Русская Правда

РП составлялась длительный период с X-XΙΙ века, но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 году. До нас дошло более 110 таких сборников в различных списках (копия текстов редакции РП). Эти сборники получили название Русская Правда. Они объединены в три редакции (большие группы статей, объединенных хронологическим и смысловым содержанием); эти редакции значительно отличающихся друг от друга по объему, структуре и содержанию: Краткая, Пространная, Сокращенная. Некоторые списки именуются по месту нахождения: Синодальный - в библиотеке Синода; Троицкий - в Троице-Сергиевской Лавре; Академический - в библиотеке Академии Наук. Существует две противоположные оценки свода: РП - официальный свод княжеского права (Погодин, Беляев), либо частный сборник юридических обычаев и судебной практики (Сергеевич, Владимирский-Буданов). По мнению Ключевского, РП представляла дополнение к Кормчей, а текст сформировался в сфере не княжеского, а церковного судопроизводства.

Краткая редакция. Древнейшая правда (статьи 1-18), составленная в 30-х годах XI века Ярославом Мудрым, поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (одинаковое наказание за убийство любого человека). Вторая часть - Правда Ярославичей (ст. 19-43), составленная в 70-х годах XI века, когда княжил сын Ярослава Изяслав. В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения. Также в КП входил Покон Вирне (покон – закон, вира – штраф) и Урок Мостников. Если в Правде Ярослава рассматриваются такие преступления как побои, оскорбление, членовредительство, то Правда Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях КП (статьи 41-43) определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.

Пространная редакция. Создавалась в XΙΙ-XΙΙΙ веках, включает в себя статьи из КП, Суд Ярослава, Устав Владимира Всеволодовича, Устав о Холопах, Устав о Закупах. Это наиболее полная и распространенная редакция. В этом документе полностью оформляется феодальное право-привилегия; подробно регламентируется гражданское, уголовное право, судоустройство и судопроизводство; появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах.

Сокращенная редакция. Существует 2 подхода: одни исследователи считают, что сокращенный текст – это версия ПП, другие считают, что СП- более ранняя по сравнению с пространной.

В РП заключены существующие нормы права русского законодательства. РП включает в себя: нормы обычного права (кровная месть - ст.1 ПП, круговая порука – ст.20 КП, ордалии – ст.21, 22, 85 ПП); нормы из договоров Руси и Византии (виды наказаний); нормы из княжеского законодательства (уставы князей); нормы из судебной практики. В РП вошел ряд церковно-правовых источников византийского происхождения - Номоканон (Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав), превращенный на Руси в Кормчую, Эклога (издана в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящена гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировала в основном феодальное землевладение), «Закон судный людем» (создан болгарским царём Симеоном), Прохирон (изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов), Закон градской.

РП касалась всех сфер жизни, регламентировала: право собственности; обязательственное, наследственное, уголовное и процессуальное право. В РП отсутствовала нумерация (она сделана современными исследователями), не структурирована, отсутствовало деление на разделы, статьи. При разном подходе разные ученые выделяют 115 или 121 статью. Большинство статей по уголовному праву, поэтому РП иногда оценивается как памятник русского уголовного права. РП имеет большое значение с точки зрения развития законодательства, так как на ее основе создавались другие сборники.

Субъекты права. Различия между слоями населения имеются в ответственности за убийство – ст.1 ПП и порядке наследования – ст.90-91 ПП. Юридические привилегии распространялись на князя, бояр, княжьих мужей. Не все эти лица можно назвать феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым приближенностью к двору и имущественным положением. Субъектами являлось все личносвободное население. Все субъекты – физические лица, понятия юридического лица закон не знал

IV.Каноническое право – церковное законодательство (канон – правило) – международное право, так как содержало общие нормы для всех христианских государств. На Русь христианство пришло из Византии, поэтому в русском церковном законодательстве были заимствованы нормы византийского права. Каноническое право включало в себя: нормы из священного писания – Библии, Ветхого и Нового Завета; правовые заповеди, выработанные церковной властью.

В Своде законов патриарха Иоания Схоластика (VΙ век) систематизировались церковные правила, установленные Соборами, а также царские законы, касающиеся Церкви. Церковные и гражданские постановления во многих сборниках объединялись между собой по сходству содержания – такие книги получили название Номоканонов («единые правила»). В конце ΙX века наиболее известным стал Номоканон патриарха Фотия, в котором параллельно церковным правилам были подобраны статьи и комментарии к ним из Кодекса Юстиниана. Свод и Номоканон появились на Руси в XΙ-XΙΙ веке, получив название Кормчей книги («кормчая» - «руководящее, направляющее»). Перевод Номоканона был сделан Мефодием. В XΙΙ-XΙΙΙ веках к основному тексту Номоканона прибавляются положения русского права (РП) и новых источников канонического, церковного права. В XΙΙΙ веке формируется путем компиляции многочисленных источников церковного правка, новая Кормчая книга митрополита Кирилла ΙΙ. Наряду с церковными правилами Книга содержала императорские законы и новеллы. Как церковные, так и гражданские законы, содержавшиеся в византийских церковных книгах, воспринимались русским правом избирательно, с оговорками, применительно к местным национальным условиям. Содержавшиеся в Кормчих отрывки из Эклоги (свода семейного и гражданского, отчасти – уголовного права VΙΙΙ века) и Прохирона (свода законов ΙX века, созданного на материалах кодификации Юстиниана), интерпретированы применительно к русским условиям (замена членовредительства денежным взысканием, а уголовных – церковными).

Как влияние византийского права, так и факты его приспособления, адаптации к местным условиям весьма заметны в содержании Русской Правды и церковных уставов Владимира и Ярослава (конец X – начало XΙ века).

Статьи «Кормчей» регламентируют систему церковного управления; иерархию (церковь имела епархии и епархиальное управление, которыми руководили епископы, они в свою очередь подчинялись митрополиту); правила вероисповедания (в частности, правила соблюдения постов, порядок общения с иноверцами, почитание святынь, запрещение употребления мертвечины). Кормчая определяет преступления против веры (наказание священнослужителям за неблагочинье, для монахов запрещались блудство, пиры в монастырях; статьи против язычества); а также регулирует сферу брачно-семейных отношений (условия и порядок заключения брака, в частности, права и обязанности супругов).

Кормчая действовала до XV века; часть ее статей вошли в церковные уставы.

V. Судебный прецедент – это нормы, установленные судебной практикой, которые впоследствии закрепляются в законе и определяют принцип решения подобных дел в будущем. Судебный прецедент основан на нормах обычного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: