Клинический пример. Александр Ш. 26 лет. Образование высшее

Александр Ш. 26 лет. Образование высшее. Женат.

По характеру робкий, нерешительный, неуверенный в себе. С детства страдал «комплексом неполноценности».

Родители в разводе, жил вдвоем с матерью. Мать — жестокая, властная женщина, с раннего детства сурово наказывала сына за малейшую провинность — ставила в угол, где мальчик должен был часами стоять неподвижно, пока «не осознает» и не «исправится». Он обливался слезами, просил у матери прощения, обещал никогда так не делать, и только вдоволь насладившись унижением сына, она милостиво разрешала ему покинуть угол.

Отца Александра его мать ненавидела, даже не могла спокойно говорить о нем, обзывала при мальчике самыми оскорбительными словами. Самым большим оскорблением было то, что она находила в сыне черты отца. Сына называла «рохлей», «мямлей» и вместе с тем требовала от него беспрекословного подчинения и послушания.

Однажды она застала 7-летнего Александра дома играющим с соседской девочкой. Дети переоделись в её одежду и играли «во взрослых». Александр был «муж», а девочка — «жена». Мать Александра раскричалась, отшлепала сына, заявив, что ему ещё рано думать о том, чтобы стать мужем и снова поставила его в угол.

После школы он должен был сразу же возвращаться домой, гулять во дворе мать ему запрещала, заявив, что он «наберется» от других детей «хамства» и «плебейских замашек». За малейшее опоздание она его наказывала.

В школе его прозвали «маменькиным сынком», так как он часто повторял: «Мне мама не разрешает». Никогда не принимал участия в субботниках, школьных вечерах или других мероприятиях. Боялся даже попросить разрешения у матери пойти на школьный вечер.

Мать постоянно твердила ему, что молодежь растет «распущенная», подростки пьют, «развратничают», «тюрьма по ним плачет», и ему ни к чему набираться у них «дурному», пусть лучше сидит дома и учит уроки, а не то он по своей слабохарактерности попадет в какую-нибудь неблаговидную историю. «Имей ввиду, я тебя выручать не стану!», — грозила она сыну.

Учился Саша старательно, был прилежным, послушным, тихим, учителя его всегда хвалили. выдающимися способностями не отличался, но из-за своей усидчивости все уроки всегда выполнял безукоризненно. Но от каких-либо общественных поручений всегда отказывался, боясь не справиться.

Мать всегда внушала ему, что он «недотепа», у него «руки не из того места растут». Физически действительно рос слабым, с неразвитой мускулатурой. Хотя был выше многих сверстников, но был нескладным, сутулился, сверстники его дразнили. Самыми мучительными для него были уроки физкультуры. Он не умел ни бегать, ни прыгать, ни играть в спортивные игры.

Поллюции с 14 лет. Примерно с этого же возраста стал мастурбировать. Однажды ночью мать заметила это (у них была однокомнатная квартира и мальчик спал в одной комнате с матерью). Она выволокла сына из постели и устроила ему «разнос», осыпая всевозможными оскорблениями. Долговязый подросток, который был на целую голову выше матери, в одних трусах и майке, дрожа стоял босиком перед матерью, а она несколько часов кричала до хрипоты, как будто он совершил немыслимое преступление. После этого она пообещала привязывать его руки к спинке кровати, если он ещё хоть раз будет заниматься «этой мерзостью». Но когда матери не было дома, запирался в ванной (хотя дома был один) и мастурбировал.

В школьные годы ни в кого не влюблялся. Девочек стеснялся, считал себя «уродом», боялся их насмешек. Даже когда к нему обращалась одна из одноклассниц, опускал голову, краснел, закусывал губу, молчал и терялся, не зная, как себя вести и что отвечать.

Закончив школу, поступил в университет на физико-математический факультет. Девушек на курсе было мало. Ему нравилась одна из сокурсниц, но она не обращала на него внимания. Он даже боялся к ней подойти, на лекциях часто смотрел в её сторону, но она сидела далеко и ни разу на него не взглянула.

Закончил институт, стал работать. По-прежнему жил с матерью. У матери была гипертония, она часто лежала в больнице или ездила в санаторий, и только в её отсутствие он мог вздохнуть спокойно. Но даже когда её не было, в основном, сидел дома, так как друзей у него не было, пойти ему было некуда.

Когда Александру было 25 лет, к ним приехала погостить дочь приятельницы его матери. Она была на 3 года младше его, симпатичная, веселая и современная девушка. Он сразу влюбился, но так боялся, что мать скажет при ней какую-нибудь грубость в его адрес, что боялся каким-либо образом проявить свои чувства. Она относилась к нему с симпатией, расспрашивала о его жизни, работе, попросила быть её гидом. С разрешения матери он стал показывать ей Москву, они ходили в музеи, где сам Александр никогда раньше не был.

Через две недели во время очередной прогулки неожиданно для самого себя Александр брякнул: «Выходите за меня замуж» и сам испугался своей смелости. Она рассмеялась, сказав, что они слишком мало знакомы, а потом согласилась. Он не знал, как сказать об этом матери, но его невеста сама сказала ей. К удивлению Александра мать отнеслась к этому благосклонно. Они подали заявление в ЗАГС, и невеста уехала в свой город, чтобы сообщить новость родителям.

На свадьбу приехало много её родственников, а со стороны Александра была лишь его мать. Родители невесты сразу сказали, что молодым лучше жить отдельно, так как в однокомнатной квартире вместе с матерью жить ни к чему. Для начала они сняли для них квартиру и дали им денег на покупку квартиры.

В первую брачную ночь Александр чувствовал себя самым несчастным человеком на свете. Невеста ему очень нравилась, он считал, что любит её, ни к одной девушке он так не относился. Но он даже не умел целоваться, не имел понятия даже о самой примитивной технике полового акта и очень боялся, что у него ничего не получится.

У него действительно ничего не получилось. Эрекции почти не было, а когда невеста прикоснулась рукой к его половому члену, он вздрогнул и отпрянул. Она удивилась и спросила, в чем дело, разве она ему неприятно. Но он был в полной панике и даже не пытался объяснить случившееся. Она обиделась, отвернулась к стене и уснула. А он пролежал без сна всю ночь. Когда он думал о том, что она лежит рядом или видел её тело в прозрачной ночной рубашке, у него возникала эрекция, но он боялся к ней прикоснуться.

Утром они помирились. Но на следующую ночь все повторилось. Стоило жене к нему прикоснуться, как у него пропадала эрекция. Так они промучились около месяца, и он ни разу не смог совершить половой акт. У жены был определенный сексуальный опыт и она предлагала ему свою помощь, но он отскакивал от нее, как ошпаренный, и в конце концов она на него сильно обиделась и заявила, что ему нужно пойти лечиться. Ей нужен нормальный муж и полноценные сексуальные отношения, она хочет иметь детей, и такая «половая» жизнь её совершенно не устраивает. Самой основной её претензией был упрек, почему он не предупредил её, что он «полный импотент». Александр боялся признаться ей, что и сам этого не знал, так как раньше не был близок с женщинами.

По настоянию жены пришли на консультацию вместе. Александр не был импотентом, и в дальнейшем их сексуальная жизнь нормализовалась. Но его мать постоянно вмешивалась в их жизнь, часто приходила к ним, придиралась к невестке, брезгливо поджав губы, жаловалась, что та «развела грязь» и демонстративно проводила пальцем по мебели, пытаясь обнаружить несуществующую пыль. После посещений матери Александр долго не мог успокоиться, у него вновь были проблемы с эрекцией и он снова приходил на консультацию. Когда жена забеременела, он был «на седьмом небе» от счастья.

Во время очередного визита свекрови, когда та стала давать советы беременной невестке, как себя вести, та в довольно резкой форме отпарировала, что не нуждается в её советах. Та пришла в негодование, но жена Александра была хоть и молода, но обладала сильным характером. Она заявила, что свекровь испортила жизнь своему сыну, но лично она больше терпеть её тиранизм не намерена и выставила свекровь, приказав ей больше никогда не переступать порог её дома.

После этого мать звонила Александру, злобно выговаривая ему за жену и упрекая его, что он не вступился за мать. Но Александр вдруг проявил прежде несвойственную ему строптивость и сказал, что его жена совершенно права и он тоже не хочет, чтобы мать вмешивалась в их жизнь и попросил оставить его в покое. Она ещё несколько раз звонила, но услышав её голос Александр или его жена вешали трубку.

Периодически у Александра бывали проблемы с эрекцией, но он уже не отказывается от стимуляции со стороны жены, и в целом их сексуальная жизнь нормализовалась.

Основным стержнем задержки психосексуального расстройства, на который впоследствии нанизываются другие сексуальные нарушения, являются трудности общения (коммуникации) и нарушения поведения, вызванные неправильным воспитанием.

На этапе, когда ребенок 2-4 лет проявляет естественное и нормальное для его возраста любопытство к своему телу, половым органам и телу и гениталиям сверстников, такие родители расценивают это как «распущенность» и строго наказывают его за это. Впоследствии некоторые родители точно так же реагируют и на стремление мальчика общаться с девочками, и на его первую детскую влюбленность — наказывают, запирают дома, запрещают видеться с девочкой, в которую он влюблен.

Запреты на общение со сверстницами-девочками приводит к тому, что у мальчика не развивается навыков общения и нормального поведения с представительницами противоположного пола. Из-за неправильного воспитания становление сексуальности отстает от своих нормальных сроков — это называется асинхронией психосексуального развития.

На первых двух этапах психосексуального развития его задержка не привлекает внимания родителей. У таких детей менее выражены или отсутствуют любопытство, связанное с полом. Они не задают родителям обычных в этом возрасте вопросов, например, откуда берутся дети, чем отличаются половые органы мальчиков и девочек. При этом у ребенка отсутствуют 1 и 2 этапы психосексуального развития. Сами дети этого, конечно, не сознают, а родители считают отсутствие интереса к проблемам пола — свидетельством хорошего воспитания, поощряют сына как образец поведения.

Это сочетается с правильным становлением полового самосознания и формированием половой роли ребенка во всех остальных сферах общения.

Из-за задержки психосексуального развития выпадает важнейшая фаза — практическое обучение общению между полами.

Иногда из-за трудностей общения со сверстниками такие подростки начинают играть полоролевые игры, свойственные 5-7-летним детям. Они предпочитают общаться с детьми младшего возраста, играют с ними в «семью», в «доктора».

Но подростковому возрасту свойственен иной гормональный фон и большая осведомленность по вопросам пола. Совпадение таких запоздалых полоролевых игр с высокой гормональной активностью, в сочетании с эмоциональной привязанностью к своим маленьким друзьям, — может привести к суррогатной форме реализации либидо и искажению направленности полового влечения. В будущем у них может развиться гомосексуальное влечение или педофилия (сексуальное влечение к детям).

Нарушения становятся более явными уже в подростковом возрасте, когда затрудняется формирование психосексуальных ориентаций.

Если мальчика неправильно воспитывают, то у него формируется так называемый «барьер общения» с девочками. При попытке девочки с ним заговорить, такие подростки смущаются, краснеют, грубят или убегают.

На этапе формирования психосексуальных ориентаций половое влечение задерживается на платонической или эротической стадии. Реализация влечения соответствует той стадии, на которой произошла задержка, а фантазии и мечты как бы опережают эту стадию и соответствуют уже следующей стадии.

Чаще всего происходит задержка на эротической стадии либидо, и это является одной из частых причин нарушения психосексуальных ориентаций. А психосексуальные ориентации — это выбор объекта, на который будет направлено половое влечение. Если психосексуальные ориентации нарушаются, то это — основа для формирования в будущем сексуальных извращений.

Вот почему родителям так важно знать все этапы психосексуального развития ребенка, чтобы своими неправильными «воспитательными» мерами не создать почву для извращения у него сексуального влечения. Во многих случаях причины сексуальных извращений уходят своими корнями в детство ребенка, и виноваты в этом именно родители.

Кроме того, влияние микросоциальной среды (то есть, ближайшего окружения, в первую очередь, родителей), в том числе и неправильное половое воспитание, приводит не только к задержке психосексуального развития, но и к нарушениям формирования психики ребенка и подростка, к деформации его личности.

В более старшем возрасте все нарушения ещё больше усугубляются, так как у юноши отсутствуют правильные навыки общения с представительницами противоположного пола, которые он должен был бы приобрести в подростковом возрасте. Половое влечение не достигает зрелости, останавливаясь на стадии платонического или эротического либидо.

Повзрослев, юноша или молодой мужчина может столкнуться с непреодолимыми для него самого проблемами эротического и сексуального общения. Он не умеет правильно ухаживать за девушками. Отсутствие навыков общения, которым он должен был научиться в соответствующем возрасте, и отсутствие закрепления их на практике, что должно было бы произойти на этапе становления сексуальности, — не позволяет юноше правильно провести платоническое общение с партнершей. Он может общаться с девушками только как с товарищами или же, испытывая платонические чувства, юноша не способен перевести эти отношения в эротический контакт и завершить интимной близостью. Сексуальное влечение к женщинам снижено или отсутствует. В этом кроется важная причина многих сексуальных нарушений у мужчин, когда они достигают зрелого возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: