Портрет как жанр изобразительного искусства

К жанру портрета принадлежат произведения изобразительного искусства, в которых отражен внешний вид конкретного человека или группы людей.

По композиционному решению различают портреты:

· в полный рост,

· по колени,

· вполоборота,

· поясные,

· сбоку (профиль),

· погрудные,

· фронтальные (анфас),

по характеру - парадные;

в зависимости от количества изображений - индивидуальные, парные (двойные), групповые.

Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Первые портреты были созданы еще древними египтянами и греками. Древние египтяне считали, что в потустороннем мире душа должна вселиться через глаза покойника в его изображение-двойника. Скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали достаточно точное подобие его внешности.

В Древней Греции идеалом совершенства человеческой личности был свободный человек, поэтому в пластике Древней Греции были распространены идеализированные, будто приобщенные к замечательному миру богов и мифических героев, образы поэтов и философов, общественных деятелей. Искусство античной Греции оставило мировые примеры идеализированного портрета (скульптурное изображение выдающегося деятеля античности Перикла).

Видное место занял скульптурный портрет в искусстве Древнего Рима. Подчинив Грецию и исследовав ее художественные достояния, римляне много позаимствовали у эллинов. Их работы отмечал высокий профессиональный уровень мастерства.

В эпоху Возрождения человек все больше интересовал художников портретного искусства Италии, Нидерландов, Германии... К тому времени в обществе распространяются гуманистические идеи, возрастает осознание значимости человеческой личности. Человек мыслится как венец творения природы, центр Вселенной.

Замечательные портреты создают лучшие мастера кисти - Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан, Антонис ван Дейк, Альбрехт Дюрер.

В XV-XVII ст. искусство портрета достигло своего наибольшего расцвета, В это время художники мастерски рисовали на полотне, на бумаге, высекали из мрамора, отливали из бронзы портреты своих современников. В музеях мира выставлен портреты известных художников XV ст. - итальянцев С. Боттичелли и В. Тициана, немецкого художника XVI ст. - А. Дюрера, фламандских мастеров XVII ст. - П. П. Рубенса и А. ван Дейка.

Следующие столетия обогатили новыми открытиями портретный жанр — появились непревзойденные произведения известных художников, имена которых вписаны в историю европейского и мирового портрета. Это — Диего Веласкес, Рембрандт, Томас Гейнсборо, Жак-Луи Давид, Жан-Доминик Энгр и др.

Особенно значительных успехов достигло искусство русского портрета в XIX - начале XX столетий. Вспомним работы О. Кипренского, К. Брюллова, В. Тропинина, И. Крамского, И. Репина, В. Серова, которые стали широко известными во всем мире.

В середине XIX ст. одно из главных мест занял особый вид портрета - портрет-тип. Человека изображали во всей психологической сложности, как по его роли в обществе, так и в объединении индивидуальных и типичных черт.

Гениально передал такое объединение М. Ге в образе А. Герцена.

Последователями М. Ге на этом пути стали В. Перов (портрет Ф. Достоевского, 1872. Полотно, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва) и

И. Крамской (портреты Л. Толстого и Н. Некрасова).

Наибольшие достижения в создании портретов-типов принадлежат И. Репину. Он находил в своих моделях неповторимо-конкретные, лишь им присущие позы, жесты, выражения лица и с помощью этого передавал духовные черты личности, ее социальную характеристику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: