Переселение из Китая уйгур и дунган в Семиречье

На рубеже 70-80 –х гг. 19 в. по инициативе царизма начинается переселение в Семиречье

уйгур и дунган (из территории Илийского края Китая)

В теч. 18 в. и первой половины 19 в. – восстания уйгур и дунган за обретение национальной независимости, в Илийском крае уйгуры и дунгане создали Илийский султанат.

В 1871 г. – российские войска захватили этот регион.

1881 – Санкт – Петербургский мирный договор между Китаем и Россией(Россия получила право на переселение уйгур и дунган в Семиречье - в течение года принять решение о переселении в Семиречье, даже был проведен опрос, 100 тыс. уйгур и дунган приняли решение о переселении)

декабрь 1877 – первое переселение дунган на территорию Каз-на(4тыс. дунган спасаясь от преследования, во главе Бый Янь Ху)

1884 – второе переселение дунган

с осени 1881 до 1884 гг.- массовое переселение уйгур в Семиречье (часть в Киргизстан)

Цели царизма при переселении уйгур и дунган:

- ослабить экономическую базу Китая в Кульджинском регионе

- использовать в качестве военной силы против Китая при осложнении отношений

Переселенцы расселены – в Верненском и Жаркентском уездах Семиреченской области.

1897 – 56 тыс уйгур и 14 тыс дунган

1907 – 64 тыс уйгур и 20 тыс дунган

В первые годы уйг. и дун. испытывали трудности:

- жили в землянках и шалашах (лес очень дорогой)

- на муж. душу – 5-7 дес земли (по правилам – 10 дес. земли, рус. переселенцы – 20 – 25 дес. земли)

- выделенные земли, осваивали на одну треть

К 1914 г. около 42 % всех хозяйств дунган не имели собственных посевов;

Дунгане, переселившиеся в города, продолжали платить налоги в волостях, где первоначально были приписаны

Во главе волостей – волостные управители, которые были избраны в Илийском крае, аксакалы – старшины; кази – судьи; онбеши – десятники; эликбеши – пятидесятники.

Уйгуры расселялись в зоне предгорий, наиболее благоприятной для земледелия.

Для их земледелия характерна пестрота полей – на одном поле выращивали по 5 культур;

более состоятельные – 12.

Скотоводство носило вспомогательный хар-р, занимались извозом.

В нач. 20 в. кустарным производством была занята почти половина всех уйгурских хозяйств.

Один из богатых уйгур – Вали Ахун Юлдашев из Жаркентской волости Верненского уезда (10 тыс. дес. арендных земель, монополизировал хлебную торговлю, одним из первых запустил в Или пароход, который выписал из Англии)

С середины 80-х гг. 19 в. дунгане одними из первых в Семиречье стали практиковать рисоводство. Занимались извозом, (после окончания с/хоз. работ) изготовляли для продажи камышовые циновки – шибазы.(материал – прессованный камыш)

В 1905 – в Жаркенте 167 дун. купцов.

Знание кит. языка - монополизироли торговлю с Китаем, оттеснив каз., рус.,тат. купцов.

Изучением дух. и матер. культуры уй. и дун. занимались Ч.Валиханов, Н.М.Пржевальский,

В.И.Роборовский.

До 20-х гг. 19 в. дун. пользовались кит. иероглифами и арабским алфавитом одновременно. Большинство дунган знали каз., рус., и кирг. языки.

Поэт Ву Сан (дунг.) написал песни – высмеивающие богачей, их лицемерие и ханженство.

Фофуди – рассказчики сказок и преданий у дунган.

В 19 в. – у уйгур народные певцы –кошакчи – Садир палван, Назугум.(нашли отражения события 1916 г., когда мужское население стали призывать на тыловые работы)

С переселением уйгур и дунган ухудшилось земельное положение семиреченских казахов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: