Наука в Западной и Центральной Европе

Средневековая наука была ограничена областью абстракций, была наукой лишь о наиболее общих явлениях, то есть философией. А учитывая цель познания, философия эта была богослов­ской. Отсюда известное выражение, что тогдашняя наука - служанка богословия. Иными словами, средневековую науку организовала церковь, уче­ный был клириком, чаще - монахом. Наука, будучи книжным делом, опи­равшаяся исключительно на абстрактное мышление, прямо не отклика­лась на технические проблемы и не влияла на их развитие. Ибо задача науки - наблюдать мир, не вмешиваться в ход событий и не руковод­ствоваться практической пользой. Лишь в XVI -XVII вв. горожане осоз­нали необходимость соединения науки с техникой, что привело букваль­но к взрыву научно-технической активности и, в результате - к промышленной революции.

Но развитие светского образования в развитом средневековье раз­двинуло рамки образованности и переместило большинство книжников в университеты, хотя до поры практически не изменило направленность научных поисков: и в университетах преобладала богословская темати­ка. Однако, в отличие от ученого монаха, университетский интеллектуал был и педагогом. Отсюда в университетах возникло стремление не только познавать высшую премудрость, но и разъяснять ее. Так возник интерес к методике познания. Такая наука, сформировав­шаяся в университетах, получила название схолас­тика.

Базируясь на богословском постулате о неизменности Божьего мира, схоластика изучала не конкретные явления, а мнения, брала готовые понятия из высказываний авторитетов. Авторитетами для схоластов были некоторые античные авторы и, естественно, отцы церкви. В области общих понятий авторитетом был Аристотель. Используя «Логику» Аристотеля, схоласты достигли высокого искусства в логических упражнениях. Они развили умение делать силлогизмы (умозаключение) и с помощью их приводить очень тонкие доказательства. Но если у ученых-схоластов были важные находки и мысли, то школьная схоластика превратилась в зубрежку готовых ответов. Средневековые схоластические представления об истине исходили из убеждения в несомненной правоте канонизированных текстов некоторых античных и всех церковных авторов.

«Отцом схоластики» считался Боэций. Главную цель своей жизни Боэций видел в том, чтобы сделать дос­тупным и варварскому миру достижения античной культуры. Он создал философский язык средневековья: дал латинские эквиваленты многим средневековым понятиям, выработал терминологию. Его называли «ла­тинским Аристотелем». Ему, в первую очередь, принадлежит заслуга сохранения богатейшего античного наследия: музыки Пифагора, астро­номии Птолемея, геометрии Евклида, механики Архимеда.

В целом, в схоластике сложилось два основных направления: реализм и номинализм. Они возникли из спора об универсалиях - понятиях. Реалисты считали, что общие понятия, например: род, вид идея, система, жизнь, народ и т.п. реально и объективно существуют сами по себе и предшествовали появлению конкретных вещей. Реали­сты были убеждены, что понятие разума существует в самом бытии, в вещах. Но если понятия существовали раньше вещей, то реалисты ло­гически приходили к выводам древнегреческого философа Платона, ут­верждавшего наличие потустороннего мира. Такие рассуждения приво­дили к мысли о божественном начале, что вполне согласовывалось с господствовавшей религиозной картиной мира. Виднейшим представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

Номиналисты утверждали, что реально существуют только вещи с их индивидуальными качествами, а общие понятия создаются благодаря вещам, которые отображаются в нашем сознании посредством мышления. Номиналисты заявляли, что вещи существуют раньше общих понятий, что общие понятия порождаются вещами: они как бы только имена вещей или свойств. Активными сторонниками номинализма были Пьер Абельяр, Роджер Бэкон.

Помимо схоластики, существовало еще одно философское направ­ление- мистика. Ее сторонники отвергали опыт, практику. Они считали, что религиозные положения усваиваются исключительно путем «созер­цания», то есть молитв. И нет надобности прибегать к каким-либо по­средникам и дополнительным доказательствам. Учитель - только Бог. Близкие к ним каббалисты говорили, что определить Бога - значит убить его. Поэтому мистики были противниками схоластики как таковой. Но они также выступали против роскоши церкви и ее сложной иерархичес­кой организации. По сути, мистики исходили из того, что наука служит только господам, а низам может помочь только чудо. Поэтому они отвер­гали науку как ненужную простым людям. Видным представителем мистиков был монах Бер­нард Клервосский - аскет, требовавший ликвидации цер­ковной роскоши.

Литература Западной Европе

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Выдающимся образцом французского эпоса является «Песнь о Роланде». В основе ее основе неудачный поход Карла Великого в Испанию, в ходе которого при поспешном отступлении арьергард франков в 778 г. был уничтожен басками ночью из засады в Ронсевальском ущелье на Пиренеях. В хронике IX в. среди погибших приближенных Карла упоминался и началь­ник Бретонской марки Хруодланд. Это поражение произвело тяжелое впечатление не только на Карла, но вообще на франков, породило мно­го толков и пересудов. Постепенно в народной молве из участников этой трагической битвы запомнился и выделился маркиз (начальник марки) Роланд (упрощенно от Хруодланд). В XI в. легенда о Роланде уже была хорошо известна. Ее пели франко-нормандские рыцари перед битвой при Гастингсе в 1066 г., победа в которой сделала нормандского герцога Вильгельма английским королем. Эта легенда стала чем-то вроде гимна французских рыцарей.

Вероятно, поэма родилась среди дружинников Карла Великого под впечатлением происшедшего побоища и вероломства неожиданно на­павших басков. Но в течение последующих почти трех столетий, пока поэма была записана (самый ранний, так называемый Оксфордский спи­сок относится к началу XII в.), она претерпела ряд изменений под влия­нием происходивших событий. Позднее, когда рыцарство начало сходить со сцены и разгорелся конфликт буржуазии с королевской властью, поэма перестала интересовать широкие массы населения и в XVI - XVII вв. забывается, лишь в XIX в. исследователи находят ее.

В XII в. была записана возникшая тогда в Испании «Песнь о Сиде». В ней изображалась борьба испанцев за освобождение Пиренеев от арабов. Прообразом главного героя поэмы был кастильский рыцарь родриго Диас ее Вивар, которого часто называли Сид Кампеадор. Ре­альный Сид долгое время участвовал в феодальных распрях, затем, обиженный королем, перешел на службу к мусульманам. Но с конца XI в. он стал одним из лидеров борьбы с арабами, одним из крупнейших дея­телей тогдашней реконкисты, одержал много славных побед. В поэме образ Сида сильно идеализирован, его образ стал воплощением народного героя. С XVI в. поэма забывается, пока в середине XIX в. ее не вспомни­ли.

В немецком эпосе наиболее знаменита «Песнь о Нибелунгах», за­писанная в 1200 г. Она основана на древнегерманских сказаниях об эпо­хе «великого переселения народов», о гибели королевства бургундов под ударами гуннов в 437 г. Среди ее героев гуннский вождь Аттила, выведенный под именем Этцеля. Но содержание поэмы связано с ры­царскими обычаями Германии времен Штауфенов - турнирами, бала­ми, что и делало поэму популярной в дворянской среде.

ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА име­ла своими истоками фольклор и обращала его против светских и духов­ных феодалов. Они изображались грубыми, глупыми, их всегда дурачили хитрые, находчивые, изворотливые и расчетливые горожане.

Так, в одном из наиболее популярных произведений - «Романе о Лисе» (Франция) король выведен в виде льва, крупный феодал - в виде медве­дя, рыцарь - вечно рыскавший в поисках добычи, голодный волк, изво­ротливый, практичный и деловой горожанин - хитрый лис, крестьяне -куры, улитки и прочие мелкие животные. Придворный проповедник выведен ослом. Этот роман, создававшийся с XII по XIV в. и состоявший из 30 отдельных сказок, пользовал­ся огромной популярностью и имел многочисленные подражания.

Другим популярным романом был «Роман о Розе» (тоже написан­ный во Франции). Сюжет первой части, написанной в 1269-1277 гг. Гильомом де Лориссом, был следующим. Молодой человек входит в сад любви и видит Розу (Даму), которая овладевает его сердцем. Дальней­шее повествование посвящено вопросу, сорвет ли главный герой Розу? Перед читателями проходят раздумья - аллегории в виде капризов и превратностей любви, которые представляют аргументы за и против, текст обрывается без разрешения сомнений и желаний героя.

Вторая часть романа - более серьезная. В ней затрагиваются эти­ческие темы, критикуются порядки феодального общества, и особенно - лицемерие церкви. В ней автор - университетский схоласт, преподавав­ший в Сорбонне Жан де Мен - дал универсальную сумму представле­ний: от астрологии до взглядов на любовь и королевскую власть. Во взглядах на любовь он был типичным мужским шовинистом и прагматиком: любовь мужчин и женщин - это только обязанность, возложенная природой для производства потомства. Поэтому брак вообще не нужен, достаточно свободных любовных связей. Этот тезис возник из канонических пред­ставлений о неполноценности женщин.

В XIV в. против таких взглядов выступил известный английский поэт Джефри Чосер, автор «Кентерберийских рассказов» - сборника стихот­ворных новелл и сказок, которые, по сюжету, рассказывали друг другу 29 паломников по дороге в Кентерберри на богомолье. В них ярко рисуют­ся английские нравы XIV в. Паломники разговаривают друг с другом и с прохожими. В итоге представляются все слои английского общества. И хотя сословия четко выделены и низшие завидуют «благородным», Чосера интересуют люди как личности, а не как представители опреде­ленного слоя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: