Традиции отечественной историографии истории России
История исторической науки называется историографией.
В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса.
Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.
Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них – «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.
В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях.
В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.
Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках.
XVIII в - начало второго этапа, когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями.
На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определивший высокие достижения мировой исторической науки в целом.
20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества. Советская историческая наука, в значительной мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под мощным прессом партийно-коммунистического контроля, строилась на единой марксистско-ленинской методологии. (См. Приложение 15 А, Б). Вместе с тем было бы ошибкой не видеть достижений советских историков.
90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.
Методические указания
Изучение второго вопроса, начните с определения, что же такое «историография»? Следует усвоить, что понятие «историография как история историчекойнауки» утвердилось только в начале XX в.
Как это произошло? (См. Приложение 3).
Какие основные этапы развития отечественной исторической мысли Вы знаете?
При характеристике летописного периода историографии дайте опредение, что такое летописи (См. Приложение 4), когда они появились на Руси, какие основные этапы прошло развитие летописания.
Обратитет внимание на:
· анализ «Повести временных лет» - самой древней из сохранившихся летописей, (См. Приложение 5)
· на сведения о ее авторе - летописе Несторе (См. Приложение 6)
Выделите особенности развития исторической мысли в XVI- XVII вв.
Как Вы считаете, почему именно ХVIII в. стал веком становления в России научных исторических знаний?
Проанализируйте творчество Василия Никитича Татищева (1686 — 1750). (См. Приложение 7).
Учтите, что В.Н.Татищев, не будучи профессиональным историком, написал первую многотомную историю России - «Историю Российскую с самых древнейших времен». Видя в истории процесс развития человеческого разума, В.Н.Татищев рассматривал конкретный исторический материал через ряд взаимосвязанных систем: история человечества, история народа и государства, история конкретных человеческих деяний.
Центральной идеей «Историю Российскую с самых древнейших времен» является тезис о самодержавии как наилучшей форме государственного правления. Как Вы думаете, почему?
Давая оценку творчества В.Н.Татищева, проанализируте высказывание выдающегося историка XIX, С.М.Соловьев: «Заслуга Татищева состоит в том, он первый начал дело так, как следовало начать: собрал материалы, подверг их критике, свел летописные известия, снабдил их примечаниями, географическими, этнографическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившие темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей о древнем состоянии страны, получившей после название Россия, одним словом, указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься русской историей»?
Традиции В.Н.Татищева были продолжены в трудах М.В. Ломоносова(1711 — 1765) (См. Приложение 8), М.М.Щербатова (1733 — 1790), И.Н.Болтина (1735 — 1792).
Творчество Николая Михайловича Карамзина(1766 — 1826) (См. Приложение 9) стало новым шагом в осмыслении истории России через призму развития российской государственности.Создавая свой главный труд «Историю Государства Российского» в 12-ти томах Н.М. Карамзин руководствовался принципами: любовь к Отечеству как к части человечества и следование правде истории. Он считал, что движущая сила исторического процесса – это государственная власть, основанная на самодержавии, предназначение которой «не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».
Как Вы думаете, за что А.С.Пушкин «Историю Государства Российского» Н.М. Карамзина назвал «не только созданием великого писателя, но и честного человека».
Рассмотрите научное творчество историков XIX в.:
· Погодина Михаила Петровича (1800 - 1875) (См. Приложение 10)
· Кавелина Константина Дмитриевича (1818-1885) (См. Приложение 11)
· Соловьева Сергея Михайловича (1820-1879) (См. Приложение 12)
· Ключевского Василия Осиповича (1841-1911) (См. Приложени 13)
Какие направления отечественной историографии они представляли?
Особое внимание уделите анализу трудов С.М.Соловьева.
Подумайте:
· как были связаны педагогическая и научная деятельность С.М.Соловьева?
· почему написание С.М.Соловьевым 29-томной «Истории России с древнейших времен» стало настоящим научным подвигом историка?
· на чем основывалось мнение С.М.Соловьева, что исторический прогресс России выражается в ее продвижении к «правовому государству» и «европейской цивилизации»?
При изучении творчества В.О.Ключевского, обратите внимание, что научные интересы В.О. Ключевского отличались многоплановостью и в центре его внимания находились важнейшие вопросы русской истории: социально-экономические процессы, происходившие в Древней Руси, история закрепощения крестьянства, «великорусский» период складывания и эволюции единого Российского государства под властью Москвы.
В своем главном труде 5-томном «Курсе русской истории». В.О. Ключевский всесторонне освещает ход русской истории от зарождения Древнерусского государства до отмены крепостного права (1861). Основываясь на теории «факторов» или множественности условий исторического развития, автор уделяет внимание не только политической истории, но и экономике, культуре, быту и нравам народа, общественной жизни.
Согласны ли Вы с утверждением В.О. Ключевского, что «людское общежитие» строят «три основные исторически силы»: человеческая личность, общество и природа страны, а двигателями прогресса ученый считал «умственный труд и нравственный подвиг».
«Курс русской истории» В.О. Ключевского получил всемирную известность и был переведен на многие языки. Творчество В.О. Ключевского оказало сильное влияние на его учеников – П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, М.Н. Покровского, Н.А. Рыжкова, М.К. Любавского, М.М. Боголюбского и других.
Рассматривая советский период отечественной историографии, выявите специфику советской развития советской исторической науки. Как Вы думаете, почему советские историки основные усилия сосредотачивали на изучении социально-экономической проблематики, истории революций и народных движений.
Обратите внимание, что одновременно с советскими учеными исследованием прошлого России активно занимались историки-эмигранты. (См. Приложение 14)
При подготовке ответа используйте материал Приложения к вопросу 2.
Приложения к вопросу 2
Приложение 3
Справочный материал
История исторической науки называется историографией. Однако в данном контексте это понятие утвердилось не сразу.
Термин «историография» в переводе с греческого означает «писание истории». Известный русский историк начала XX в. А.С. Лаппо-Данилевский выяснил, что историографами в средневековой Франции называли художников, работавших в жанре исторической миниатюры. Однако уже с XVI в. так стали именовать лиц, которым король поручал написать историю Франции.
В дореволюционной России существовало звание «придворного историографа», дававшееся известным ученым и писателям, которые призваны были работать над подготовкой и написанием официальной российской истории. Получение этого звания давало возможность свободного доступа в архивы и обеспечивало его носителю высокий должностной оклад.
В XVIII-XIX вв. «историографами» называли исторических сочинений, а под историографией понимался процесс написания исторических трудов. Только в XX в. в исторической литературе утверждается термин «история исторической науки», который все чаще используется как синоним понятия «историография».
Приложение 4
Справочный материал
Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)
Летописные своды – соединение текстов нескольких летописей или известий из других источников более раннего времени.
Приложение 5
Справочный материал
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ – древнерусская летопись, созданная в 1110-х гг. Самый ранний дошедший до нашего времени список «Повести временных лет» относится к XIV в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377 г. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер.XV в.).
«Повесть временных лет» – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в XI в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания XI– начала XII в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037 г., но не позже 1044 г., был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 г. в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины XI в. В 1093–1095 гг. здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.
В 1110–1113 гг.была завершена первая редакция (версия) «Повести временных лет» – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.
В первой редакции «Повести временных лет» были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г.Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г.монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 г.неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст «Повести временных лет «был переработан. Так возникли вторая и третья редакции «Повести временных лет»; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.
Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи XIV–XVI вв. открываются текстом «Повести временных лет».
Название Повесть временных лет (точнее, Повести временных лет – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как «Повесть минувших лет,» но существуют и другие толкования: «Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках, Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда».
Повествование в «Повести временных лет» начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями «Повести временных лет» было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в «Повести временных лет «открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции «Повести временных лет «устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.
Основные события в «Повести временных лет» – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.
В состав «Повести временных лет» включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые полагают, что летописи и, в частности, «Повесть временных лет», составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.
Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом – все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны.
Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином (сказание Повести временных лет под 1015 г.). Владимир Святославич – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988 г.).
В состав «Повести временных лет также включаются предания». Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В «Повести временных лет» доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.
В состав «Повести временных лет» включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015 г., которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074 г.
Значительную часть текста в «Повести временных лет» занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.
Необычайно широкий круг источников — предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записки, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы 90-летнего старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников, — позволили написать историю Руси как основную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Приложение 6
Справочный материал
