Анализ возможностей организации 9 страница

· CASE-средства не обязательно дают немедленный эффект; он может быть получен только спустя какое-то время;

· реальные затраты на внедрение CASE-средств обычно намного превышают затраты на их приобретение;

· CASE-средства обеспечивают возможности для получения существенной выгоды только после успешного завершения процесса их внедрения.

Ввиду разнообразной природы CASE-средств было бы ошибочно делать безоговорочные утверждения относительно реального удовлетворения тех или иных ожиданий от их внедрения. Отметим факторы, усложняющие определение возможного эффекта от использования CASE-средств:

· широкое разнообразие качества и возможностей CASE-средств;

· относительно небольшое время использования CASE-средств в различных организациях и недостаток опыта их применения;

· разнообразие практики внедрения CASE-средств в различных организациях;

· отсутствие детальных метрик и данных для уже выполненных и текущих проектов;

· широкий диапазон предметных областей проектов;

· различная степень интеграции CASE-средств в различных проектах.

Вследствие этих сложностей доступная информация о реальных внедрениях крайне ограниченна и противоречива. Она зависит от типа средств, характеристик проектов, уровня сопровождения и опыта пользователей. Некоторые аналитики полагают, что реальная выгода от использования некоторых типов CASE-средств может быть получена только после одно- или двухлетнего опыта. Другие считают, что воздействие может реально проявиться в процессе эксплуатации ПО, когда технологические улучшения могут привести к снижению эксплуатационных затрат.

Ключом к успешному внедрению CASE-средств является готовность организации, которая включает следующие аспекты:

· технология — понимание ограниченности существующих возможностей и способность принять новую технологию;

· культура — способность воспринять новые процессы и взаимоотношения между разработчиками и пользователями;

· управление — четкое руководство и организованность по отношению к наиболее важным этапам и процессам внедрения.

В случае отсутствия такой готовности внедрение CASE-средств, скорее всего, закончится неудачей независимо от степени тщательности следования различным рекомендациям по внедрению.

Чтобы принять взвешенное решение относительно инвестиций в CASE-технологию, пользователи вынуждены производить оценку отдельных CASE-средств, опираясь на неполные и противоречивые данные. Эта проблема зачастую усугубляется недостаточным знанием всех возможных,"подводных камней" использования CASE-средств. Среди наиболее важных проблем выделяются следующие:

· достоверная оценка отдачи от инвестиций в CASE-средства затруднительна ввиду отсутствия приемлемых метрик и данных по проектам и процессам разработки ПО;

· внедрение CASE-средств может представлять собой достаточно длительный процесс и может не принести немедленной отдачи. Возможно даже краткосрочное снижение продуктивности в результате усилий, затрачиваемых на внедрение. Вследствие этого руководство организации-пользователя может утратить интерес к CASE-средствам и прекратить поддержку их внедрения;

· отсутствие полного соответствия между теми процессами и методами, которые поддерживаются CASE-средствами, и теми, которые используются в данной организации, может привести к дополнительным трудностям;

· CASE-средства зачастую трудно использовать в комплексе с другими подобными средствами, что объясняется как различными парадигмами, поддерживаемыми различными средствами, так и проблемами передачи данных и управления от одного средства к другому;

· некоторые CASE-средства требуют слишком много усилий для того, чтобы оправдать их использование в небольшом проекте, при этом тем не менее можно извлечь выгоду из той дисциплины, к которой обязывает их применение;

· негативное отношение персонала к внедрению новой CASE-тех-нологии может быть главной причиной провала проекта. Пользователи CASE-средств должны быть готовы к необходимости долгосрочных затрат на эксплуатацию, частому появлению новых версий и возможному быстрому моральному старению средств, а также к постоянным затратам на обучение новых сотрудников и повышение квалификации действующего персонала.

Особенности конкретных проектов также накладывают отпечаток на процесс внедрения CASE-средств. Так, в Приложении 2 рассмотрены технологии и средства экстремальных проектов, о которых говорилось в предисловии.

Несмотря на все высказанные предостережения и некоторый пессимизм, грамотный и разумный подход к использованию CASE-средств позволяет преодолеть все перечисленные трудности. Успешное внедрение CASE-средств должно обеспечить:

· высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения ПО;

· положительное воздействие на некоторые или все из перечисленных факторов — производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование;

· приемлемый уровень отдачи от инвестиций в CASE-средства. Рассмотрим этапы внедрения CASE-средств.

4.2.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В CASE-СРЕДСТВАХ

Цель данного этапа (рис.4.1) — достижение понимания потребностей организации в CASE-средствах и технологии последующего процесса их внедрения. Он должен привести к выделению тех областей деятельности организации, в которых применение CASE-средств может принести реальную пользу. Результатом этапа является документ, определяющий стратегию внедрения CASE-средств.

Анализ возможностей организации

Первым действием данного этапа является анализ возможностей организации в отношении ее технологической базы, персонала и используемого ПО. Такой анализ может быть формальным или неформальным.

Формальные подходы определяются моделью оценки зрелости технологических процессов в организации СММ (Capability Maturity Model), разработанной SEI (Software Engineering Institute), а также

стандартами ISO 9001: 1994, ISO 9003-3: 1991 и ISO 9004-2:1991. Главное в этих подходах — анализ различных аспектов происходящих в организации процессов.

Для получения информации относительно положения и потребностей организации могут использоваться неформальные оценки и анкетирование. Список простых вопросов, которые могут помочь в неформальной оценке текущей практики использования ПО, технологии и персонала, приведен ниже.

Рис. 4.1. Определение потребностей в CASE-средствах

Ответы на эти вопросы могут определить области, в которых автоматизация может принести эффект. В противном случае может оказаться, что совершенствование процесса разработки и сопровождения ПО, программ обучения и других функций более предпочтительно, чем приобретение новых средств. Некоторые из этих усовершенствований могут оказаться необходимыми для получения максимальной выгоды от внедрения любых средств.

Приведенные ниже вопросы являются, по существу, руководством по сбору информации, необходимой для определения степени готовности организации к внедрению CASE-технологии.

Общие вопросы. Ответы на данные вопросы в целом характеризуют подход организации к разработке ПО. Общие вопросы, решаемые при разработке ПО:

· используемая модель ЖЦ ПО (каскадная или спиральная);

· используемые методы (структурные, объектно-ориентированные). Опыт, накопленный при использовании того или иного метода, полученное обучение. Степень адаптации метода к потребностям организации;

· наличие документированных стандартов (формальных или неформальных) по анализу требований, спецификациям и проектированию, кодированию и тестированию;

· количественные метрики, используемые в процессе разработки ПО, их использование;

· виды документации, выпускаемой в процессе ЖЦ ПО;

· наличие группы поддержки средств проектирования.

Проекты, ведущиеся в организации. Ответы на данные вопросы позволяют получить количественные характеристики проектов. Вопросы, касающиеся проектов:

· средняя продолжительность проекта в человеко-месяцах;

· среднее количество специалистов, участвующих в проектах различных категорий (небольших, средних и крупных);

· средний размер проектов различных категорий в терминах кодовых метрик (например, в функциональных точках или строках исходных кодов), способ измерения.

Технологическая база. Она включает не только технические средства, используемые в организации при разработке ПО, но также языки, средства, методы и среду функционирования ПО. Эта база существенно влияет на выбор подходящих CASE-средств. Вопросы, касающиеся технологии:

· доступные вычислительные ресурсы, платформа разработки;

· уровень доступности ресурсов, узкие места, среднее время ожидания ресурсов;

· ПО, используемое в организации, и его характер (готовые программные продукты, собственные разработки);

· степень интеграции применяемых программных продуктов, механизмы интеграции (существующие и планируемые);

· тип и уровень сетевых возможностей, доступных группе разработчиков;

· используемые языки программирования;

· средний процент вновь разрабатываемых, повторно используемых и реально эксплуатируемых приложений.

Персонал. Главная цель оценки персонала — определение его отношения к возможным изменениям (позитивного, нейтрального или негативного). Вопросы, касающиеся оценки персонала:

· реакция сотрудников организации (как отдельных людей, так и коллективов) на внедрение новой технологии, наличие опыта успешных или безуспешных внедрений;

· наличие лидеров, способных серьезно повлиять на отношение к новым средствам;

· наличие стремления "снизу" к совершенствованию средств и технологии;

· объем обучения, необходимого для ориентации пользователей в новой технологии;

· стабильность и уровень текучести кадров.

Готовность. Целью оценки готовности организации является определение того, насколько она способна воспринять как немедленные, так и долгосрочные последствия внедрения CASE-средств. Вопросы, касающиеся оценки готовности:

· поддержка проекта со стороны высшего руководства;

· готовность организации к долгосрочному финансированию проекта;

· готовность организации к выделению необходимых специалистов для участия в процессе внедрения и к их обучению;

· готовность персонала к изменению технологии своей работы и трудовых навыков в такой степени, в какой это потребуют новые средства;

· степень понимания персоналом масштаба изменений;

· готовность технических специалистов и менеджеров пойти на возможное кратковременное снижение продуктивности своей работы;

· готовность руководства к долговременному ожиданию отдачи от вложенных средств.

Оценка готовности организации к внедрению CASE-технологии должна быть объективной и тщательно выверенной, поскольку в случае отсутствия такой готовности все усилия по внедрению потерпят крах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: