения; 7 - руль; 8 - пружина; 9 - цапфа; 10 - якорь; 11 - торсион; 12 - полуось; 13 - стакан; 14 - колодка; 15 - контакт; 16 - кронштейн; 17 - жгут; 18 - колпак; 19 - бортовой и контрольный разъемы.

БРП (рис. 3) состоит из рамки, 4-х пар электромагнитов, 4-х якорей, каждый из которого жёстко связан с полуосью и цапфой руля. Якорь соединён с торсионом, который обеспечивает возвращение якоря в исходное (нулевое) положение при отсутствии команды управления.

При выходе снаряда из контейнера рули раскрываются с помощью пружины 8. Фиксация рулей в раскрытом положении осуществляется стопорами, на которые действует пружина 8.

Колпак 18 и контакт 15, соприкасаясь в момент встречи снаряда с целью, обеспечивают замыкание электрической цепи электродетонатора предохранительно-детонирующего механизма (ПДМ), что вызывает подрыв БЧ. БРП соединяется с БЧ стаканом 13.

Боевая часть крепиться в разгонно-маршевой двигательной установке четырьмя винтами.

Разгонно-маршевая двигательная установка предназначена для обеспечения заданной скорости полёта ракеты и представляет собой однокамерный, двухрежимный реактивный двигатель, работающий на твёрдом топливе. Разгонно-маршевая двигательная установка состоит из следующих основных узлов: камеры, порохового заряда и электровоспламенителя.

Пороховой заряд представляет собой цилиндрическую бесканальную шашку с глухим центральным отверстием в заднем её торце, бронированную по большей части боковой поверхности и переднему торцу.

Такая конструкция заряда обеспечивает два режима работы двигательной установки: разгонный и маршевый.

Аппаратурный отсек представляет собой корпус цилиндрической формы с укреплёнными на нем четырьмя крыльями.

В аппаратурном отсеке размещены следующие узлы бортовой аппаратуры: координатор, блок управления, катушка, лампа-фара и бортовой источник питания.

Крылья при расположении ракеты в контейнере находиться в сложенном положении и удерживаются полухомутами.

После вылета ракеты из контейнера полухомуты расцепляются и отбрасываются раскрывающимися крыльями.

Аппаратурный отсек крепится к разгонно-маршевой двигательной установке четырьмя винтами. Трос катушки проводной линии связи уложен вдоль снаряда от катушки до носовой его части в пазах лирок, прикреплен к обтекателю и корпусу ракеты, и закреплён колодкой на внутренней стороне передней крышки контейнера.

Электрическая связь аппаратурного отсека с боком рулевого привода осуществлена с помощью кабеля, закрытого обтекателем.

Вышибная двигательная установка предназначена для сообщения ракете начальной скорости полёта и представляет собой однокамерный, однорежимный реактивный двигатель, работающий на твёрдом топливе. Вышибная двигательная установка расположена в контейнере между ракетой 2 (рис. 1) и задней крышкой контейнера, состоит из камеры 10 (рис. 4), стоек 27, порохового заряда 5, порохового состава 12 и электровоспламенителя 15. Вышибная двигательная установка имеет шесть передних «в» и пятнадцать задних «а» сопел.

Пороховой заряд представляет собой набор цилиндрических одноканальных трубок. От продольного перемещения в камере заряд фиксируется передней 3 и задней 7 решётками.

3.3.3. Состав источников электропитания

На ракете 9М113 размещены следующие источники электропитания:

- бытовой источник питания, предназначенный для питания бортовой аппаратуры управления и конструктивно входящий в состав блока управления;

- блок питания, предназначенный для питания наземной аппаратуры управления и размещённой на контейнере.

3.3.4. Общие сведенья о взаимодействии элементов ракеты при пуске и в полёте

При стрельбе с пусковой установки 9П135М для производства пуска ракеты оператор нажимает на спусковой крючок механизма пуска, расположенного на пусковой установке. При этом в механизме пуска индуктируются импульсы ЭДС, которые подаются на электровоспламенители бортового источника питания, при достижении на зажимах батареи фазы напряжения, равного 3В, срабатывает электровоспламенитель арретира координатора, срабатывает пироболт передней крышки контейнера и электровоспламенитель первой наземной батареи, вследствии чего открывается первая крышка контейнера и начинается процесс выхода на режим первой наземной батареи. Через 0,3….0,8 с после открытия передней крышки контейнера срабатывает электровоспламенитель вышибной двигательной установки. Пороховой заряд ВДУ воспламеняется и под давлением газов управляемая ракета выбрасывается из контейнера.

При движении ракеты в контейнере от действия стартовых перегрузок срабатывает инерционный замыкатель, который своими контактами замыкает цепь подачи напряжения на электровоспламенитель разгонно-маршевой двигательной установки. Электровоспламенитель срабатывает и воспламеняет пороховой заряд разгонно-маршевой двигательной установки.

Запуск РМДУ приходиться на траекторию полета ракеты на расстоянии 10-15 м от места старта.

Выброшенная из контейнера ракета продолжает движение под действием реактивной силы работающей РМДУ.

После вылета ракеты из контейнера световое излучение лампы-фары, попадая во входной зрачок оптико-механического координатора НАУ, собирается объективом в фональной плоскости, где расположен модулирующий диск. Промоделированный диском световой сигнал преобразуется в электрический сигнал фотодиодом, расположенным непосредственно за диском. С фотодиода электрический сигнал в виде частотно-модулированного напряжения поступает в аппаратурный блок НАУ.

Аппаратурный блок автоматически вырабатывает управляющие напряжения по курсу и тангажу.

При встрече ракеты с целью контакт и колпак, находящийся в блоке рулевого привода, соприкасаются, замыкая электрическую цепь электродетонатора предохранительно-детонирующего механизма боевой части.

Электродетонатор, срабатывая, инициирует взрывчатое вещество, что приводит к подрыву кумулятивного заряда боевой части.

3.4. Устройство и действие составных частей ракеты 9М113

3.4.1. Вышибная двигательная установка

ВДУ (рис. 4) предназначена для сообщения ракете начальной скорости полёта и представляет собой однокамерный, однорежимный двигатель, работающий на твёрдом топливе.

Рис. 4. Вышибная двигательная установка:

1 - винт; 2 - упор; 3 - передняя решетка; 4 - связка; 5 - основной пороховой заряд; 6 - картуз; 7 - задняя решетка; 8 - сопловой блок; 9,13 - уплотнительные кольца; 10 - камера; 11 - стойка; 12 - пороховой состав; 14 - контактный блок; 15 - электровоспламенитель; 16, 24 - мембрана; 17,19,23,25 - кольца; 18 - вкладыш; 20 - втулка; 21,26 - штифт; 22 - передний вкладыш; а - заднее сопло; б - кольцо; в - переднее сопло.

Вышибная двигательная установка устанавливается в контейнере между ракетой и задней крышкой контейнера.

Камера 10 (рис. 4) представляет собой сварную конструкцию. Сферическое дно камеры имеет шесть сопел «в». Каждое сопло состоит из переднего вкладыша 22, запрессованного в дно камеры, передней мембраны 24, и переднего кольца 23. В камере закреплена передняя решётка 3, имеющая упор в центре сферического дна. Упор осуществляется через штифт 21 и втулку 20 и служит для увеличения прочности решётке при работе ВДУ.

Сопловой блок 8 ввинчен в камеру 10 и имеет пятнадцать сопел «а». Каждое сопло имеет задний вкладыш 18, заднюю мембрану 16 и заднее кольцо 17. В сопловом блоке закреплены задняя решётка 7 и втулка 20.

Передняя 24 и задняя 16 мембрана обеспечивают герметичность ВДУ и стабильность воспламенения порохового заряда 5. Передняя 3 и задняя 7 решётки предназначены для фиксации заряда от продольного перемещения и для уменьшения выброса несгоревших частиц заряда в процессе работы ВДУ. Электровоспламенитель 15 ввинчен в центральное отверстие соплового блока. Из корпуса воспламенителя выведены два провода, концы которых присоединены к контактному блоку 14, предназначенному для электрической связи ВДУ с контактами контейнера.

Пороховой заряд (9Х180) 5 размещён в картузе 6 заряда и состоит из набора цилиндрических одноканальных трубок.

Картуз заряда имеет двойное дно, между стенками которого помещен пороховой состав 12. Пороховой заряд 5 крепится к задней решётке двумя связками 4.

Герметичность внутренней полости ВДУ обеспечивается поджатием уплотнительных прокладок 9 и 13.

Для фиксирования и закрепления ВДУ в контейнере служат три упора 2 и кольцо «б» камеры. С помощью винтов 1 к упорам крепится три стойки 11 со штифтами 26.

При подаче электрического напряжения на блок 14 срабатывает электровоспламенитель 15. Форс пламени зажигает пороховой состав, который воспламеняет пороховой заряд. Под действием давления пороховых газов разрушаются мембраны передних и задних сопел.

Сила давления пороховых газов, истекающих через задние сопловые отверстия и через кольцевое сечение, образованное внутренней поверхностью контейнера и наружной поверхностью ВДУ, уменьшает усилие отдачи при выстреле.

3.4.2. Боевая часть с предохранительно-детонирующим механизмом

Боевая часть 9Н131 (рис. 5) кумулятивного действия предназначена для поражения бронированных целей.

Рис. 5. Боевая часть 9Н131:

1 - дополнительная шашка; 2 - обтекатель; 3 - линза; 4 - основная шашка; 5 - стакан; 6 - воронка; 7 - поджимное кольцо; 8 - переходное кольцо; 9 - винт; 10 - ПДМ; 11 - поджимная гайка; 12 - переходное кольцо; 13 - прокладка; 14 - корпус; а - ушко; б - резьбовое отверстие.

Боевая часть выполнена в виде самостоятельного отсека, расположенного между блоком рулевого привода и РМДУ, состоит из следующих основных узлов: кумулятивного заряда, корпуса и предохранительно-детонирующег


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: