Книга «Детство и общество»

Во все времена и в любом обществе имеется процесс социализации, который носит всеобщий и универсальный характер. Предполагаются 8 стадий, они последовательны, конкретны, на каждой из них выполняется определенная задача.

Стадии:

1) МЛАДЕНЧЕСТВО.

Ничего не понимает, в течение года происходит процесс прочувствования мира (общение с матерью с отцом) Если проходит неудачно(то есть недостаточная социализация), то развивается комплекс базального недоверия (в будущем), в результате развивается параноя. Если социализация этого этапа происходит удачно, то формируется базальное доверие. Потом появляется надежда.

2) РАННЕЕ ДЕТСТВО (2-3года)

Процесс познания окружающего мира. Все хочет делать самостоятельно. Ребенка в это время нельзя ограничивать, так как из-за этого у него может возникнуть чувство неполноценности. Из-за порицания могут возникуть стыд и сомнение.

3) ВОЗРАСТ ИГРЫ (4-6 лет)

Период огромной активности ребенка, решаются задачи, преобретаются новые навыки. В этом возрасте появляется интерес к труду других. Начинают осозновать, что их пр нимают за людей и считаются с ними. Появляются чувства: идентичности, инициативы, творчества, фантазии. Если социализация идет неправильно то возникает чувство вины. Если отношение нормальное – то чувство инициативы.

4) ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6_12 лет)

Начинается освоение элементов культурных навыков в школе. Развиваются логика, дисциплина. Осаиваются какие-то первичные навыки. Формируется технология этоса своей культуры. Развивается чувство трудолюбия, формируются установки по отношению к учителю и к самому процессу обучения. Если процесс происходит плохо то возникает чувтвоо неполноценности. Если положительно то трудолюбие и компетентность.

5) ПОДРОСТКОВАЯ, ЮНОШЕСКАЯ (13-19 лет)

Формируется экоидентичность, либо самоопределение, стремление собрать все знания, осознать прошлое и смоделировать будущее. Возникают конфликты с собой. Новые первые попыткиоценить мир, моделирования семьи, общественного устройства. Ум подростка становится идеологичным. Осприятие и отвержение многих ценностей. Идентифицирует себя с выдающимися личностями. Многие ощущают свою непреспособленность, отчужденность, деперсонализацию, все проходит очень болезненно. Итог: если отрицательно то ролевое смещение, если положитнльно то возникает уверенность в себе. Главное качество преданность.

6) РАННЯЯ ЗРЕЛОСТЬ (20-25 лет)

Певая серьезная любовь, первй брак. Если отрицательно то происходит изоляция, положительно, то интимность.

Главное качество любовь.

7) СРЕДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ (26-64) Главный период жизни.

Отрицательно- застой, стогнация. Положительно- продуктивность. Главное качество- забота.

8) ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ (65+)

Подводятся итоги. Если положительно – эпоинтеграция, отрицательно то отчаяние

№50 Процесс социализации его агенты и этапы.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индиви­дом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализа­ция охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и вос­питания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализа­ции принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверст­ники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого проис­ходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс со­циализации продолжается в течение всей жизни человека, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социа­лизация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих)

№51 Общественное мнение и методы его изучения.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всесторон­нему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений об­щественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям,.явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Важная сторона анализируемого вопроса — сущность, содержание общественного мнения. По этому поводу можно высказать следующие предположения:

во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и по­требности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

в-третьих, массовые суждения людей обладают раз­личной степенью объективности (истинности). Это объясняет­ся тем. что мнения могут формироваться на основе как науч­ных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представле­ний. В случае недостатка объективной информации люди ком­пенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко

заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение;

в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к актив­ной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания Общественное мнение в этом случае не только отражает опре­деленный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, об­разуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия;

в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовав­ших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компе­тентность. А его выразители - классы, социальные слои, со­дружество классов, народ. Значит, мнение можно классифици­ровать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение об­щественности, или общественное.

Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феноме­не, имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории материализма» писал, что «общественное мнение» имеет свои корни в социальной среде и в конечном счете в эконо­мических отношениях; это не противоречит тому, что всякое дан­ное «общественное мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способ производства».) 51.1

Методы сбора информации:

Существует три основных класса методов сбора информации:

1) Прямое наблюдение

2) Анализ документов

Опросы, которые делятся на два подкласса:

а) интервью

б) анкетный опрос

ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц. Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.

б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.

Анализ документов - важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной статистики, многочисленные данные ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются.

ОПРОСЫ

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Опрос - почти универсальный метод. При соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том, что нельзя увидеть или прочитать.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Анкетирование - изучение общественного мнения связывается преимущественно с проведением анкетирования. Можно сказать, что в крае образо­вался настоящий анкетный бум, "анкетомания". Это одна из ос­новных форм, но далеко не единственная.

Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). 51.2

№52 Социальная динамика. Социальный прогресс и его критерии.

Социальная динамика – это аспекты социальной жизни, которые относятся к социальным изменениям и задают форму развития общественных институтов.

Социальные изменения – переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Изменение присуще всем элементам социальной структуры общества и проявляются на всех этапах его существования. Взаимодействуя друг с другом, они как бы детерминируют друг друга: одни изменения вызывают другие, их накопление ведет сначала к незаметным, а затем более существенным преобразованиям. На основе изменения осуществляется процесс социального развития (необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций). В свою очередь понятие «социальное развитие» уточняется в социологии такими качественными характеристиками, как социальный прогресс и социальный регресс.

Социальный прогресс – особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень, в стадию зрелости в соответствие с объективными критериями. Соответственно социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от более развитых к менее развитым.

Объективные показатели социального прогресса связываются с совершенствованием орудий труда – других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа. Различают постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный) виды социального прогресса. Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресс на основе сочетания реформ и революций признается модернизация.

№53 Революция, реформа, модернизация.

Это виды социального прогресса. Реформа – постепенный социальный прогресс. Революция – скачкообразный социальный прогресс. Модернизация – прогресс сочетающий реформы и революции.

Реформы и революции различаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью.

Реформа – частичное усовершенствование, каких либо сфер общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Субъектом социальных реформ выступают правящие слои того или иного общества. Реформы, как правило, задумываются правящей элитой как одиночный акт или серия последовательных действий, вносящих какое-либо нововведение в общественную жизнь.

Революция – комплексное изменение всех сторон общественной жизни, преобразующее основы существующего строя. Субъектами социальных революций являются широкие народные массы.

Модернизация – революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающая все сферы общества. Теория модернизации призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы не нарушая очередности этапов. Выделяют два вида модернизации: органическая и неорганическая.

Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития (Англия, Франция, США).

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ догоняющего развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Она совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов и другое. Органическая модернизация идет естественным путем, «снизу». Неорганическая модернизация начинается «сверху».

№54 Глобализация современной социальной жизни.

Глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация прежде всего связана с интерпретацией всей общественной деятельности на земле. Эта интерпретация означает в современную эпоху всё человечество входит в единую систему социально-культурных экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху неизмеримо возросло единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему. Поэтому, несмотря на разительные контрасты различных регионов, государств, народов, социологи считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации. Концепции постиндустриального общества акцентируют внимание на том факте, что всякий технологический поворот приводит к изменению во всем образе жизни людей. Особенность современного технологического переворота, связанного с информатизацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации человечество объединяется в единую социокультурную целостность. В таком обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретения нового знания, а также его технологическое и человеческое применение. В результате должна сформироваться новая гуманистическая культур, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Однако глобализация процессов в современном мире на ряду с позитивными сторонами породила ряд серьезных проблем, которые получили название глобальных проблем современности (экологическая, демографическая).

№55 Основные проблемы современного «информационного» общества.

Сегодня то что происходит с современным обществом зачастую называют научно-технической революцией, технологической революцией, информационной, компьютерной, телекоммуникационной и т. д. Дело не в терминах, а в существе процесса, происходящего в обществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще всего называют постиндустриальным.

Эти определения относятся в основном к западной и японской цивилизациям, хотя определенные черты подобных процессов просматриваются и в других общественных организмах. Главное здесь — РОСТ ЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило в корне изменить Производство.

Для философского анализа основное в данном процессе то, что изменилось положение и роль человека в мире, его взаимоотношение с природой и техникой: появились информационное общество и информационный человек, своеобразный коллективный интеллект обитателей планеты.

Пока неясно как реагировать на подобные процессы но всяком случае не мешает прислушаться к высказываниям тех современных мыслителей, которые обеспокоены нынешним состоянием дел в мировой цивилизации. Так, Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.

Нобелевский лауреат К. Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь «смертных грехов» цивилизованного человечества, назвав среди них: перенаселенность планеты; опустошение жизненного пространства; безудержный рост производства и потребления; разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между молодым и старым поколениями; научное доктринерство; ядерное оружие.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА как интегральный показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации в основном жизнь человека не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, впереди все ощутимее маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых, политиков.

При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сегодня — законами истории и закономерностями развития общества, сделать все для того, чтобы предотвратить вселенскую катастрофу.

Подведем итоги. Общество — это сверхсложная система, включенная в суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития представляет собой единство разных сил — природных, собственно социальных и духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и никогда не может быть предсказано с абсолютной точностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: