Русские земли и княжества в условиях монголо-татарского ига (середина и вторая половина XIII в.)

Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII в.

Русские княжества и земли во второй трети XII – начале XIII вв.

Распад политического единства Киевской (вторая половина XI – первая треть XII вв.). Владимир Мономах.

Расцвет Киевской Руси (конец X – первая половина XI вв.). Владимир Святой и Ярослав Мудрый.

Киевская Русь в IX–X вв. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей.

Образование Древнерусского государства.

Восточные славяне в догосударственный период (VI-IX вв.).

Народы и древнейшие государства на территории России и сопредельных регионов.

1. Первые рабовладельческие цивилизации возникли в эпоху бронзового века (конец III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.) в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: государства Древнего Востока, Греция, Рим. Рабовладение как господствующая форма организации жизни просуществовало до III-V вв. н.э.

Закавказье, Средняя Азия, Причерноморье являлись окраинными землями рабовладельческого мира. Однако и на этой территории сложились рабовладельческие государства (в Закавказье – Урарту, в Средней Азии – Хорезм, Согдиана и Бактрия, в Северном Причерноморье – многочисленные греческие колонии – города-государства (полисы): Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.).

Греки не только вели с местным населением – скифами – оживленную торговлю, но и оказывали на них культурное влияние. Под общим названием «скифы» известны многочисленные кочевые племена, различавшиеся по месту заселения и занятиям. Скифы не были прямыми предками славян, но их потомки, по предположениям ученых, слились с древнеславянскими племенами. В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство.

В III веке до н.э. скифов вытеснила новая этническая общность – сарматы. Во II-III вв. н.э. сарматов вытеснили германские племена готов. Они подчинили себе соседние племена, в том числе финно-угорские и славянские.

IV-VII вв. известны в истории как Великое переселение народов. Нашествием гуннов открываются походы на Европу. Гунны разбили готов и предприняли опустошительные походы во многие страны. В VI веке гуннов сменили авары, обитавшие в бассейне Дуная и угнетавшие покоренные племена, в т.ч. славян. В VII веке появилось новое кочевое племя – хазары, основавшие обширное государство от Кавказа до Волги и Среднего Днепра – Хазарский каганат (просуществовал до конца Х века).

Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но и в дальнейшем соседствовали с ними, оказывая друг на друга взаимное влияние.

2. Восточные славяне в VI-IХ вв. занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне появились здесь с началом эпохи Великого переселения народов.

В процессе освоения Восточно-Европейской равнины славяне вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходила интенсивная ассимиляция народов. В VI-IХ вв. славяне объединились в общности, имевшие уже территориально-политический характер (племена, племенные союзы). Каждое племя состояло из большого количества родов, а племенные союзы включали в себя до 150 отдельных племен. Такие крупные племенные союзы совершали походы на Византию. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, а это ускоряло распад первобытнообщинного строя.

В летописном рассказе о расселении восточных славян названы поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, бужане, волыняне, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, белые хорваты, ильменьские словене.

Во главе племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка («нарочитые люди», «лучшие мужи»). Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало и народное ополчение, делившееся на «сотни» и «тысячи».

Восточнославянские дружины известны с VI-VII вв. Дружина делилась на старшую (из нее выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю) и младшую (жившую при князе и обслуживающую его двор). Старшие дружинники, богатые и знатные люди носили название «бояр», а младшие – «отроков» («детских»). По поручению князя дружинники собирали с покоренных народов дань. Такие походы именовались «полюдьем». В целом, дружина жила за счет своего вождя. Но по мере развития земледелия дружинники стали получать во владение и землю, сначала в форме пожизненного, затем - наследственного владения под условием службы.

Основу культуры восточных славян составляло язычество. Характерной чертой язычества было многобожие (политеизм). Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разные природные стихии или отражал социальные отношения в мифологизированной форме. Известны следующие боги: Перун (бог грома, молнии, войны), Сварог (бог огня), Велес (покровитель скотоводства), Мокошь (богиня, оберегавшая женщину как хранительницу семейного очага и домохозяйку), Симаргл (бог царства мертвых), бог солнца (у разных славянских племен – Ярило, Дажбог, Хорс).

Путь развития восточных славян имел свою специфику, отличающую его от исторического пути западноевропейцев. Сравнительно более суровые природно-географические условия, постоянная необходимость защищать свои земли от вражеских нашествий, более позднее возникновение городов у восточных славян – все это задержало на несколько столетий (по сравнению с Западной Европой) складывание централизованного государства. В то же время, процессы разложения родового строя, зарождения социального и имущественного неравенства, создания племенных союзов, развития внешних экономических и культурных связей, уже в начале IX века создали у восточных славян предпосылки к созданию единого мощного государства – Киевской Руси.

3. Древнерусское государство сложилось в результате взаимодействия социально-экономических (рост производительности труда, появление излишков, внутриродовое разделение труда, появление меновой и денежной торговли, социального неравенства), социально-политических (усложнение внутриплеменных отношений, межплеменные столкновения, становление княжеской власти), внешнеполитических (необходимость защиты от внешнего врага, потребность во внешнеэкономической и внешнеполитической экспансии) факторов.

Спор об образовании государственности у восточных славян длится с момента зарождения отечественной исторической науки. Основанием для него послужил рассказ древнейший русской летописи «Повести временных лет» о призвании варягов. В нем сообщается, что накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (также называемое историками Киевская Русь).

Эти летописные данные легли в основу т.н. «норманнской теории», разработанной в XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г. Ф. Миллером, состоявших на русской службе. Норманнисты считали призвание варягов началом древнерусской государственности, логически завершая эту версию утверждением о неспособности славян самостоятельно создать свое государство и их исторической отсталости от европейского мира. Тогда же была сформулирована антинорманнская теория, сторонники которой доказывали абсолютную самобытность славянской государственности, обнаруживая элементы славянской государственности еще в «доваряжскую эпоху». Первым критиком норманнской теории был М. Ломоносов. Он утверждал, что славяне по уровню развития опережали варяжские племена, которые к моменту призвания в Новгород не знали государственности.

Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории и считали началом русской государственности дату признания варягов. В исторической науке XX в. эта теория подверглась серьезной критике. Непримиримым ее противником выступил академик Б.А. Рыбаков. Он доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варягов» ученый считал поздней вставкой. Современные исследователи считают, что процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам, но не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, хотя и не преувеличивают его.

В целом, история Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX – первая треть XII в., условно может быть разделена на три больших периода: 1. IX-Х в. – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации; 2. конец Х – первая половина XI в. – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; 3. вторая половина XI – начало XII в. – переход к территориально-политической раздробленности.

4. Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение славянских и вела активную внешнюю политику. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси.

Княжение Олега (по летописным сообщениям родственника Рюрика), прозванного «Вещим», продолжалось 33 года – с 879 по 912 гг. После присоединения Киева, который он назвал «матерью городов русских» и сделал столицей государства, Олег подчинил своей власти ближайших соседей – древлян и северян, а затем и радимичей, освободив их от уплаты дани хазарам. Затем князь воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев. В 907 и 911 г. он с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя. В результате этих походов были заключены договоры с греками, предоставившие русским купцам широкие торговые привилегии. Одна из летописей донесла до нас поэтическую легенду о смерти Олега, пытавшегося обмануть предсказание волхвов и все же погибшего от змеи, спрятавшейся в черепе его боевого коня.

После смерти Олега полноправным правителем обширного, но еще очень непрочного в политическом отношении княжества стал Игорь (912-945). Первым его самостоятельным шагом стало усмирение в 914 г. восставших против киевской власти древлян. Тогда же к Киевскому государству были присоединены земли уличей. Еще одной заботой Игоря стала борьба с набегами кочевников – печенегов. Они появились близ пределов Руси в 915 г. и были встречены многочисленным войском во главе с князем. Не решившись вступить в бой, печенеги заключили перемирие на пять лет, по истечении которых на всем протяжении границы со степью уже бушевала настоящая война, изредка сменяющаяся коротким настороженным затишьем.

В 40-х гг. X в. князь совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью, но, потерпев неудачу, был вынужден в 944 г. заключить менее выгодный договор. Замирившись с греками, Игорь решил упрочить свою власть над подвластными Киеву славянскими племенами. Осенью 945 г. князь со своей дружиной отправился в полюдье, но, прибыв в Древлянскую землю, не ограничился данью, положенной ему по праву, а, отослав ее в Киев, потребовал новой. По летописному преданию, древляне решили на совете, что если повадится волк, то пока не убьют его, перетаскает всех овец. Противостоять, собравшемуся со всей восставшей древлянской земли народному войску малая дружина Игоря не смогла, и полегла под мечами древлян. Погиб и сам князь.

После гибели Игоря бразды правления страной приняла в свои руки его жена Ольга, поскольку ее сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Первым делом княгиня отомстила древлянам за смерть мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем Ольга с помощью хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. После расправы с древлянами она начала активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Вместо полюдья Ольга установила для земель, находившихся под властью Киева, фиксированные размеры дани – «уроки», а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах.

Завершив внутригосударственные дела, княгиня позаботилась и о престиже Руси на мировой арене. В отличие от своих предшественников, которые завоевывали авторитет для государства с помощью силы, Ольга решила воспользоваться дипломатией. В 955 г. (по другим источникам – в 957 г.) она посетила Константинополь, где приняла христианство.

С 60-х гг. X в. можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. К этому времени Киевская Русь представляла собой уже вполне оформившееся государство. Почти все свое правление Святослав провел вне Киева, в завоевательных похода. В 964 г. дружина князя, поднявшись по реке Десне, вступила в земли восточнославянского племени вятичей, бывших в ту пору данниками хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву и двинул свою рать дальше - против волжских болгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь захватил столицу Хазарского каганата город Итиль, взял крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе. На берегах Керченского пролива основал форпост русского влияния в этом крае – город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.

Святослав попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт. В 967 г. он отправился в дунайский поход. Военные действия оказались настолько успешными, что князь даже подумывал о перенесении столицы государства на Дунай в город Переяславец. Но планам не суждено было сбыться. В 968 г. из Киева пришло известие, что город осажден печенегами. Совершив стремительный бросок, Святослав вернулся на родину и отразил набег кочевников. Похоронив мать (969 г.). и посадив сыновей (старшего, Ярополка, – в Киеве, Олега – в Древлянской земле, Владимира – в Новгороде Великом), он снова ушёл с дружиной в Болгарию. Нанеся болгарским войскам поражение, Святослав стал совершать набеги на территорию Византии. Война продолжалась с переменным успехом до 971 г. В конечном итоге, потерпев несколько тяжелых поражений, князь был вынужден подписать мирное соглашение.

В 972 г. по дороге в Киев Святослав попал в засаду, которую устроили печенеги у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах.

5. После смерти Святослава Игоревича его сыновья стали править Русью, сидя каждый в своем городе. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою. Владимир бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол и стал один владеть Русской землею.

Долгое правление Владимира Святославича (980–1015) было отмечено целым рядом важных событий. Внутри страны и на ее границах князь стремился навести порядок. В 981 г. он воевал с поляками за так называемые Червенские города, расположенные на западе Волыни. В 981 и 982 гг. князь совершил успешные походы на вятичей, а в 984 г. – на радимичей. Для укрепления внутренних связей киевской державы Владимир применил практику замещения местных племенных князей своими сыновьями и старшими дружинниками. В его княжение была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей.

Важнейшим мероприятием, проведенным Владимиром Святославичем, явилась религиозная реформа. Поначалу князь, являясь убежденным язычником, в целях культурной интеграции земель предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако эта попытка не увенчалась успехом.

В 988 г. в качестве государственной религии была принята византийская модель христианства (православие), хорошо известная на Руси. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – т.н. «десятину».

Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. Лишь через 200- 300 лет христианство было принято всем народом. Среди положительных следствий принятия новой веры можно отметить повышение международного престижа Киевской Руси, введение моногамии, искоренение жестоких языческих ритуалов, например человеческих жертвоприношений. Кроме того, после принятия христианства расширились культурные контакты русских земель с Византией, Болгарией и другими христианскими странами, и как следствие этого – распространяется письменность, появляется большое количество грамотных и образованных людей.

Перед кончиной князь приблизил к себе Бориса, одного из младших сыновей, матерью которого была византийская принцесса Анна. По некоторым сведениям, именно ему, рожденному в христианском браке, Владимир Святославич собирался передать свой престол. Однако не собирались без боя отказываться от своих прав Святополк, сын Ярополка и пасынок Владимира, усыновленный им сразу после рождения, и Ярослав, старший из сыновей князя.

В 1014 г. Ярослав при поддержке новгородской ремесленной и торгово-финансовой элитой осмелился на открытое выступление против отца – отказался платить Киеву ежегодную дань в три тысячи гривен. Владимир стал готовиться к походу против непокорного сына, но неожиданная смерть положила конец его намерениям. Политическая ситуация в стране резко изменилась. Началась феодальная война за верховную власть. Великокняжеский стол захватил Святополк Окаянный, который попытался уничтожить своих братьев. Первым был убит князь Борис. Такая же судьба ожидала Глеба Муромского и Святослава Древлянського. В конечном итоге, киевский престол сумел занять Ярослав. А после смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, он окончательно стал единодержавным князем Древнерусского государства.

В правление Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигает наибольшего расцвета. Князю удалось добиться значительных успехов в борьбе с внешними противниками. Были одержаны победы над Польшей, ятвягами, литвой, чудью. В 1036 г. Ярослав нанес поражение осаждавшим Киев печенегам, и после этого они уже не нападали на русские земли. По преданию, в 1037 г. на месте, где князь разбил печенегов, был возведен Софийский собор. Значение победы Ярослава над печенегами не было помрачено даже неудачею предпринятого при нем набега на Византию (1043 г.). Трехлетняя война с греками была последним столкновением Руси с Византией и окончилась подписанием мира, скрепленного браком сына Ярослава с византийской принцессой.

Свидетельство могущества киевского князя – стремление иностранных правителей к союзным отношениям с Киевом, скрепленным брачными узами. Сам Ярослав женился на дочери шведского короля, сестра Ярослава Мария была выдана замуж за польского короля Казимира, старшая дочь Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия отправилась в Венгрию, а младшая дочь Анна Ярославна вышла замуж за французского короля Генриха I.

Ярослав поднял престиж церкви. В 1051 г. он без ведома константинопольского патриарха утвердил киевским митрополитом русского государственного деятеля Иллариона. В правление Ярослава начинается составление одного из крупных юридических памятников средневековья – «Русской правды» – свода законов Древнерусского государства. «Русская Правда» – ценнейший, а в ряде случаев и единственный источник по социально-экономической и политической истории Киевской Руси.

6. Незадолго до смерти Ярослав оставил завещание детям, в котором определил систему наследования. Старший сын Изяслав принял титул великого киевского князя, но остальные братья тоже получили уделы: Святослав – Чернигов и Муром, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю, Вячеслав – Смоленск, а Игорь – Владимир-Волынский. Новгород подчинялся непосредственно киевскому князю. По этой системе после смерти Изяслава в Киев переходил Святослав, в Чернигов – Всеволод и т.д. Таким образом, титул великого киевского князя доставался старшему князю во всем роде Рюриковичей. Такой порядок передачи престола получил название «очередного» или «лествичного». Если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства, становились «изгоями».

Большая часть княжения Изяслава (1054-1078) характеризуется равным участием в государственном управлении великого князя и его младших братьев – черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода. Братья вместе предприняли пересмотр «Русской правды» (приняв т.н. Правду Ярославичей), совместно принимали решения о замещении вакантных княжеских столов, а также учредили отдельные митрополии в своих княжествах, вместе воевали против торков и впервые объявившихся у русских границ половцев. Первые десять лет правления Изяслава Ярославича прошли относительно спокойно, по крайней мере, они не омрачались никакими внутренними раздорами. Но с 1067 г. начались княжеские усобицы. Несколько раз Изяслав вынужден был покидать Киев и искать помощи у своего родственника польского короля Болеслава II.

Правление следующего великого киевского князя Всеволода Ярославича (1078-1093) было омрачено набегами половцев и постоянными междоусобными войнами между племянниками и двоюродными внуками Всеволода, вызванные несовершенством ярославовых законов наследования. В целях преодоления усобиц в княжение следующего великого киевского князя Святополка Изяславича (1093-1113) на съезде князей в г. Любече (1097 г.), созванном по инициативе сына Всеволода Ярославича переяславского князя Владимира Мономаха (прозвище перешло к нему от деда – византийского императора) были приняты решения, подрывающие основы родового старейшинства. Князья провозгласили принцип «Каждый да держит отчину свою», приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах, отчинах, стали утверждаться отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству. Киев по-прежнему считался главным среди русских городов, и правил там старший, великий.

От окончательного распада Киевскую Русь сдерживал внешний фактор – появление к середине XI в. в южнорусских степях новых кочевников – половцев. Главным организатором борьбы с половецким нашествием вновь стал Владимир Мономах. В 1103 г. состоялся Долобский съезд князей, на котором по его инициативе принимается решение об общерусском походе против половцев. Вскоре русское войско, в которое вошли дружины почти всех русских князей, выступило в степь. В решающей битве половцы потерпели сокрушительное поражение. В дальнейшем Владимир Мономах совершил еще несколько походов. В 1111 г. были разорены главные половецкие города – Шарукань, Сугров и Балин. После этого многие половцы откочевали в Грузию, Венгрию и к Каспийскому морю.

В правление Святополка в Киеве возросло социальное напряжение. Великий князь был весьма ограниченным человеком. Ради наживы он спекулировал солью и предоставил полную свободу действий ростовщикам. Многие люди были разорены, попали в долговую зависимость и уже не могли платить огромные проценты по долгам. Все это привело к восстанию в Киеве в 1113 г. после смерти Святополка. Возмущенные наглым поведение властей, жители Киева разгромили дворы ближайших сподвижников умершего князя и дома ростовщиков. Большая толпа бросилась в строну Печерского и Выдубицкого монастырей, грозясь расправиться с монахами.

Восставшие киевляне потребовали провозглашения великим князем Владимира Мономаха (1113-1125). В некоторой степени он оправдал ожидания простых людей, пойдя на определенные уступки, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов.

В памяти бедных слоев населения Владимир Мономах остался выдающимся полководцем и социальным реформатором. Не случайно за ним закрепилось прозвище «смердолюб». Он также значительно укрепил государственность, остановил процесс распада Руси на отдельные княжества. По всем крупным городам князь рассадил своих сыновей. Они управляли Новгородом, Смоленском, Переяславлем, Ростовом и Суздалем. Большое внимание Мономах уделял развитию культуры и сам известен как автор знаменитого «Поучения» - уникального памятника древнерусской литературы и философской мысли. Цель «Поучения» - показать идеальный образ христианского правителя. Покаяние, молитва, милосердие, справедливость и попечение о слабых должны, по мнению Владимира Мономаха, служить основными принципами управления государством. Другой задачей мудрого правителя является сохранение единства своего государства. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные земли, Мономах стремился убедить в «Поучении» своих наследников сохранить военно-политическое и культурное единство русских княжеств.

После смерти Владимира Всеволодовича, вопреки традиции родового старшинства, установленной Ярославом Мудрым, на киевский престол вступил его сын Мстислав (1125–1132), хотя еще были живы его двоюродные дядья, да и некоторые из троюродных братьев были старше его по возрасту. Мстиславу удалось прогнать половцев за Волгу, и те более не смели вторгаться на территорию Руси. Он жестко пресекал любые попытки междоусобия, укрепляя тем единодержавие. В 1129 г. Мстислав разгромил полоцких князей, стремившихся к самостоятельности, и отдал их княжество своему сыну Изяславу. В 1130 и 1131 гг. он успешно воевал против эстонцев (чуди) и Литвы, приведя в Киев множество пленных.

7. После смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича (1132 г.) раздоры между князьями возобновились с новой силой. Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка независимых княжеств. Наступил период, получивший название периода раздробленности или удельного периода.

Среди причин феодальной раздробленности историки отмечают отсутствие прочных экономических связей между землями, господство натурального хозяйства, что приводило к децентрализации государства; ослабление центральной власти (киевского князя). В условиях, когда княжеский род разветвился, а отношения между преемниками запутались, необходима была новая организация власти, соответствующая новому соотношению сил; образование самостоятельных удельных княжеств и земель, политически независимых от киевского князя; формирование феодальных отношений, при которых появляются крупные земельные владения (боярские вотчины), вызывающие стремление бояр к самостоятельности и укреплению своей власти и т.д.

Распад Киевской Руси привел к существенным изменениям политического, экономического, культурного характера. Образовавшиеся самостоятельные княжества признавали на первых порах власть великого князя киевского, но она была скорее номинальной. Киев стал первым среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии, а их князья теперь величались титулом «великий».

Во второй половине XII – начале XIII вв. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Северо-Восточной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для южной и юго-западной Руси – Галицко-Волынское княжество; для северо-западной Руси – Новгородская феодальная республика.

Северо-Восточная Русь – Владимиро-Суздальская (сначала она называлась Ростовская, Ростово-Суздальская) земля располагалась в междуречье Оки и Волги. Объективной предпосылкой процветания ее процветания было наличие плодородных пахотных земель. Знаменитое Суздальское ополье, простиравшееся на 70 км с севера на юг и 30 км с запада на восток, могло обеспечить хлебом значительное количество населения. Кроме того, княжество находилось в относительном удалении от половецкой степи, поэтому не подвергалось нападениям степных кочевников.

Северо-Восточная Русь сравнительно поздно подверглась славянской колонизации (с Х в.). Первоначальной столицей этих земель был Ростов, и по разделу между Ярославичами они попали в руки Всеволода, и дальше оставались под властью его потомков – сначала Владимира Мономаха, а затем его сына Юрия Долгорукого, при котором фактической столицей княжества стал Суздаль. В течение долгих лет Юрий упорно боролся за овладение Киевом, но при этом немалое внимание уделял развитию Ростово-Суздальских земель. Он построил и расширил многие города – Москву, Звенигород, Юрьев-Польский, Дмитров и др.

Сын и преемник Юрия Андрей Боголюбский (1157-1174) – сильный и храбрый князь, стремившийся к централизации княжества. Мощь княжеской власти утверждало активное церковное и гражданское строительство. Свою резиденцию Андрей перенес из Ростова и Суздаля в молодой город Владимир. Перенос столицы был вызван стремлением князя к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-суздальского боярства. Стремление к самовластию, репрессии против бояр и ряд военных неудач привели к тому, что его приближенные организовали заговор и в 1174 г. убили князя в его замке Боголюбово. Вслед за этим по всему княжеству прокатились волнения.

После смерти Андрея старшие дружинники-бояре старых городов предложили престол Ростиславичам, племянникам убитого князя, но владимирцы выдвинули его сводных младших братьев – Михалко и Всеволода. После кровопролитной усобицы победу одержали братья.

В правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212), сменившего рано умершего брата Михалко Северо-Восточная Русь достигла наибольшего расцвета. При Всеволоде с большим размахом было продолжено белокаменное строительство во Владимире и других городах княжества. Он пытался подчинить своей власти Новгород, расширил территорию своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре, отодвинул границу Волжской Болгарии за Волгу.

После смерти Всеволода начались междоусобицы, ослабившие княжество. Победителем в междоусобной борьбе за владимирский великокняжеский престол между его сыновьями вышел Юрий (1218-1238). При нем был установлен контроль над Великим Новгородом. В 1221 г. он основал Нижний Новгород – крупнейший русский город на востоке княжества. Процесс дальнейшего экономического подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием.

Юго-Западная Русь – Галицко-Волынское княжество, находясь на западных и юго-западных границах Руси, в междуречье Южного Буга и Днестра, обладало исключительно благоприятными условиями. Здесь имелись тучные черноземы в широких речных долинах, а также обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности, и значительные залежи каменной соли. Ее границы подходили к предгорьям Карпат и Дунаю, что открывало широкие возможности для налаживания торговых отношений с Польшей, Венгрией, Болгарией и Византией. Кроме того, земли княжества находились в относительной безопасности от кочевников.

Особенность политического развития Юго-Западной Руси заключалась в том, что города, боярство и княжеская власть развивались как равные общественно-политические силы с преимуществом одной из них в определенные периоды истории. В первые годы после отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали как самостоятельные. Их объединение произошло в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславовиче (1170-1205). Опираясь на горожан и мелких землевладельцев, он жестоко расправился с недовольным его политикой боярством, осуществлял походы на Литву, поляков и половцев, ненадолго подчинил себе Киев.

Политику отца продолжил князь Даниил Романович. Правда, ему пришлось выдержать длительную борьбу за престол как с венгерскими, польскими, так и с русскими князьями. И только в 1238 г. Даниил утвердил свою власть над Галицко-Волынской землей. Даниил во главе своей дружины принял участие в трагической для русского войска битве с монголами на р. Калке (1223 г.). В 1240 г., взяв Киев, он объединил Южную и Юго-Западную Русь, но их дальнейшее развитие было прервано монгольским нашествием. В XIV в. эти земли вошли в состав Польши и Литвы.

Северо-Западная Русь – Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Она избежала участи разорения от набегов кочевников. Ее богатство заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родо-племенной знати. Значительное развитие здесь получили охота, рыболовство, солварение, производство железа. Удобное географическое положение превращало Новгород в крупнейший торговый центр, поставляющий европейским странам свою промысловую и ремесленную продукцию.

В Новгороде так и не появилась своя собственная княжеская династия. Владел городом тот из князей, кто держал киевский престол. В 1136 г. новгородцы изгнали сына Мстислава Великого Всеволода и тем самым добились полной независимости. Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т.д. Наряду с общегородским вечем существовали «кончанские» (город делился на пять районов – концов, а вся Новгородская земля – на пять областей – пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» – крупнейшие бояре Новгорода, составлявшие особый Совет господ.

Главным правительствующим лицом являлся посадник, избиравшийся из самых влиятельных бояр на неопределенное время. Он руководил совещаниями веча, вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами, вместе с князем разбирал судебные дела. Помощником посадника был тысяцкий. Он возглавлял новгородское земское ополчение, занимался сбором податей, наблюдал за торговыми мерами, руководил торговым судом. Для сбора податей и быстрого созыва ополчения Новгород делился на 10 сотен во главе с сотскими, которые подчинялись тысяцкому.

Заметную роль в политической жизни Новгорода играл архиепископ, который был председателем в Совете господ, хранил новгородскую казну, эталоны мер и весов, выполнял посредническую роль между князем и вечем, князем и посадником. Кроме того, архиепископ являлся крупнейшим землевладельцем Новгородской земли.

Вече приглашало князя. С ним заключался договор – «ряд», ограничивающий круг полномочий князя служебными функциями – военными, полицейскими. Он также заведовал сбором дани, поступавшей из обширных новгородских владений, совместно с посадником назначал управителей волостей и разбирал тяжбы между новгородцами. Князю запрещалось принимать кого-либо в личную зависимость и приобретать земельную собственность Он не имел права вмешиваться во внутренние дела городского управления, сменять должностных лиц, вершить расправу без суда, а в случае нарушения соглашения – изгонялся из Новгорода.

8. На рубеже XII-XIII в. большой участок степи от Байкала на севере до пустыни Гоби и Великой Китайской стены на юге, от Алтайских гор на западе до горного хребта Хинган на востоке занимали многочисленные монгольские племена. Среди них в это время шел процесс социального расслоения. Появляются феодалы-нойоны, вокруг которых собираются дружины. В начале XIII в. самым авторитетным вождем становится Темучин из рода Борджигин. Столкновения среди различных кочевых племен закончились победой его группировки и объединением всх монгольских племен. В 1206 г. на собрании монгольской знати – курултае Темучин был провозглашен Чингисханом – «великим ханом».

Чингисхан построил военно-феодальное государство, нацеленное на внешнюю экспансию. Интересы отдельной личности целиком подчинялись интересам государства. Каждый взрослый мужчина считался военнообязанным и не мог заниматься земледелием и ремеслом, не связанными с военным делом. Монгольское войско было хорошо организовано. Оно делилось на десятки, сотни, тысячи. Самая крупная единица – тумен – десять тысяч (тумены были не только военными, но и административными единицами). Элитную часть войска составляла личная гвардия хана – кешиг. По созданному Чингизханом закону – Ясе, в случае бегства одного воина с поля боя казнили весь десяток, храбрые же воины всячески поощрялись и продвигались по службе. Яса также регулировала поведение монголов в быту, устанавливала принцип обязательной взаимопомощи, особого почтительного отношения к гостю и т.д.

Свои походы монголы начали с завоевания земель соседей – бурят, эвенков, якутов, уйгуров, енисейских киргизов (к 1211 г.). Затем они вторглись в Китай и в 1215 г. взяли пекин. Затем монголы завоевали Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В причерноморских степях завователи столкнулись с половцами. Половецкий хан Котян обратился за помощью к Киевскому, Черниговскому и Галицкому князьям. В 1223 г. на реке Калке произошла битва, ставшая первым столкновением русских с монголами. Объединенные силы русских и половцев были разгромлены. Главная причина поражения заключалась в слабости русских полков, разъединенных княжескими усобицами. Из похода вернулась лишь десятая часть русского войска. После битвы на Калке монголы разорили пограничные русские городки и направились в сторону Волжской Булгарии.

На курултае 1235 г. было принято решение организовать общемонгольский поход на запад. Управляющего западным улусом Монгольской державы Батыя (Бату) назначили руководителем похода Его главным военным советником стал знаменитый полководец Субэдэй.

Наступление монголов на русские земли началось осенью 1236 г., к осени 1237 г. они разгромили половцев, аланов, завоевали Волжскую Болгарию. Осень 1237 г. монгольское войско подошло к границам Рязанского княжества. Разгромив в открытом поле рязанскую дружину, монголы осадили столицу княжества. Владимирский и черниговский князья отказали в помощи рязанскому князю, и на шестой день осады город был взят, княжеская семья и оставшиеся в живых жители перебиты. Затем Батый двинулся по Оке в направлении Владимиро-Суздальского княжества. Около Коломны состоялась битва с вышедшим навстречу монголам владимирским войском. Сильное сопротивление врагу в течение пяти дней оказывало население Москвы. После взятия монголами Москва была сожжена, а ее жители перебиты. 7 февраля 1238 г. после трехдневной осады пал Владимир. После разрушения столицы княжества монголы сожгли все крупнейшие центры Северо-Восточной Руси.

Великий князь владимирский Юрий Всеволодович еще до подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать военные силы. Спешно собранные полки 4 марта 1238 г. были разбиты на реке Сить. В битве погиб и сам Юрий Всеволодович. Затем монголы двинулись на северо-запад Руси, всюду встречая упорное сопротивление. Не дойдя примерно 100 км до Новгорода завоеватели повернули назад. Причиной поворота могла быть весенняя распутица или истощение монгольского войска, ослабленного предыдущими боями. По дороге были взяты Курск и небольшой городок Козельск, оборонявшийся семь недель, за что монголы прозвали его «злым городом».

Летом и осенью 1238 г. они отдыхали и подавляли последние очаги сопротивления половцев, а зимой 1238-1239 гг. снова напали на Северо-Восточную Русь, разграбив Муром и Гороховец. Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью – Черниговское княжество. Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили город. В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

После разгрома Руси монгольские орды двинулись на Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, балканские страны. Монголы вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. В 1242 г. их постиг ряд военных неудач. И в это время из далекого Каракорума (столица Монгольского государства) пришло известие о смерти великого хана Угэдея – сына Чингисхана. Это был удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. Батый повернул свои войска обратно на восток, чтобы принять участие в выборах нового хана. В 1242-1243 гг. в низовьях Волги Батый создал Золотую Орду со столицей Сарай-Бату.

В конце XII – первой половине XIII вв. русским землям пришлось столкнуться еще с одной опасностью – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов.

Немецкие рыцари-крестоносцы (Тевтонский Орден создан в 1191 г., Орден меченосцев, в 1202 г.; в 1237 г. произошло их объединение в Ливонский Орден) еще на рубеже XII-XIII вв. при поддержке Рима и Германской империи начали осуществлять насильственную колонизацию и католицизацию прибалтийских племен. А шведы не оставляли давних притязаний на новгородские земли (Приневье и Приладожье).

Население Прибалтики сопротивлялось захватам, находя в этом поддержку Руси. Правда, периодически вспыхивающая вражда, например, между литовскими и западнорусскими князьями, мешала организации совместных действий и способствовала немецкой экспансии. Особенно она усилилась после объединения Орденов и ослабления Руси в результате нашествия монголов, послужившего своеобразным сигналом к наступлению на Северо-Западные земли.

В июле 1240 г. тяжелым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы. Шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижора, шведский десант во главе с полководцем Биргером выса- дился на берег. В планы шведов входил захват города Старой Ладоги, а затем и Новгорода. Правивший в Новгороде Александр Ярославович, которому было в то время 20 лет, со своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. 15 июля 1240 г. произошла Невская битва, закончившаяся полной победой русских. Сам Биргер едва спасся. После победы в этой битве Александр получил прозвище Невский.

В конце августа 1240 г. наступление на русские земли развернули ливонские рыцари. Они овладели Изборском, Псковом. Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог своим соседям. А борьба между боярством и князем в самом Новгороде завершилась изгнанием Александра Невского из города. В этих условиях отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км от стен Новгорода. По просьбе веча Александр Невский возвратился в город. Собрав в течении зимы 1241-1242 гг. значительное войско (20-25 тысяч), князь перешел в контрнаступление, выбив рыцарей из их опорного пункта –

Копорья, а также Пскова и Изборска.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло главно сражение – Ледовое побоище. Немецкие полки построились традиционным клином, «свиньей», где на флангах располагалась конница, а в центре пехота. Боевые порядки русского войска были построены следующим образом: в центре, не очень мощном, пехота, на флангах же – главные, самые сильные полки. Немцы ударили, как и ожидал Александр Невский, в центр, почти смяли его, но получили сокрушительные удары русских флангов. Рыцарей окружили, и началось их избиение.

Победа на Чудском озере привела к тому, что наступление крестоносцев было приостановлено. Ливонские рыцари вынуждены были отправить посольство в Новгород, отказавшись от всех своих захватов, и заключили в 1243 г. мирный договор.

9. Нашествие монголо-татар разрушительно сказалось на состоянии русских земель. Из 74 русских городов 49 были разрушены. Запустели пашни, исчезли многие ремесла. Сократилась численность населения. Пострадали и были разрушены многие памятники духовной и материальной культуры. Разоренная монголами Русь, сохранив свою государственность, была вынуждена признать вассальную зависимость от Золотой Орды.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай, либо карательным походом в непокорную землю. В функции баскаков входил также контроль за уплатой дани. Основную дань – «ордынский выход» сначала платили мехами, медом, хлебом, а в 1274 г. Ярослав Ярославич распорядился выплачивать выход серебром. Кроме нее широкое распространение имели дополнительные повинности (ямская, подводная и др.). В 1257–1259 гг. монгольские писцы («численники») провели перепись населения для более четкого сбора данью и несения повинностей. Система баскачества существовала до начала XIV в., и после волны восстаний в русских городах во второй половине XIII – начале XIV вв. сбор дани был передан в руки русских князей.

Политическая зависимость выражалась в том, что русские князья должны были являться в Орду для получения ярлыка, подтверждающего их право на княжение. Ханы умело стравливали русских князей друг с другом, не позволяя кому-то из них особенно возвыситься. Формально главой русских земель считался князь, получавший от хана ярлык на княжение во Владимире. Русские воины вынуждены были участвовать в военных действиях на стороне монголов. Лишь Александру Невскому удалось освободиться от этой повинности.

После гибели Юрия Всеволодовича владимирским князем стал его младший брат Ярослав, получивший ярлык в 1243 г. Однако в 1245 г. к Ярославу явилось посольство из Каракорума с известием, что ярлык, полученный от Батыя недействителен, поскольку главное правительство Монгольской державы находится в Каракоруме, а не в Сарае (Золотая Орда в то время представляла собой лишь западный улус монгольской империи, и лишь к 80-м гг. XIII в. оформилась в качестве самостоятельного государства). В 1246 г. Ярослав добрался до Каракорума, где был отравлен. Престол перешел к Святославу Всеволодовичу (1246-1248). Кандидатура Святослава была одобрена в Сарае, однако в Каракоруме снова не согласились с решением Батыя и вызвали на переговоры сыновей Ярослава Александра Невского и Андрея. В результате великим князем утвердили Андрея (1249-1252), а Александру отдали Киев, Новгород и Переяславль-Залесский. Андрей не сумел правильно оценить военно-политическую ситуацию. Он поторопился выступить против монголов, заключив союз с Даниилом Галицким. Антимонгольский союз был скреплен браком Андрея и дочери Даниила. Авантюрные действия Андрея и Даниила привели к новой беде. Когда до Батыя дошли известия о подготовке владимирского князя к войне, он направил на Русь карательное войско во главе с Неврюем («Неврюева рать»). В 1252 г. Неврюй разгромил войска Андрея и сжег несколько русских городов. Неврюй мог причинить еще большие бедствия, но в этот момент в Сарай приехал Александр Невский и уговорил Батыя отозвать Неврюя обратно в Орду.

Александр Ярославич Невский (1252-1263) проводил в отношении Орды единственно возможную тогда политику, направленную на установление мира и выработку приемлемых условий зависимого положения русских земель. В случае необходимости Александр ездил в Сарай и разрешал все возникавшие противоречия. В очередной раз возвращаясь из Орды, Александр умер в Городце, отравленный медленно действующим ядом. Следующий владимирский князь Ярослав Ярославич (1263-1272) брат Александра Невского также был отравлен в Орде.

После недолгого правления еще одного брата Александра Василия Ярославича (1272-1276) началась упорная борьба за престол между сыновьями Александра Невского Дмитрием, правившим в 1276-1281 и 1283-1294 гг. и Андреем, княжившим во Владимире в 1281-1283 и 1294-1304 гг. В ходе усобиц они обращались за помощью в Орду и приводили на Русь ордынские рати. («Дюденеву рать» 1293 г. современники считали страшнее Батыева нашествия.).

Ордынское иго значительно повлияло на развитие русской государственности. Процесс дробления русских княжеств продолжился. Так, например, на рубеже XIII–ХIV вв. на землях Владимиро-Суздальского княжества сложилось 14 удельных княжеств, в свою очередь делившихся на еще более мелкие владения. Усилились разжигаемые Ордой межкняжеские распри. Монгольское завоевание значительно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами.

Контрольные вопросы

1. Что известно о хозяйственной деятельности восточных славян?

2. Какие внутренние предпосылки образования государства сложились у восточных славян в IХ в.?

3. В чем заключалась суть идеологических дискуссий между норманнистами и антинорманнистами?

4. Охарактеризуйте внешнеполитическую деятельность первых русских князей.

5. Подумайте, какие обстоятельства заставили князя Владимира пойти на замену религии предков и принятие им христианства. Что приобретала Русь с принятием новой веры?

6. Где и когда проходил съезд русских князей, на котором был выработан принцип их взаимоотношений?

7. Объясните причины политической раздробленности Древней Руси.

8. Как распад единого государства повлиял на развитие отдельных его земель?

9. В чем состояли особенности политического устройства новгородской земли?

10. Расскажите об основных этапах нашествия монголов на Русь. При каких условиях русские могли бы выстоять?

11. Каково историческое значение борьбы русского народа с восточной и западной агрессией?

12. Какие отношения складывались между русскими землями и Золотой Ордой?

Литература

1. Богданов В.В. Этническая и эволюционная история Руси: Русь, славяне, аризанты, скифы, готы, гунны, пины, варяги. М., 2001.

2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IX-XII вв.: Курс лекций. М., 1999.

3. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. - СПб.: Наука, 2005.

4. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. СПб., 2008.

5. Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год). М., 2009.

6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. Изд. 2-ое, доп. М., 1993.

7. Свердлов М.Б. домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси. VI- первая треть XIII в. СПб., 2003.

8. Седов В.В. Славяне в древности и раннем средневековье. Т. 1-2. М., 1994, 1995.

9. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–ХVII вв. М., 1997.

10. Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования история социальной и политической борьбы. СПб., 1995.

11. Александров Д.Н. Феодальная раздробленность Руси. М., 2001.

12. Горский А.А. Москва и орда. М., 2000.

13. Данилевский И.Н. русские земли глазами современников и потомков (XII-XVI вв.): курс лекций. М.. 2001.

14. Кривошеев Д.В. Русь и монголы: исследования по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. СП., 1999.

15. Кузнецов Е.В. Рождение России (Исторические судьбы русских земель после нашествия Батыя. Арзамас, 2004.

16. Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. М., 2005.

17. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–ХVII вв. М., 1997.

18. Борисов Н.С. политика московских князей: конец XIII – первая половина XIV века. М., 1999.

19. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–ХVII вв. М., 1997.

20. Широкорад А.Б. Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское. М., 2010.


ТЕМА 3. Образование и развитие Московского государства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: